Файл: 1. Предмет и значение курса. Классификация римского права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1417
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и значение курса. Классификация римского права
2. Периодизация истории римского права. Источники римского права
5. Организация судебного процесса Юрисдикция, подсудность
7. Значение формулы в формулярном процессе. Составные элементы формулы
9. Лица в римском праве. Общее понятие право- и дееспособности
10. Правовое положение римских граждан. Либертины
11. Правовое положение латинов, перегринов
14. Юридические лица в римском праве
15. Римская фамилия. Агнаты и когнаты
16. Понятие и виды брака. Личные и имущественные отношения супругов. Конкубинат
17. Порядок заключения и прекращения брака
18. Правовые отношения родителей и детей
21. Понятие права собственности. Особенности квиритского права собственности
22. Установление и прекращение права собственности
23. Защита квиритской собственности
24. Бонитарное обладание. Отличительные признаки. Защита
25. Понятие владения. Порядок установления и прекращения. Виды владения
26. Защита владения. Интердиктное производство
27. Сервитуты. Понятие порядок установления, защита
31. Залоговое право. Понятие и формы залога
36. Обязательственное право. Понятие и виды обязательств
37. Основания и прекращения обязательств
38. Способы обеспечения обязательств
40. Понятие контракта (договора) в римском праве. Виды договоров
41. Условия действительности договора. Пороки согласия
42. Порядок исполнения договоров. Просрочка в исполнении
43. Вербальные контракты. Стипуляция
44. Литеральные контракты. Синграфы и хирографы.
52. Квазиконтракты. Понятие и виды.
17. Порядок заключения и прекращения брака
Условия законности брака:
-
согласие вступающих в брак -
достижение ими возраста (для м 14 лет, для ж — 12 лет) -
нахождение жениха и невесты в здравом уме -
отсутствие близких степеней родства -
чтобы ни одно из лиц не состояло в другом браке.
В середине V в. запрещались браки между патрициями и плебеями, римскими гражданами и иностранцами (перегринами). Заключению брака предшествовала помолвка. В Древнем Риме стороны заключали договор, в кот содержалось клятвенное обещание заключить брак. В конце II в. помолвка могла заключаться в устной форме. При этом помолвка сопровождалась внесением задатка со стороны жениха. Если жених отказывался от заключения брака, то он терял уплаченный задаток, а если невеста или ее отец отказывались от заключения брака, то они возвращали уплаченный женихом задаток в четырехкратном размере. Обручение и брачная церемония могли следовать друг за другом, но могли быть и отделены друг от друга даже несколькими годами. В момент обручения обменивались подарками в соответствии с социальным уровнем партнера. Обручение могло осуществляться и представителями жениха и невесты. Сам факт обручения и обмена подарками закреплялся спец документами (в более ранний период — присутствием свидетелей). Расторжение обручения осуществлялось или по взаимному согласию жениха и невесты, или в судебном порядке. Обручение устанавливало родственные отношения между женихом и невестой, в связи с чем возникали ограничения на заключение брака между другими членами данных семейств, даже если намечавшийся брак не состоялся. Не допускалось проведение двух обручений, как и многобрачие. Со стороны невесты обручение проводилось домовладыкой, которым было принято решение о заключении брака, хотя согласие дочери было обязательным условием.
Основным элементом заключения брака являлось введение невесты в дом мужа. Если невеста была несовершеннолетней, она могла находиться в доме своего мужа, но брак признавался действительным только по достижении ею 12 лет.
Брачные препятствия:
-
– недостижение брачного возраста; -
– отсутствие согласия paterfamilias или вступающих в брак; -
– наличие отношений родства или свойства; -
– душевная болезнь; -
– отсутствие jus conubii; – -
если партнеры являлись субъектами разного права (римлянин и женщина другого гражданства, перегрины и т. п.); -
– несоответствующий социальный уровень лиц, вступающих в брак. Например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть; -
– религиозные различия возможных партнеров: правовой брак мог быть заключен только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры.
Способы прекращения брака:
-
– смерть одного из супругов; -
– утрата одним из супругов гражданского правового статуса в связи с утратой свободы, изменением сословного положения или изменением гражданства (capitis deminutio). По возвращении из плена брак восстанавливался; -
– развод – заявление об отказе от брачного союза.
Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium). Процедура развода зависела от того, в какой форме брак был заключен, – confarreatio (брак, заключенный путем религиозного свадебного обряда), ooemptio (брак, заключенный путем покупки жены) или usus (неформальный брак), но в любом случае она выражала отказ одного из супругов от продолжения брака и претензию его на личную и имущ самостоятельность.
Развод со стороны мужа мог происходить в форме diffarreatio (обрядовое расторжение брака) и remanoipatio (обряд, противоположный манципации, покупке жены). Расторжение брака сопровождалось выяснением причин развода, и виновная сторона несла имущ санкции в виде потери своего добрачного имущества или штрафов. Развод по обоюдному согласию супругов был запрещен Юстинианом.
Односторонние заявления о разводе были допущены в случае, если другой супруг:
– нарушил верность;
– покушался на жизнь первого супруга;
– допустил какое-то другое виновное действие.
Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине. Односторонний развод без уважительной причины наказывался штрафом. Закон 18 г. до н. э. установил правило, чтобы о расторжении брака объявлялось в присутствии 7 свидетелей (обычно с вручением разводного письма, т. е. в письменной форме). Также установлены имущ санкции в случае заявления о разводе без основательной причины. Если поведение жены послужило поводом к разводу, приданое (dos) оставалось у мужа, если виновен последний
, предбрачный дар сохранялся за женой.
18. Правовые отношения родителей и детей
Отнош между матерью и детьми зависит от формы брака:
в браке cum manu жена вместе с детьми подчинена власти мужа или домовладыки, на равных с детьми началах наследует после мужа. В качестве агнетов ее сыновья осущ опеку над ней после смерти мужа.
В браке sine manu мать юридич не связана с детьми, она агнатка своей прежней семьи, где она наследует и члены семьи наследуют после нее.
Но со временем взаимные права наследования детей и матери в таком браке расширяются. Власть главы семьи в отношении своих подвластных — особый институт римского семейного права.Все члены семьи подчинялись главе семьи. Сын мог занимать высокие государственные должности, иметь в своем подчинении армию, но в семье он был подчинен только отцу и действовал с его непосредственного согласия. Данное правило действует, даже если сын сам имеет семью. Имущественная правоспособность наступала гораздо позднее политической — после смерти отца. Отцовская власть распространялась только на тех детей, которые были рождены в законном браке. Отцовская власть над внебрачными детьми принадлежала тому лицу, которое публично демонстрировало брачные отношения.
Выделялось несколько оснований возникновения отцовской власти:
1) рождение детей в браке лиц, являющихся гражданами Рима. Законными признаются дети, которые рождены не ранее 182 дней после свадьбы и не позднее 300 дней после свадьбы. Дети, рожденные до 182 дней после свадьбы, признавались законными, если муж признавал свое отцовство;
2) признание законными детей, рожденных вне брака;
3) усыновление.
Отец в отношении своего ребенка обладал многими правами. Отец мог распоряжаться жизнью ребенка вплоть до достижения им совершеннолетнего возраста. Однако это право ограничивалось нравами и обычаями. Домовладыка был вправе оставить ребенка безнадзорным. Отец нес ответственность за правонарушения, совершенные его ребенком. Он мог отвечать лично либо выдать ребенка лицу, которое является потерпевшим. Кроме этого, отец мог продать в рабство своего ребенка исходя из имущественных интересов семьи или в наказание. Домовладыка имел право винди-кационного иска к лицу, удерживающему его детей. Дети, находясь под властью отца, не обладали никаким самостоятельным имуществом
за исключением: имущества, приобретенного сыном на войне, которое признавалось его собственностью; имущество, полученное по наследству от матери или из ее семьи, также признавалось собственностью ребенка. Отцовская власть над детьми прекращалась по таким основаниям, как: смерть отца; утрата им статуса свободы или римского гражданства; высвобождение (это добровольный акт отца, который по своей форме и содержанию приравнивался к освобождению раба на свободу).
Принудительно-правовые основания применялись за нарушения родителями своих обязанностей в отношении детей. Согласно частному праву сын был вправе выкупиться из-под власти отца, если последний отказывал в добровольном высвобождении. Дочери не обладали никакой самостоятельностью (ни личной, ни имущественной) и переходили из-под власти одного домовладыки к другому (брату, племяннику и т. д.).
Узаконение – признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Способы узаконения ребенка:
1) заключение брака между родителями внебрачного ребенка;
2) издание специального соответствующего указа императора (рескрипта) при отсутствии или смерти матери;
3) зачисление сына в члены муниципального сената, а если вне брака будет рождена дочь, то выдача ее замуж за члена муниципального сената.
Усыновление — установления отцовской власти над чужими детьми. Формы усыновления:
1) arrogatio — усыновление семейно-самостоятельных лиц. На первоначальном этапе осуществлялось публично в Народных собраниях, затем императором и судом. Но особенно важным было то, чтобы об усыновлении было публично объявлено;
2) adoptio — усыновление семейно-подвластных лиц, в результате чего происходила смена домовладыки, которому подчинялся подвластный. Данный вид усыновления влек за собой разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя. Усыновление семейно подвластных лиц осуществлялось в два этапа: 1) освобождение подвластного от власти предыдущего отца семейства. Для этого осуществлялась троекратная фиктивная продажа лица с последующим освобождением мнимым покупателем. В Древнем Риме досрочное освобождение из-под отцовской власти в осуществлялось при посвящении дочери в весталки, а сына — во фламины, а в период Римской империи — при назначении на высшие государственные или церковные должности; 2) вступление под власть нового отца семейства путем предъявления виндикационного иска, возникающего из отцовской власти. После продажи ребенка в третий раз мнимый покупатель не отпускал его на свободу, а использовал в качестве ответчика по указанному иску,