Файл: Пояснительная записка к выбору темы выпускной квалификационной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт специального образования и психологии

Кафедра общей и практической психологии

Одобрен на заседании

_____________ кафедры

(протокол № ___ от «___»_______20____г.)

Заведующий кафедрой_________________

(подпись)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬНСКОЙ РАБОТЫ

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
___________________________________________

(Фамилия, имя, отчество обучающегося)

Форма обучения: Очная

Направление подготовки: Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Психологическое консультирование в образовании

Научный руководитель: Львова Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, доцент
Тема выпускной квалификационной работы: Особенности творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования.

Пояснительная записка к выбору темы выпускной квалификационной работы
В настоящее время все большее число детей страдают нарушениями психофизиологического развития. При работе с такими детьми основной целью педагогической деятельности является создание условий для творческого и нравственного развития ребенка, его ориентация в практике предмета. Цель - решение таких задач, как формирование у детей практических трудовых навыков, развитие творческой деятельности, воспитание художественного вкуса.

Общеизвестно, что дети с интеллектуальной недостаточностью имеют следующие наиболее значимые характеристики: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, снижение познавательной деятельности, плохая регуляция автономной деятельности, нарушения всех аспектов речи. Также отмечаются медленные и неуклюжие движения, плохая координация пальцев и рук, недоразвитая мелкая моторика.

Сопоставив все вышеперечисленные состояния и диагноз развития данной группы детей, мы определились с направлением нашей работы: уделение особого внимания развитию мелкой моторики руки.
Двигательные навыки помогают ребенку исследовать, сравнивать и классифицировать, тем самым давая ему лучшее понимание мира, в котором он живет. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение речевого органа и контроль за движением пальцев, расположены близко друг к другу. Таким образом, нервные импульсы от движущихся пальцев поступают в кору головного мозга, «возмущая» соседние языковые области, стимулируя их активную деятельность. Поэтому развитие мелкой моторики сыграет огромную роль в развитии речи детей. Для этого нужно отдельно уделять внимание развитию творческих способностей и навыков детей с задержкой психического развития.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН НИР

Семестр

Содержание НИР в семестре

Форма представления результатов НИР

Срок представления результатов НИР

1 семестр

Утверждение темы, составление плана, определение цели, задач, объекта и предмета исследования

Отчет

Январь 2022

2 семестр

Оформление первой главы исследования и списка литературы

Отчет

Июль 2022

3 семестр

Оформление второй главы исследования, выбор методик, начало диагностики

Отчет

Январь 2023

4 семестр

Окончательное оформление работы

ВКР

Май 2023

Обучающийся ______________ СОГЛАСОВАНО:

(подпись) Руководитель программы

Научный руководитель______________ ___________________

(подпись) (подпись)



«_____»__________20 ___г. «_____»__________20 ___г.


Развернутый план выпускной квалификационной работы

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования

1.1 Сущность и особенности понятия «творчество» и «творческое развитие» в отечественной и зарубежной психологии

1.2 Психологическая характеристика детей с ЗПР

1.3 Основные методы и способы творческого развития

1.4 Особенности работы по развитию творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию особенностей творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования.

2.1 Особенности творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования

2.2 Описание эксперимента и методик исследования

Глава 3. Сравнительное исследование динамики творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования.

3.1 Исследование творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования после реализации программы

3.2. Математико – статистическая обработка и интерпретация полученных данных

3.3. Рекомендации для творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования.

Заключение

Выводы

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время все большее число детей страдают нарушениями психофизиологического развития. При работе с такими детьми основной целью педагогической деятельности является создание условий для творческого и нравственного развития ребенка, его ориентация в практике предмета. Цель - решение таких задач, как формирование у детей практических трудовых навыков, развитие творческой деятельности, воспитание художественного вкуса.

Общеизвестно, что дети с интеллектуальной недостаточностью имеют следующие наиболее значимые характеристики: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, снижение познавательной деятельности, плохая регуляция автономной деятельности, нарушения всех аспектов речи. Также отмечаются медленные и неуклюжие движения, плохая координация пальцев и рук, недоразвитая мелкая моторика.


Сопоставив все вышеперечисленные состояния и диагноз развития данной группы детей, мы определились с направлением нашей работы: уделение особого внимания развитию мелкой моторики руки. Двигательные навыки помогают ребенку исследовать, сравнивать и классифицировать, тем самым давая ему лучшее понимание мира, в котором он живет. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение речевого органа и контроль за движением пальцев, расположены близко друг к другу. Таким образом, нервные импульсы от движущихся пальцев поступают в кору головного мозга, «возмущая» соседние языковые области, стимулируя их активную деятельность. Поэтому развитие мелкой моторики сыграет огромную роль в развитии речи детей. Для этого нужно отдельно уделять внимание развитию творческих способностей и навыков детей с задержкой психического развития.

В рамках данной работы теоретической основой являются научные труды, такие как:

- о специфике развития творческих способностей (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Л. Леонтьев);

– об особенностях развития творческих способностей (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн);

– о творческом развитии в процессе изобразительной деятельности (Т.Г. Казакова):

– о творческом развитии через использование разнообразных материалов и нетрадиционных техник (И.А. Лыкова, А.В. Никитина, Т.С. Комарова).

Объект исследования – особенности творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования.

Предмет исследования - динамика творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования.

Цель исследования - изучить особенности творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования.

Общая гипотеза исследования: творческое развитие детей с задержкой психического развития возможно при организации следующих психолого-педагогических условий:

– организовано взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам творческого развития с задержкой психического развития;

– создание в группе развивающей предметно-пространственной среды;

– организован комплекс мероприятий у детей с задержкой психического развития по творческому развитию.

В соответствии с целью и гипотезами исследования были определены следующие исследовательские задачи:

1.Провести теоретический анализ проблемы творческого развития детей в отечественной и зарубежной литературе. Изучить особенности творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования


2. Исследовать уровень проявления творческого развития детей с ЗПР в системе дополнительного образования

3. Исследовать уровень интеллекта детей с ЗПР в системе дополнительного образования;

4.Исследовать эффективность мероприятий по творческому развитию детей с ЗПР.

Методы исследования, поскольку мы рассматриваем динамику творческого развития детей с ЗПР, были выбраны сравнительный эксперимент, тестирование, опрос. Методы математической статистики.

Методики исследования:

Тест креативности Е. Торренс.

Тест «Необычное использование» К.А. Хеллер.

Диагностика личностной креативности Е.Е. Туник.

Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Е. Туник).

Тест Векслера.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она рассматривает роль творческого развития для развития и коррекции детей с ЗПР в системе дополнительного образования. Полученные данные могут быть использованы для решения теоретических проблем создания развивающей творческой среды для детей с ЗПР, в понимании и происхождении, степени стабильности и факторов, влияющих на успешность психологической и коррекционной помощи детям с ЗПР.

Практическая значимость исследования обусловлена его направленностью на научно-методическое обеспечение практической психологии образования. Полученные результаты могут быть использованы в работе психолого-педагогических и социальных центров по работе с детьми с ЗПР.

Структура работы:

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и списка использованной литературы.

Результаты НИР (подготовка рефератов и эссе, участие в конференциях, подготовка публикаций, получение грантов, участие в конкурсах научных работ, стажировки и т.д.)

  1. _

Заключение научного руководителя __________________________________

Обучающийся ______________ СОГЛАСОВАНО:

(подпись) Руководитель программы

Научный руководитель______________ ___________________

(подпись) (подпись) «_____»__________20 ___г. «_____» __________20 ___г.