Файл: 3 по учебному курсу Анатомия и физиология человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

Тольяттинский Государственный Университет

(наименование института полностью)

Гуманитарно-педагогический институт

(Наименование учебного структурного подразделения)

44.03.02 Психологопедагогическое образование

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психология и педагогика начального образования

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание № 3
по учебному курсу «Анатомия и физиология человека»


Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

Ксения Владимировна Азязова













Группа

ППОбп-2102а













Преподаватель

Борис Александрович Андрианов














Тольятти 2023

Работа 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ ДВУХ

СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Особенность ВНД человека заключается в том, что она формируется на основе взаимодействия т.н. двух сигнальных систем, первой и второй.


Восприятие непосредственных сигналов предметов и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды организма, приходящих от зрительных, слуховых, тактильных и других рецепторов, составляет первую сигнальную систему, которая имеется у животных и человека.

У человека в процессе трудовой деятельности и социальных отношений развивается вторая сигнальная система - словесная, в которой слово в качестве условного раздражителя, знака, не имеющего реального физического содержания, но являющегося символом предметов и явлений материального мира, становится сильным стимулом. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов - слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме). С возникновением и развитием второй сигнальной системы появляется возможность осуществления абстрактной формы отражения - образование понятий и представлений.

Учитывая особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем, И. П. Павлов выделил три истинных человеческих типа ВНД.

Художественный тип. У людей этой группы по степени развития первая сигнальная система преобладает над второй, они в процессе мышления широко пользуются чувственными образами окружающей действительности. Очень часто это художники, писатели, музыканты.
Мыслительный тип. У лиц, относящихся к этой группе, вторая сигнальная система значительно преобладает над первой, они склонны к отвлеченному, абстрактному мышлению и нередко по профессии являются математиками, философами.

Средний тип. Характеризуется одинаковым значением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека. К этой группе относится большинство людей.

Цель работы: определить силу проявления и соотношение первой и второй сигнальных систем.

Материалы и оборудование тест - опросник Б. Кадырова.

Ход выполнения работы. Ознакомившись с инструкцией и содержанием опросника, провести тестирование испытуемых.
ОПРОСНИК Б. КАДЫРОВА

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СООТНОШЕНИЯ ДВУХ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Соотношение двух сигнальных систем в данном опроснике выявляется по следующим пока­зателям:

1) динамических особенностей (активности и саморегуляции);

2) эмоциональности и воли;

3) познавательных процессов — памяти, воображения, мышления.

По инструкции испытуемый, прочитав утверждение, должен выбрать подходящий для себя ответ.


Шкала «АКТИВНОСТЬ»

(8 утверждений)


Утверждение



Ответ (в баллах)

1

2

3

4

5

1. Я принадлежу к тем людям; вокруг которых веселая компания

Несомненно, да

Пожалуй, да

Нечто среднее

Пожалуй, нет

Нет

2. Всегда стоит риск­нуть, даже когда мало шансов на успех

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

3. Могу в свободное время долго сидеть спокойно, без дела

Совсем не могу

Могу недолго

Когда как

Долго

Как правило, долго

4. Обычно я поступаю и говорю быстро, долго не раздумывая

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

5. В моей жизни много интересных дел

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

6. Мне доставляет радость все делать быстро

Несомненно, да

Пожалуй, да

Нечто среднее

Пожалуй, нет

Нет

7. Мне нравится, когда бывает сразу много дел

Несомненно, да

Пожалуй, да

Нечто среднее

Пожалуй, нет

Нет

8. Я склонен браться за дополнительную и необязательную работу

Очень часто

Часто

Когда как

Редко

Никогда


Если испытуемый выбирает первый вариант ответа, то это указывает на общую поведен­ческую активность, склонность к сверхнормативным действиям, избыток энергии, широту контакта с окружающими.
Шкала «ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ»


(9 утверждений)


Утверждение



Ответ (в баллах)

1

2

3

4

5

1. Я люблю поэзию

Несомненно, да

Пожалуй, да

Средне

Пожалуй, нет

Нет

2. Я принадлежу к таким людям, вокруг которых веселая компания

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

3. Легко «заражаюсь» настроением окружающих

Несомненно, да

Пожалуй, да

По обстоятель-ствам

Пожалуй, нет

Нет

4. Я на музыку реагирую более эмоционально, чем многие другие

Несомненно, да

Пожалуй, да

Средне

Пожалуй, нет

Нет

5. Я легко могу обидеться

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

6. Часто нахожусь под впечатлением художественного описания или образа героя

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

7. У меня бывают спады и подъемы настроения

Очень часто

Часто

Нечто среднее

Редко

Никогда

8. Люблю мечтать

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

9. У меня легко возникают симпатии и антипатии к окружающим

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет


Данная шкала выявляет индивидуальные различия по впечатлительности, эмоциональ­ной подвижности, легкости возникновения эмоций и т. д. Утверждения подобраны таким об­разом, чтобы в совокупности они отражали эмоционально-красочное видение мира,
высокую чувствительность к окружающему, вплоть до юношеской ранимости, устойчивости настрое­ния. Предполагается, что такая шкала может выявлять характерную для подросткового воз­раста специфику общей динамики эмоциональности. Эта сторона эмоциональности может по-своему характеризовать развитость первой сигнальной системы.
Шкала «ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ»

(6 утверждений)


Утверждение



Ответ (в баллах)

1

2

3

4

5

1. Чтобы запомнить трудный материал, пытаюсь все наглядно представить

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

2. Мне кажется, что у меня хорошая память на лица людей

Несомненно, да

Пожалуй, да

Нечто среднее

Пожалуй, нет

Нет

3. Не могу вспомнить имя или фамилию человека, лицо которого мне знакомо

Очень часто

Часто не могу

Когда как

Вспоми-наю быстро

Вспоми-наю сразу

4. Ясно вижу страницу книги, тетради, кажется, что даже буквы вижу, но содержание не могу вспомнить

Несомненно, да

Пожалуй, да

Нечто среднее

Пожалуй, нет

Нет

5. Легко и надолго могу запомнить поэтические рассказы, стихи и другие литературные произведения

Несомненно, да

Пожалуй, да

Нечто среднее

Пожалуй, нет

Нет

6. Содержание прочитанного или услышанного помню хорошо, а где читал или услышал, не могу вспомнить

Нет

Пожалуй, нет

Нечто среднее

Пожалуй,

да

Да


Эти утверждения отражают специфические особенности сигнальной сферы индивида в виде образности или логичности памяти. Меньшая величина баллов по этой шкале указывает на преобладание устойчивых образных особенностей памяти.