Файл: Пояснительная записка к выбору темы выпускной квалификационной работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт специального образования и психологии
Кафедра общей и практической психологии
Одобрен на заседании
_____________ кафедры
(протокол № ___ от «___»_______20____г.)
Заведующий кафедрой_________________
(подпись)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬНСКОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
___________________________________________
(Фамилия, имя, отчество обучающегося)
Форма обучения: Очная
Направление подготовки: Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки: Психологическое консультирование в образовании
Научный руководитель: Львова Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, доцент
Тема выпускной квалификационной работы: Особенности творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования.
Пояснительная записка к выбору темы выпускной квалификационной работы
В настоящее время все большее число детей страдают нарушениями психофизиологического развития. При работе с такими детьми основной целью педагогической деятельности является создание условий для творческого и нравственного развития ребенка, его ориентация в практике предмета. Цель - решение таких задач, как формирование у детей практических трудовых навыков, развитие творческой деятельности, воспитание художественного вкуса.
Общеизвестно, что дети с интеллектуальной недостаточностью имеют следующие наиболее значимые характеристики: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, снижение познавательной деятельности, плохая регуляция автономной деятельности, нарушения всех аспектов речи. Также отмечаются медленные и неуклюжие движения, плохая координация пальцев и рук, недоразвитая мелкая моторика.
Сопоставив все вышеперечисленные состояния и диагноз развития данной группы детей, мы определились с направлением нашей работы: уделение особого внимания развитию мелкой моторики руки.
Двигательные навыки помогают ребенку исследовать, сравнивать и классифицировать, тем самым давая ему лучшее понимание мира, в котором он живет. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение речевого органа и контроль за движением пальцев, расположены близко друг к другу. Таким образом, нервные импульсы от движущихся пальцев поступают в кору головного мозга, «возмущая» соседние языковые области, стимулируя их активную деятельность. Поэтому развитие мелкой моторики сыграет огромную роль в развитии речи детей. Для этого нужно отдельно уделять внимание развитию творческих способностей и навыков детей с задержкой психического развития.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН НИР
Семестр | Содержание НИР в семестре | Форма представления результатов НИР | Срок представления результатов НИР |
1 семестр | Утверждение темы, составление плана, определение цели, задач, объекта и предмета исследования | Отчет | Январь 2022 |
2 семестр | Оформление первой главы исследования и списка литературы | Отчет | Июль 2022 |
3 семестр | Оформление второй главы исследования, выбор методик, начало диагностики | Отчет | Январь 2023 |
4 семестр | Окончательное оформление работы | ВКР | Май 2023 |
Обучающийся ______________ СОГЛАСОВАНО:
(подпись) Руководитель программы
Научный руководитель______________ ___________________
(подпись) (подпись)
«_____»__________20 ___г. «_____»__________20 ___г.
Развернутый план выпускной квалификационной работы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования
1.1 Сущность и особенности понятия «творчество» и «творческое развитие» в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Психологическая характеристика детей с ЗПР
1.3 Основные методы и способы творческого развития
1.4 Особенности работы по развитию творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию особенностей творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования.
2.1 Особенности творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования
2.2 Описание эксперимента и методик исследования
Глава 3. Сравнительное исследование динамики творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования.
3.1 Исследование творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования после реализации программы
3.2. Математико – статистическая обработка и интерпретация полученных данных
3.3. Рекомендации для творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования.
Заключение
Выводы
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время все большее число детей страдают нарушениями психофизиологического развития. При работе с такими детьми основной целью педагогической деятельности является создание условий для творческого и нравственного развития ребенка, его ориентация в практике предмета. Цель - решение таких задач, как формирование у детей практических трудовых навыков, развитие творческой деятельности, воспитание художественного вкуса.
Общеизвестно, что дети с интеллектуальной недостаточностью имеют следующие наиболее значимые характеристики: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, снижение познавательной деятельности, плохая регуляция автономной деятельности, нарушения всех аспектов речи. Также отмечаются медленные и неуклюжие движения, плохая координация пальцев и рук, недоразвитая мелкая моторика.
Сопоставив все вышеперечисленные состояния и диагноз развития данной группы детей, мы определились с направлением нашей работы: уделение особого внимания развитию мелкой моторики руки. Двигательные навыки помогают ребенку исследовать, сравнивать и классифицировать, тем самым давая ему лучшее понимание мира, в котором он живет. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение речевого органа и контроль за движением пальцев, расположены близко друг к другу. Таким образом, нервные импульсы от движущихся пальцев поступают в кору головного мозга, «возмущая» соседние языковые области, стимулируя их активную деятельность. Поэтому развитие мелкой моторики сыграет огромную роль в развитии речи детей. Для этого нужно отдельно уделять внимание развитию творческих способностей и навыков детей с задержкой психического развития.
В рамках данной работы теоретической основой являются научные труды, такие как:
- о специфике развития творческих способностей (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Л. Леонтьев);
– об особенностях развития творческих способностей (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн);
– о творческом развитии в процессе изобразительной деятельности (Т.Г. Казакова):
– о творческом развитии через использование разнообразных материалов и нетрадиционных техник (И.А. Лыкова, А.В. Никитина, Т.С. Комарова).
Объект исследования – особенности творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования.
Предмет исследования - динамика творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования.
Цель исследования - изучить особенности творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования.
Общая гипотеза исследования: творческое развитие детей с задержкой психического развития возможно при организации следующих психолого-педагогических условий:
– организовано взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам творческого развития с задержкой психического развития;
– создание в группе развивающей предметно-пространственной среды;
– организован комплекс мероприятий у детей с задержкой психического развития по творческому развитию.
В соответствии с целью и гипотезами исследования были определены следующие исследовательские задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы творческого развития детей в отечественной и зарубежной литературе. Изучить особенности творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования
2. Исследовать уровень проявления творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования
3. Исследовать уровень интеллекта детей с ЗПР в системе дополнительного образования;
4.Исследовать эффективность мероприятий по творческому развитию детей с ЗПР.
Методы исследования, поскольку мы рассматриваем динамику творческого развития детей с ЗПР, были выбраны сравнительный эксперимент, тестирование, опрос. Методы математической статистики.
Методики исследования:
Тест креативности Е. Торренс.
Тест «Необычное использование» К.А. Хеллер.
Диагностика личностной креативности Е.Е. Туник.
Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Е. Туник).
Тест Векслера.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она рассматривает роль творческого развития для развития и коррекции детей с ЗПР в системе дополнительного образования. Полученные данные могут быть использованы для решения теоретических проблем создания развивающей творческой среды для детей с ЗПР, в понимании и происхождении, степени стабильности и факторов, влияющих на успешность психологической и коррекционной помощи детям с ЗПР.
Практическая значимость исследования обусловлена его направленностью на научно-методическое обеспечение практической психологии образования. Полученные результаты могут быть использованы в работе психолого-педагогических и социальных центров по работе с детьми с ЗПР.
Структура работы:
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и списка использованной литературы.
Результаты НИР (подготовка рефератов и эссе, участие в конференциях, подготовка публикаций, получение грантов, участие в конкурсах научных работ, стажировки и т.д.)
-
_
Заключение научного руководителя __________________________________
Обучающийся ______________ СОГЛАСОВАНО:
(подпись) Руководитель программы
Научный руководитель______________ ___________________
(подпись) (подпись) «_____»__________20 ___г. «_____» __________20 ___г.