Файл: Урок 72. Заключительный урок по курсу химии 8 класса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

урок № 72. Заключительный урок по курсу химии 8 класса

Наши знания не могут

иметь конца именно

потому, что предмет

познания бесконечен”

(Паскаль

Цель урока: Обобщить сведения, полученные в ходе изучения курса химии 8 класса.
Задачи:

. Образовательные – формировать навыки самостоятельной работы, продолжать формировать умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, использовать теоретические знания на практике, делать выводы и обобщения.
Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; продолжать развивать познавательные способности, мышление, внимание.
Воспитательные - воспитать самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.
Оборудование и реактивы: сульфат меди, гидроксид натрия, фенолфталеин, соляная кислота. карточки – задания.



Ход урока

I.Орг. момент

Вчера и сегодня”.

Л ампа плакала в углу,
За дровами на полу:
— Я голодная,я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему –
Я не пойму —
Не нужна я никому?..
Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой,
Говорили, будто в ней
Пятьдесят горит свечей.



Н у и лампа! На смех курам!
Пузырек под абажуром.
В середине пузырька –
Три-четыре волоска…
Стеариновая свечка
Робко вставила словечко:
— Вы сказали, будто в ней
Пятьдесят горит свечей?
Обманули вас бесстыдно:
Ни одной свечи не видно!





К какому явлению: физическому или химическому – относится горение старой лампы? А горение новой? Объясните ваше решение.

(Горение старой лампы – химическое явление, так как керосин вступает в реакцию с кислородом воздуха и образуются новые вещества – вода и углекислый газ. Горение новой лампы – физическое явление, так как спираль лампы при прохождении через нее электрического тока не изменяется и новых веществ не образуется.)

I I.Повторение курса неорганической химии.

1. «Шиворот на выворот»

здесь вам нужно перевести с химического

языка на общепринятые фразы.
1. Не все то аурум, что блестит.
2. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на спине
3. За купрумный грош удавился
4. Феррумный характер
5. С тех пор много аш-два-о утекло
6. Уходит ,как аш-два-о в оксид кремния

2. Викторина «Вспомним химию»
1. Песок, с которым пьют чай. (сахарный)
2. Каким химическим элементом богата капуста ламинария (йод)
3. Какой химический элемент содержится в яблоках (железо)
4. Металл, который содержится в святой воде (серебро)
5. Нехватка какого элемента приводит к кариесу (фтор)
6. Когда испорчено яйцо, я тоже сразу на лицо.

Я отбиваю аппетит и очень сильно ядовит.(сероводород)
7. Хотя я соль, но под водой, вас удивлю своей средой.

Посуду мыть, стирать белье, могу и это не вранье (сода).

3. “Исправь ошибку»- раздаю тексты учащимся. Они читают и исправляют.
Сейчас вашему вниманию предлагается рассказ, содержащие физические и химические ошибки. За каждую исправленную ошибку один балл.
В яркий солнечный день ребята направились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много углекислого газа. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из оксида алюминия, был сухим и чистым. Идти было легко. Потом путешественники свернули на луг, и им пришлось сбавить шаг. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, пополз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Рядом с трактором ехал велосипедист. Ехать ему было легко, и он распевал веселую песенку: «Вода, вода кругом». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам стало теплее. На дне реки лежал большой камень, состоящий из чистого оксида кремния. Трое мальчиков с трудом подняли его в воде, но зато легко выбросили на берег.




4. Мини - викторина по основным понятиям химии:

  1. То, из чего состоит тело (вещество).

  2. Способность химического элемента существовать

  3. в виде нескольких простых веществ (аллотропия).

  4. Признаки, по которым одно вещество отличается от других (свойства).

  5. Отрицательно заряженная частица в атоме (электрон).

  6. Изменение, происходящее с веществом (явления).

  7. Положительная частица в ядре атома (протон).

  8. Химическая связь в кристалле меди (металлическая).

  9. Тип химической связи в молекуле воды (ковалентная полярная).

  10. Разновидности атома одного и того химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разную атомную массу (изотопы).

  11. Вещество, состоящее из атомов одного химического элемента (простое).

5.вещества

Представьте: перед нами расстилается равнина страны Веществ. Шагая по ней, проведем «химическую разминку».

  1. Что такое оксиды? Приведите примеры.

  2. Что такое основания?

  3. Что такое кислоты?

  4. Что такое соли?

  5. Реакция нейтрализации – это…

А теперь – химический диктант.

а). CuSO4, HNO3, NaOH, AlCl3, HCl, ZnO, P2O5, H2SO4.

б). Проверка выполнения задания (заранее на интерактивной доске записаны все формулы и закрыты «шторкой»; открываем «шторку», ребята меняются тетрадями (использую прием взаимопроверки) и оценивают друг друга).

6.практичкское задание

  1. Необходимо из сульфата меди(II) получить гидроксид меди(II). Провести опыт, записать уравнение реакции.

  2. Проведите реакцию между гидроксидом натрия и соляной кислотой. Запишите уравнение реакции.

7.черная коробка

Послушайте вопрос-информацию и ответьте на вопрос: "Что в этой коробке?"

Итак, внимание...

(Читаю задание с карточки о поваренной соли).

У древних народов нередко бывали войны из-за этого, а некоторые народы Африки платили когда-то за это золотым песком. У римлян ни одно жертвоприношение не обходилось без этого. Римские легионеры времен Цезаря часть жалованья получали... Крестоносцам в средние века тоже часто платили не золотом или серебром, ... Это заменяло деньги во многих странах.


В Китае в 13 веке, как свидетельствует Марко Поло, из этого изготовлялись и сами монеты.

И даже в 1927 году в Эфиопии, по свидетельству академика Н.И.Вавилова, это ещё применялось и заменяло крупные деньги, а красный перец - мелкие.

У всех народов это химическое соединение - символ гостеприимства, верности, радушия. Что же находится в коробке?

8.Работа в тетрадях и у доски

Ваша задача:дописать уравнения и определить тип реакций:

1) NaOH+H2SO4
2) Mg+HCl →
3) H
2+O2
4) CaCO
3

ответ:

1) 2NaOH+H2SO4 → Na2SO4+2H2O – реакция обмена
2) Mg+2HCl → MgCl2 +H2 реакция замещения
3) 2H2 +O2 → 2H2O– реакция соединения
4) CaCO3 → CaO+ CO2 реакция разложения

III. подведение итогов

Т ри клада у природы есть:
вода, земля и воздух –
и три ее основы.
Какая бы ни грянула беда-
Все возродится снова.
Но если…
Впрочем, в наш жестокий век
понятно всем,
что «если» значит.
О человек!
Природа – мать ни рек
и ни морей от глаз твоих не прячет,
ни росших трав, ни голубых озер…
Цени ее доверие, природы!
Не обмани его!
И в темный лес входи,
Как в храм под мраморные своды.
(С.Викулов)

отгадать какое оборудование зашифровано (закрасить цветными карандашами)




ответы: