Файл: 3 по учебному курсу Анатомия и физиология человека.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Тольяттинский Государственный Университет
(наименование института полностью) |
Гуманитарно-педагогический институт |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
44.03.02 Психологопедагогическое образование |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Психология и педагогика начального образования |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание № 3
по учебному курсу «Анатомия и физиология человека»
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | Ксения Владимировна Азязова | |
| | |
Группа | ППОбп-2102а | |
| | |
Преподаватель | Борис Александрович Андрианов | |
| | |
Тольятти 2023
Работа 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ ДВУХ
СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Особенность ВНД человека заключается в том, что она формируется на основе взаимодействия т.н. двух сигнальных систем, первой и второй.
Восприятие непосредственных сигналов предметов и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды организма, приходящих от зрительных, слуховых, тактильных и других рецепторов, составляет первую сигнальную систему, которая имеется у животных и человека.
У человека в процессе трудовой деятельности и социальных отношений развивается вторая сигнальная система - словесная, в которой слово в качестве условного раздражителя, знака, не имеющего реального физического содержания, но являющегося символом предметов и явлений материального мира, становится сильным стимулом. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов - слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме). С возникновением и развитием второй сигнальной системы появляется возможность осуществления абстрактной формы отражения - образование понятий и представлений.
Учитывая особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем, И. П. Павлов выделил три истинных человеческих типа ВНД.
Художественный тип. У людей этой группы по степени развития первая сигнальная система преобладает над второй, они в процессе мышления широко пользуются чувственными образами окружающей действительности. Очень часто это художники, писатели, музыканты.
Мыслительный тип. У лиц, относящихся к этой группе, вторая сигнальная система значительно преобладает над первой, они склонны к отвлеченному, абстрактному мышлению и нередко по профессии являются математиками, философами.
Средний тип. Характеризуется одинаковым значением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека. К этой группе относится большинство людей.
Цель работы: определить силу проявления и соотношение первой и второй сигнальных систем.
Материалы и оборудование тест - опросник Б. Кадырова.
Ход выполнения работы. Ознакомившись с инструкцией и содержанием опросника, провести тестирование испытуемых.
ОПРОСНИК Б. КАДЫРОВА
ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СООТНОШЕНИЯ ДВУХ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Соотношение двух сигнальных систем в данном опроснике выявляется по следующим показателям:
1) динамических особенностей (активности и саморегуляции);
2) эмоциональности и воли;
3) познавательных процессов — памяти, воображения, мышления.
По инструкции испытуемый, прочитав утверждение, должен выбрать подходящий для себя ответ.
Шкала «АКТИВНОСТЬ»
(8 утверждений)
Утверждение | Ответ (в баллах) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Я принадлежу к тем людям; вокруг которых веселая компания | Несомненно, да | Пожалуй, да | Нечто среднее | Пожалуй, нет | Нет |
2. Всегда стоит рискнуть, даже когда мало шансов на успех | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
3. Могу в свободное время долго сидеть спокойно, без дела | Совсем не могу | Могу недолго | Когда как | Долго | Как правило, долго |
4. Обычно я поступаю и говорю быстро, долго не раздумывая | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
5. В моей жизни много интересных дел | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
6. Мне доставляет радость все делать быстро | Несомненно, да | Пожалуй, да | Нечто среднее | Пожалуй, нет | Нет |
7. Мне нравится, когда бывает сразу много дел | Несомненно, да | Пожалуй, да | Нечто среднее | Пожалуй, нет | Нет |
8. Я склонен браться за дополнительную и необязательную работу | Очень часто | Часто | Когда как | Редко | Никогда |
Если испытуемый выбирает первый вариант ответа, то это указывает на общую поведенческую активность, склонность к сверхнормативным действиям, избыток энергии, широту контакта с окружающими.
Шкала «ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ»
(9 утверждений)
Утверждение | Ответ (в баллах) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Я люблю поэзию | Несомненно, да | Пожалуй, да | Средне | Пожалуй, нет | Нет |
2. Я принадлежу к таким людям, вокруг которых веселая компания | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
3. Легко «заражаюсь» настроением окружающих | Несомненно, да | Пожалуй, да | По обстоятель-ствам | Пожалуй, нет | Нет |
4. Я на музыку реагирую более эмоционально, чем многие другие | Несомненно, да | Пожалуй, да | Средне | Пожалуй, нет | Нет |
5. Я легко могу обидеться | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
6. Часто нахожусь под впечатлением художественного описания или образа героя | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
7. У меня бывают спады и подъемы настроения | Очень часто | Часто | Нечто среднее | Редко | Никогда |
8. Люблю мечтать | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
9. У меня легко возникают симпатии и антипатии к окружающим | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
Данная шкала выявляет индивидуальные различия по впечатлительности, эмоциональной подвижности, легкости возникновения эмоций и т. д. Утверждения подобраны таким образом, чтобы в совокупности они отражали эмоционально-красочное видение мира,
высокую чувствительность к окружающему, вплоть до юношеской ранимости, устойчивости настроения. Предполагается, что такая шкала может выявлять характерную для подросткового возраста специфику общей динамики эмоциональности. Эта сторона эмоциональности может по-своему характеризовать развитость первой сигнальной системы.
Шкала «ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ»
(6 утверждений)
Утверждение | Ответ (в баллах) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Чтобы запомнить трудный материал, пытаюсь все наглядно представить | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
2. Мне кажется, что у меня хорошая память на лица людей | Несомненно, да | Пожалуй, да | Нечто среднее | Пожалуй, нет | Нет |
3. Не могу вспомнить имя или фамилию человека, лицо которого мне знакомо | Очень часто | Часто не могу | Когда как | Вспоми-наю быстро | Вспоми-наю сразу |
4. Ясно вижу страницу книги, тетради, кажется, что даже буквы вижу, но содержание не могу вспомнить | Несомненно, да | Пожалуй, да | Нечто среднее | Пожалуй, нет | Нет |
5. Легко и надолго могу запомнить поэтические рассказы, стихи и другие литературные произведения | Несомненно, да | Пожалуй, да | Нечто среднее | Пожалуй, нет | Нет |
6. Содержание прочитанного или услышанного помню хорошо, а где читал или услышал, не могу вспомнить | Нет | Пожалуй, нет | Нечто среднее | Пожалуй, да | Да |
Эти утверждения отражают специфические особенности сигнальной сферы индивида в виде образности или логичности памяти. Меньшая величина баллов по этой шкале указывает на преобладание устойчивых образных особенностей памяти.