Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подводное – плавание человека под водой с помощью различных поддерживающих средств и приспособлений (не путать с нырянием). Большое распространение в настоящее время получил дайвинг как часть активного и экстремального туризма. Подводное плавание существует и как вид спорта.
Существенными особенностями плавания, отличающими его от других видов физических упражнений и движений человека, являются:
- нахождение тела в воде;
- горизонтальное положение тела;
- тело находится во взвешенном состоянии, без твердой опоры, т. е. в условиях относительной невесомости.
3. Современные формы плавания: фитнес и кондиционная тренировка.
Термин «фитнес» буквально переводится как «годность», «пригодность», фитнес обозначает организованную двигательную активность.
Аквафитнес – это организованная досуговая деятельность населения различного возраста и уровня подготовленности в водной среде с использование традиционных и нетрадиционных для плавания средств, игр и развлечений, предусматривающая решение оздоровительных, развивающих и образовательных задач. Эта деятельность включает в себя упражнения с различными предметами, поддерживающими средствами или легкими отягощениями.
Плавание спортивными способами (кондиционное плавание) не всегда включается в программу занятий различными формами аквафитнеса. Однако проплывание оздоровительных дистанций может хорошо дополнять недельную двигательную активность либо использоваться в качестве дополнительных нагрузок после занятий. Исходя из схожести задач и оздоровительного эффекта, оздоровительное и кондиционное плавание можно считать одной из форм аквафитнеса.
Аквафитнес имеет различные формы: оздоровительное плавание, гидроаэробика, гидрошейпинг, гидропрофилактика, плавание в семейных группах, кондиционное плавание, лечебно-оздоровительное плавание.
Аквафитнес содействует укреплению здоровья и развитию двигательных способностей. Объем и направленность применяемых физических упражнений прежде всего связаны с методическими принципами регулирования нагрузок для получения желаемого оздоровительного эффекта.
Основная направленность такой тренировки - воспитание выносливости на стайерских дистанциях. Количество тренировочных занятий в неделю в зависимости от условий может составлять
от 2 до 6 в неделю. Продолжительность занятия обычно соответствует стандартному сеансу в бассейне - 45 мин.
В зависимости от уровня плавательной подготовленности в качестве физических упражнений в воде можно выбрать: для слабо плавающих - аквааэробику в мелком бассейне; для умеющих плавать - аквааэробику в глубоком бассейне; для хорошо плавающих - плавание избранным способом. Занятия аквааэробикой так же, как и занятия плаванием, планируются с преимущественной направленностью на выносливость, характерную для стайерских дистанций.
Для кондиционных тренировочных программ недопустимо не только накапливание утомления от занятия к занятию, но даже чрезмерное утомление после однократной тренировки. Нагрузка дозируется таким образом, чтобы увеличение объема и скорости плавания соответствовали повышению уровня подготовленности.
В процессе тренировки необходимо осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья и уровнем подготовленности, при необходимости дополняя его врачебным контролем.
Работа по данному направлению ведется в секциях оздоровительного плавания и водной аэробики бассейнов, оздоровительных центрах и клубах, летних оздоровительных лагерях, аквапарках, а также в форме самостоятельных занятий (для данного раздела их доля особенно велика).
Заключение
В отличие от других видов физических упражнений плавание имеет свои характерные особенности, потому что двигательные действия человека происходят в условиях водной среды. Занятия плаванием способствуют развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.
Для понимания воздействия физических упражнений в воде на человеческий организм и правильного их применения необходимо знать специфические особенности плавания.
Купание и плавание повышают сопротивляемость организма воздействию температурных колебаний, являются профилактикой простудных заболеваний. При плавании задействованы практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры пловцов и подвижности в основных суставах.
Велико гигиеническое значение плавания. Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания, активизирует деятельность различных внутренних органов.
Особенно велико оздоровительное воздействие плавания на взрослый и детский организм. Занятия плаванием укрепляют опорно-двига
тельный аппарат ребенка, развивают координацию движений. Они своевременно формируют «мышечный корсет», предупреждая искривления позвоночника; снижают возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели гибкости и силы, меньше подвержены простудным заболеваниям. Регулярные занятия плаванием повышают жизненный тонус у взрослых людей.
Работа по оздоровительно-реабилитационному плаванию ведется в детских поликлиниках и консультациях, специальных медицинских группах средних и высших учебных заведений, реабилитационных и оздоровительных центрах и клубах, секциях оздоровительного плавания и водной аэробики, а также в форме самостоятельных занятий.
Список использованной литературы
1. Викулов А.Д. Плавание : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Викулов.— М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. —367 с.
2. Дрокова В.А. Теория и методика обучения плаванию: курс лекций. – Хабаровск: ДВГАФК, 2014. – 189с.
3. Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. — М.: Физкультура и спорт, 2001. — 400 с, ил.
4. Плавание. Учебник /Под ред. Платонова В.М. - Киев: «Олимпийская литература», 2000. - 493 с.
5. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание: учебник для студ.учреждений высш.образования/[А.А.Литвинов, А.В.Козлов, Е.В.Ивченко и др.]; под ред.А.А.Литвинова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.