Файл: Учебное пособие по специальностям 280104. 65 Пожарная безопасность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кафедра основ гражданской обороны и управления в ЧС
Дисциплина: «Медицина катастроф»
Раздел 1 Введение в дисциплину «Медицина катастроф»
Тема 1 Управленческие и организационные вопросы взаимодействия
со службой медицины катастроф в условиях чрезвычайной ситуации
Лекция 1.1
Управленческие и организационные вопросы взаимодействия
аварийно-спасательных формирований со службой медицины
катастроф в условиях чрезвычайной ситуации
Старший преподаватель кафедры основ гражданской обороны и управления в ЧС
подполковник внутренней службы
Титова Елена Станиславовна

Учебные вопросы:
1. Место, роль, задачи, организационная структура и порядок функционирования службы медицины катастроф,
как функциональной подсистемы РСЧС.
2. Место,
роль и порядок использования медицинских формирований и подразделений в группировке сил РСЧС
при проведении АСиДНР.
3. Актуальные вопросы и
пути решения проблем догоспитального этапа лечебно-эвакуационного обеспечения в условиях ЧС.

III. Литература
Основная:
1. Королева С.В. Оперативное прогнозирование медицинской обстановки в чрезвычайных ситуациях и методики расчета санитарных потерь: учебное пособие по специальностям 280104.65 – «Пожарная безопасность»,
280103.65 – «Защита в чрезвычайных ситуациях» и направлению подготовки 280700.62 – «Техносферная безопасность» (гриф УМО РАЕ) / С.В. Королева. − Иваново: ООНИ ИвИ ГПС МЧС России, 2014. − 164 с.
2. Королева С.В. Медицина катастроф (вопросы организации лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени) [Электронный ресурс]: учебник. (гриф «Допущено…» МЧС России)/
П.В. Авитисов, …С.В. Королева и др. под ред. П.В. Авитисова. – Химки:АГЗ МЧС России, 2015. – 351 с. // ЕВЭБ
МЧС России.
3. Медицина катастроф: учебное пособие (гриф УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров) / М.М. Мельникова и др. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 272 с. (Серия «Безопасность жизнедеятельности»).
Дополнительная:
4. Королева С.В. Медицина катастроф. Курсантская шпаргалка: учебное пособие для курсантов и студентов всех форм обучения по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» и направлению подготовки 20.03.01 –
«Техносферная безопасность» по профилям «Пожарная безопасность» и «Защита в ЧС». − Иваново: ИвПСА ГПС
МЧС России, 2015. − 96 с.
комплекс мер по предупреждению и максимальному ослаблению воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций на население и личный состав формирований, участвующий в их ликвидации; составная часть обеспечения медико- санитарного населения.
Мероприятия по медицинской защите включают:
содействие в обеспечении медицинскими препаратами, индивидуальными средствами профилактики поражений (антидотами, радиопротекторами, средствами санитарной обработки и т.п.), участие в обучении правилам и приёмам пользования ими; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению и снижению отрицательного воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; определение и выполнение комплекса мероприятий по медицинской защите населения и личного состава, участвующего в ликвидации чрезвычайных ситуаций, на основе оценки сложившейся обстановки;
участие в психологической подготовке населения и личного состава, выполняющего работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций; организацию и соблюдение санитарного режима на этапах медицинской эвакуации; контроль радиоактивного и химического загрязнения поражённых (больных)
и персонала, а также выполнение других защитных мероприятий в формированиях и учреждениях
Всероссийской службы медицины катастроф.
ЗАЩИТА МЕДИЦИНСКАЯ НАСЕЛЕНИЯ И ЛИЧНОГО СОСТАВА УЧАСТВУЮЩЕГО В
ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ -


Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной
системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
• Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
• Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями
• Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
• Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
• На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Перечень
создаваемых федеральными органами исполнительной власти и государственными
корпорациями функциональных подсистем единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
МЧС России
Функциональные подсистемы:

мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
;

предупреждения и тушения пожаров
;

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации
;

координации деятельности по поиску и спасанию людей на водных объектах Российской
Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской
Федерации


Перечень
создаваемых федеральными органами исполнительной власти и государственными
корпорациями функциональных подсистем единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

МВД России

МЧС России

Минобороны России

Спецстрой России

Минтруд России

Минобрнауки России

Минпросвещения России

Минприроды России

Минпромторг России

Минтранс России

Минцифры России

Минсельхоз России

Минэкономразвития России

Минрегион России

Госкорпорация "Росатом"

Росгидромет

Ростехнадзор

Минэнерго России
Функциональные подсистемы:
• Всероссийской службы медицины катастроф;
• резервов медицинских ресурсов
Функциональная подсистема медико- санитарной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в организациях (на объектах), находящихся в ведении ФМБА
России, а также организаций и территорий, обслуживаемых ФМБА России
(16.06.2022)
ФМБА России
(введено
Постановлением
Правительства РФ от
12.10.2020
N 1671)

Минздрав России

Росрыболовство

Рослесхоз

Ростехнадзор

Госкорпорация "Роскосмос"

Минстрой России

Роспотребнадзор

Росгвардия

Росрезерв

ФМБА России

Медицина
катастроф
- отрасль медицины,
представляющая систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленной на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях,
катастрофах,
стихийных бедствиях и
эпидемиях,
предупреждение и лечение поражений (заболеваний),
возникших в
результате
ЧС,
сохранение и
восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 г.
№ 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации
при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и
катастрофами»
сохранение жизни и здоровья населения России в
условиях ЧС признано важнейшей
государственной задачей
регламентировано создание единой
Всероссийской службы медицины катастроф
(ВСМК)

Положение о Всероссийской службе медицины катастроф, которое было утверждено постановлением
Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 г.
(новое Положение о ВСМК утверждено 26.08.2013
Постановлением Правительства РФ №734)., изменения
15.10.2020.


Всероссийская служба медицины катастроф - функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также медицинские силы и средства МВД России и других федеральных органов исполнительной
Служба медицины катастроф Минздрава РФ предназначена для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС. Она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей здравоохранения (лечебно-профилактическими, санитарно- гигиеническими и противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.).

ВСМК осуществляет решение следующих задач:
а) быстрое реагирование, мобилизация материально- технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме;
б) ликвидация эпидемических очагов;
в) создание резерва материальных запасов;
г) обучение оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях.

Полномочия ВСМК :
а) организация ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе организация и оказание медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию;
б) сбор, обработка и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
г) информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;
д) обеспечение реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, при чрезвычайных ситуациях;
е) организация системы дистанционных консилиумов врачей с использованием телемедицинских технологий, в том числе для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
ж) организация взаимодействия с экстренными оперативными службами по привлечению сил и средств Службы для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
з) организация обеспечения связи и информационного взаимодействия органов управления и сил Службы в повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях


Всероссийская служба медицины катастроф функционально объединяет:
а) службу медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации;
б) службу медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации;
в) силы и средства Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
Министерства внутренних дел Российской Федерации,
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,
иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
Российской академии медицинских наук и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф.
Руководство Службой осуществляет Министр здравоохранения Российской Федерации.
Организационно-методическое руководство деятельностью Службы осуществляет
Министерство здравоохранения Российской
Федерации.
Михаил Альбертович
Мурашко
Министр здравоохранения
Российской Федерации

Служба в целях выполнения возложенных на нее задач представлена:
а) на федеральном уровне:
координационным органом - комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства здравоохранения Российской
Федерации;
постоянно действующим органом управления - соответствующим подразделением
Министерства здравоохранения Российской Федерации;
органом повседневного управления - федеральным государственным бюджетным
учреждением "Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова"
Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Национальный медико-
хирургический Центр имени Н.И. Пирогова);
силами и средствами Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального медико-биологического агентства, Министерства обороны Российской Федерации,
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел
Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных федеральных органов исполнительной власти, Российской академии медицинских наук и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф;