Файл: Урок 72. Заключительный урок по курсу химии 8 класса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
урок № 72. Заключительный урок по курсу химии 8 класса
“Наши знания не могут
иметь конца именно
потому, что предмет
познания бесконечен”
(Паскаль
Цель урока: Обобщить сведения, полученные в ходе изучения курса химии 8 класса.
Задачи:
. Образовательные – формировать навыки самостоятельной работы, продолжать формировать умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, использовать теоретические знания на практике, делать выводы и обобщения.
Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; продолжать развивать познавательные способности, мышление, внимание.
Воспитательные - воспитать самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.
Оборудование и реактивы: сульфат меди, гидроксид натрия, фенолфталеин, соляная кислота. карточки – задания.
Ход урока
I.Орг. момент
“Вчера и сегодня”. Л ампа плакала в углу, За дровами на полу: — Я голодная,я холодная! Высыхает мой фитиль. На стекле густая пыль. Почему – Я не пойму — Не нужна я никому?.. Познакомилась в столовой Я сегодня с лампой новой, Говорили, будто в ней Пятьдесят горит свечей. | Н у и лампа! На смех курам! Пузырек под абажуром. В середине пузырька – Три-четыре волоска… Стеариновая свечка Робко вставила словечко: — Вы сказали, будто в ней Пятьдесят горит свечей? Обманули вас бесстыдно: Ни одной свечи не видно! |
К какому явлению: физическому или химическому – относится горение старой лампы? А горение новой? Объясните ваше решение.
(Горение старой лампы – химическое явление, так как керосин вступает в реакцию с кислородом воздуха и образуются новые вещества – вода и углекислый газ. Горение новой лампы – физическое явление, так как спираль лампы при прохождении через нее электрического тока не изменяется и новых веществ не образуется.)
I I.Повторение курса неорганической химии.
1. «Шиворот на выворот»
здесь вам нужно перевести с химического
языка на общепринятые фразы.
1. Не все то аурум, что блестит.
2. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на спине
3. За купрумный грош удавился
4. Феррумный характер
5. С тех пор много аш-два-о утекло
6. Уходит ,как аш-два-о в оксид кремния
2. Викторина «Вспомним химию»
1. Песок, с которым пьют чай. (сахарный)
2. Каким химическим элементом богата капуста ламинария (йод)
3. Какой химический элемент содержится в яблоках (железо)
4. Металл, который содержится в святой воде (серебро)
5. Нехватка какого элемента приводит к кариесу (фтор)
6. Когда испорчено яйцо, я тоже сразу на лицо.
Я отбиваю аппетит и очень сильно ядовит.(сероводород)
7. Хотя я соль, но под водой, вас удивлю своей средой.
Посуду мыть, стирать белье, могу и это не вранье (сода).
3. “Исправь ошибку»- раздаю тексты учащимся. Они читают и исправляют.
Сейчас вашему вниманию предлагается рассказ, содержащие физические и химические ошибки. За каждую исправленную ошибку один балл.
В яркий солнечный день ребята направились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много углекислого газа. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из оксида алюминия, был сухим и чистым. Идти было легко. Потом путешественники свернули на луг, и им пришлось сбавить шаг. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, пополз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Рядом с трактором ехал велосипедист. Ехать ему было легко, и он распевал веселую песенку: «Вода, вода кругом». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам стало теплее. На дне реки лежал большой камень, состоящий из чистого оксида кремния. Трое мальчиков с трудом подняли его в воде, но зато легко выбросили на берег.
4. Мини - викторина по основным понятиям химии:
-
То, из чего состоит тело (вещество). -
Способность химического элемента существовать -
в виде нескольких простых веществ (аллотропия). -
Признаки, по которым одно вещество отличается от других (свойства). -
Отрицательно заряженная частица в атоме (электрон). -
Изменение, происходящее с веществом (явления). -
Положительная частица в ядре атома (протон). -
Химическая связь в кристалле меди (металлическая). -
Тип химической связи в молекуле воды (ковалентная полярная). -
Разновидности атома одного и того химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разную атомную массу (изотопы). -
Вещество, состоящее из атомов одного химического элемента (простое).
5.вещества
Представьте: перед нами расстилается равнина страны Веществ. Шагая по ней, проведем «химическую разминку».
-
Что такое оксиды? Приведите примеры. -
Что такое основания? -
Что такое кислоты? -
Что такое соли? -
Реакция нейтрализации – это…
А теперь – химический диктант.
а). CuSO4, HNO3, NaOH, AlCl3, HCl, ZnO, P2O5, H2SO4.
б). Проверка выполнения задания (заранее на интерактивной доске записаны все формулы и закрыты «шторкой»; открываем «шторку», ребята меняются тетрадями (использую прием взаимопроверки) и оценивают друг друга).
6.практичкское задание
-
Необходимо из сульфата меди(II) получить гидроксид меди(II). Провести опыт, записать уравнение реакции. -
Проведите реакцию между гидроксидом натрия и соляной кислотой. Запишите уравнение реакции.
7.черная коробка
Послушайте вопрос-информацию и ответьте на вопрос: "Что в этой коробке?"
Итак, внимание...
(Читаю задание с карточки о поваренной соли).
У древних народов нередко бывали войны из-за этого, а некоторые народы Африки платили когда-то за это золотым песком. У римлян ни одно жертвоприношение не обходилось без этого. Римские легионеры времен Цезаря часть жалованья получали... Крестоносцам в средние века тоже часто платили не золотом или серебром, ... Это заменяло деньги во многих странах.
В Китае в 13 веке, как свидетельствует Марко Поло, из этого изготовлялись и сами монеты.
И даже в 1927 году в Эфиопии, по свидетельству академика Н.И.Вавилова, это ещё применялось и заменяло крупные деньги, а красный перец - мелкие.
У всех народов это химическое соединение - символ гостеприимства, верности, радушия. Что же находится в коробке?
8.Работа в тетрадях и у доски
Ваша задача:дописать уравнения и определить тип реакций:
1) NaOH+H2SO4→
2) Mg+HCl →
3) H2+O2→
4) CaCO3→
ответ:
1) 2NaOH+H2SO4 → Na2SO4+2H2O – реакция обмена
2) Mg+2HCl → MgCl2 +H2 –реакция замещения
3) 2H2 +O2 → 2H2O– реакция соединения
4) CaCO3 → CaO+ CO2 – реакция разложения
III. подведение итогов
Т ри клада у природы есть:
вода, земля и воздух –
и три ее основы.
Какая бы ни грянула беда-
Все возродится снова.
Но если…
Впрочем, в наш жестокий век
понятно всем,
что «если» значит.
О человек!
Природа – мать ни рек
и ни морей от глаз твоих не прячет,
ни росших трав, ни голубых озер…
Цени ее доверие, природы!
Не обмани его!
И в темный лес входи,
Как в храм под мраморные своды.
(С.Викулов)
отгадать какое оборудование зашифровано (закрасить цветными карандашами)
ответы: