Файл: Семинарскопрактическое занятие 5 по темам Ощущение и восприятие Представьте краткую характеристику.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 251
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
___________________Общая психология______________
Группа 22П175
Студент
В.А.Косякова
МОСКВА 2023
Семинарско-практическое занятие № 5 по темам «Ощущение и восприятие»
-
Представьте краткую характеристику одногоизвидов ощущений (по модальностям): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные.
Ответ: Слуховые ощущения. Эти ощущения относятся к дистантным и имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Слуховые ощущения отражают высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука – формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шумы.
-
Дайте краткую характеристику одногоизвидоввосприятия (по формам существования материи): восприятие пространства; восприятие времени; восприятие движения.
Ответ: Восприятие движения осуществляется благодаря сложному механизму, природа которого еще не изуче5на.
Когда предмет движется в пространстве, то человек воспринимает его движение, после того как предмет выходит из области видения, то эти он заставляет передвигать глаза или голову, чтобы вновь зафиксировать на нем взгляд.
В итоге происходит два явления:1) смещение объекта по отношению к положению тела указывает человеку на его передвижение в пространстве; 2) мозг фиксирует движение глаз, следящих за предметом, что особенно важно для восприятия движения.
Теории восприятия движения предоставлены двумя группами.
Первая группа теорий выводит движение из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (В.Вундт).
Представители второй теории утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, несводимое к таким элементарным ощущениям.
III. Кратко раскройте суть законов (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
-
Закон Стивенса.
Закон Стивенса — это модификация основного психофизического закона, предложенная американским психологом Стенли Стивенсом (англ.)русск.. Он создал формулу, связывающую силу ощущения с определённой степенью физической интенсивности раздражителя. До этого существовал типичный закон Вебера — Фехнера, модификацию которой произвёл Стивенс. По закону Фехнера между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует логарифмическая зависимость. Стивенс считал, что зависимость степенная, и записал формулу:
Y = k S^n,
где Y — субъективная величина или ощущение, S — стимул, n — показатель степени функции и k — константа, зависящая от единиц измерения. Существует и иная форма записи: n Е = kP[уточнить], где Е — сила ощущения, Р — физическая интенсивность раздражителя, k и n — некие постоянные. При этом получается, что показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости звука частотой 3000 Гц он имеет значение 0,67; для электрического тока, пропускаемого через пальцы — 3,5.
Стивенс не был первым, кто предложил описывать связь силы стимула и ощущения степенным законом, но он впервые проанализировал экспериментальные данные и опубликовал на их основе конкретные значения коэффициентов.
IV. Практические задания.
-
Представьте в таблице сходные и отличительные характеристики ощущения и восприятия.
| Ощущение | Восприятие |
Сходство | Это познавательный психический процессы, которые отражают окружающий мир; Это познавательные процессы, которые возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств | Это познавательный психический процессы, которые отражают окружающий мир; Это познавательные процессы, которые возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств |
Отличия | отражаются отдельные свойства раздражителя; итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.) | отражает предмет в целом, в совокупности его свойств; в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. |
-
Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться-адаптация.
б) Под влиянием некоторых запахов (например, бергамотового масла)
наблюдается обострение слуховой чувствительности-взаимодействие.
в) У людей, занимающихся музыкой, наблюдается заметное повышение чувствительности к различению тона- сенсибилизация.
г) Слепоглухая Ольга Скороходова по запаху узнавала вошедшего в комнату человека; слушала музыку, положив руку на крышку рояля- синестезия.
-
Представьте в таблице.
Свойство восприятия | Краткая характеристика | В чем проявляется |
Предметность | Это свойство восприятия подразумевает способность группировать явления или объекты в соответствии с их ключевыми характеристиками. Зарождение и совершенствование описываемого свойства проистекает в ходе индивидуального формирования организма. Возникает в младенчестве. Развитие предметности базируется на моторных компонентах, которые обеспечивают взаимодействие крохи с объектами (движения глаз, пальцев, повороты головы). При отсутствии движений образы перцепции не будут обладать предметностью. | Проявляется в соотношении образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. |
Целостность | Полное представление об объекте формируется на базе суммирования получаемых в виде всевозможных ощущений сведений о некоторых свойствах и характеристиках такого объекта. Целостность перцепции заключается в мысленном доведении полученных сведений до полного представления определённого явления даже при частичном отражении некоторых свойств познаваемого явления. | Заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры. |
Структурность | Анализируемое свойство заключается не просто в комплексности ощущений. Оно отражает взаимосвязь разнообразных свойств и элементов, то есть структуру явления. Восприятие сообщает человеческому сознанию структуру встретившегося явления. Можно заключить, что структурность перцепции включает отражение своеобразия взаимосвязей частей целого. Так, например, ноты, поступающие в сознание, помогают человеку определить мелодию. | Заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией мгновенных ощущений и не является простой их суммой. |
Избирательность(активность) | Данное свойство восприятия заключается в большем выделении одних признаков, качеств, особенностей, предметов в сравнении с иными. Избирательность перцепции порождается как объективными факторами, так и субъективными. К первым – причисляют специфику самих раздражителей (силу, контрастность, подвижность), также как и специфичности тех условий извне, в которых познается явление (освещённость, удаление от человека). Ко вторым – относят, как правило, отношение индивида к влияющим на него явлениям, обусловленное значением для него, его потребностями, интересами, а также предшествующим опытом и сиюминутным психическим состоянием. | Заключается в том. Что в любой момент времени человек воспринимает только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном восприятия. |
Апперцепция | Приобретённый опыт перцепции занимает ключевую позицию в ходе восприятия. Специфики восприятия обуславливаются всем предыдущим практическим и житейским опытом индивида. Апперцепцией именуют обусловленность восприятия прошлым опытом и личностными особенностями воспринимающего. Человек для классификации в ходе восприятия предметов, которые он познает, выдвигает и проверяет различные умозаключения о принадлежности предмета тому либо иному классу объектов. | Заключается в том, , что человек воспринимает предметы и явления внешнего мира обусловлено — в тесной взаимосвязи друг с другом. |
Семинарско-практическое занятие № 6 по теме «Память»
1. Представьте краткую характеристику одного из видов памяти (по характеру психической активности, преобладающей в деятельности и особенностям запоминания материала): двигательная (моторная), эмоциональная, образная, словесно-логическая.
Ответ: Эмоциональная память -это память на чувства, заключающаяся в способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности и интересы человека, как осуществляются отношения с окружающим миром. Пережитые и сохранённые в памяти чувства выступают в виде сигналов, побуждающих к действию или удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
Воспроизведенные (вторичные) чувства могут отличаться от первоначальных.
Первые проявления эмоциональной памяти у ребенка проявляется к концу первого полугода жизни. Но начальное проявления эмоциональной память отличаются от более поздних, так как на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носет условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития она является осознанной.
2. Дайте краткую характеристику одного из видов памяти (по продолжительности закрепления и сохранения материала): кратковременная, оперативная и долговременная.
Ответ: Оперативная память- это мнемические процессы, обслуживающие актуальные действия, операции. Такая память рассчитана на сохранение информации, с последующим забыванием соответствующей информации. Срок хранения такого вида памяти зависит от задачи и может варьироваться от нескольких минут до нескольких дней. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например, арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться.
III. Кратко раскройте суть исследований памяти (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
Ответ: Исследования Г. Эббингауза.
Немецкий ученый Герман Эббингауз, который первым стал заниматься изучением процессов запоминания и забывания. Эббингауз ставил эксперименты на себе. Основная идея метода заключалась в заучивании бессмысленных списков слов или слогов. Цель, которую ставил перед собой ученый
, — изучить образование и сохранение в памяти новых ассоциаций, не связанных с уже существующими (или не зависимых от них). Поэтому он пользовался бессмысленными слогами, считая их свободными от каких-либо смысловых ассоциаций. Эббингауз заучивал списки таких слогов до тех пор, пока не воспроизводил их безошибочно. Спустя некоторое время он делал проверку. Количественной мерой забывания служило число дополнительных повторов, необходимых для восстановления правильного воспроизведения списков. Это позволяло судить, какая часть заученного материала сохранялась в памяти.
Одно из важных открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (из 7 или меньше слогов), то его удается запомнить с одного прочтения. Если список слогов увеличить сверх 7, то время для заучивания резко возрастает. Поэтому 7 элементов, которые можно запомнить сразу, называют объемом кратковременной памяти.
В таких простых экспериментах можно было изучить влияние некоторых факторов, влияющих на характеристики памяти. Например, при меньших скоростях предъявления слогов заучивание происходит быстрее. Легкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду.
В последующих исследованиях возникло много вариантов тестов, которые впервые предложил Эббингауз как метод «запоминания рядов». Например, при изучении памяти часто используют метод парных ассоциаций. В этом случае каждый элемент списка представляет собой комплекс, состоящий из двух частей: например, журнал-1; ручка-2 и т.п. После запоминания таких пар испытуемый должен называть при предъявлении 1-го элемента 2-й элемент пары. Одно из предполагаемых достоинств метода парных ассоциаций состоит в том, что один элемент можно рассматривать одновременно и как стимул (1-я часть), и как реакцию (2-я часть).
Еще один метод — свободное припоминание: испытуемый может воспроизводить элементы в любой последовательности
Следующий метод — тест на узнавание. Он отличается от других формой проверки: испытуемому предъявляют слова и просят сказать, узнает ли он их как элементы первоначального ряда. Другими словами, испытуемый не вспоминает весь ряд, а только узнает его. Испытуемый на предъявление каждого следующего элемента должен отвечать «да» или «нет». Другой формой теста на узнавание служит метод вынужденного выбора. Испытуемому предъявляют не один, а одновременно два или несколько элементов. Один из них входит в первоначальный список, а остальные нет. Испытуемый должен определить, какой элемент был в первоначальном списке. Этот тест является одним из вариантов множественного выбора. Иногда все слова предъявляют напечатанными на бумаге, и испытуемый подчеркивает узнаваемые слова.