Файл: Анализ мер социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Студент 2 курс, группа ср2а Е. В. Карташова Руководитель работы преподаватель Т. В. Полетаева г. Самара, г.pdf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ САМАРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Специальность 39.02.01 Социальная работа РЕФЕРАТ Тема Анализ мер социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Студент 2 курс, группа ср-2а Е.В.Карташова Руководитель работы преподаватель Т.В.Полетаева г. Самара, г
2 Содержание Введение ………………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ……………………………………………………………………4 1.1 Основные понятия социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ……………………………………….. 4-7 1.2 Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ………………………………………………………… 7-12 ГЛАВА 2. СТАТИСТИКА И ОЦЕНКА МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ………………………………………………. 13 2.1 Статистика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Самарской области …………………………………………………………. 13-15 2.2 Оценка затрат, связанных с содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях разного типа …………………. 15-17 Заключение ……………………………………………………………………. 18 Список использованной литературы ………………………………………… 19 Приложения …………………………………………………………………… 20
3 Введение Актуальность работы заключается в социально-экономическое и политическое положение в России, которое приводит к росту количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В современных условиях общераспространенными явлениями стали нищета, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Рост социального сиротства, детской безнадзорности также, как демографическая трагедия число несовершеннолетних в Российской Федерации спадает ежегодно на миллион, имеют в основе своей, общий кризис семьи. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, тряхнувший Россию, привел к росту числа семей стем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые побудило подобное явление как отказ от ребенка, в связи с отсутствием возможности его прокормить. Переломные явления в российском обществе повысили рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, раскрывая причины детского неблагополучия. Цель Рассмотреть понятия, меры и задачи социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставить статистику детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и оценку мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из цели работы, необходимо выполнить следующие задачи
1. Собрать и рассмотреть основную информацию промеры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2. Проанализировать меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3. Собрать статистические данные за последние годы по детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, предоставить статистику в диаграммах
4. Предоставить оценку, мерам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Объектом исследования являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Предмет исследования Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Основные понятия социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детство — это период, когда закладываются фундаментальные особенности личности, обеспечивающие эмоциональную устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а вырабатываются в условиях проявленной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка нужда являться преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, рвение выучиться самому.
Исследования, проведённые во многих странах мира, удостоверяют о том, что вне семьи формирование ребёнка идёт по особому пути и у него складывается своеобразные черты характера, поведения, личности, про которые зачастую нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие. Оказание помощи детям, по разным факторам, оставшимся без попечения родителей, является главным курсом социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей обусловливается приоритетами государственной политики. Понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются понятия
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лету которых умерли оба или единственный родитель дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными ограниченно дееспособными, объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями
5 наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке Закон не проводит принципиального отличия среди данных категорий детей сточки зрения всеобщих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие
«дети-сироты» отсутствует, они также числятся оставшимися без попечения родителей. преимущественно строгим явлением в последние годы стало внушительное повышение размеров социального сиротства, образование его новых характеристик. раскрывается так называемое скрытое социальное сиротство, которое объединено с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт безнадзорность большего числа детей и подростков. Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими Проблема сиротства в нашей стране приобретает в современных условиях качественно иное содержание. Теперь все чаще сиротой становится ребенок при живых родителях — это дети, от которых отказываются сразу после их рождения, или дети из социально неблагополучных семей. Количество таких детей-сирот ежегодно возрастает. Изучением особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей, занимались многие ученые. Значительный интерес представляют работы зарубежных авторов
6
А.Маслоу, М.Мид, Й.Лангмейера, 3. Матейчек, отражающие процессы социальной адаптации личности социальных сирот. Специалисты из нашей страны Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, И.Ф.
Дементьева, Чепляев В.Л. особое место в своих исследованиях уделяют институту социальной работы, который выполняет функции социальной адаптации и социализации детей социальных сирот и является посредствующим элементом между институтом семьи и государством, оказывая индивидуальную поддержку детям социальным сиротам. В научной литературе вопросами детей, оставшихся без попечения родителей, занимались также такие авторы, как Б.Г. Ананьев, МИ. Буянова, В.С. Мухина, НО. Османов и другие. Несмотря на то, что, казалось бык проблеме социального сиротства обращались многие авторы (ИЛ. Одногулова, А.Я.
Варга, В.И. Брутман, МВ. Фирсов, И.Б. Назарова, И.А. Зимняя, МГ.
Панкратова и др, мнения ученых сходятся в том, что в нашей стране недостаточно внимания уделяется работе с социальными сиротами. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуги жизненно необходимых товаров Мы рассмотрели основные понятия, которые выбрали для нашей темы, подведем небольшой итог первой главы
- за последние двадцать лет социальное сиротство в нашей стране выросло в серьезную проблему. До недавнего времени детский дом казался естественной, не подлежащей критике формой жизнеустройства малышей и подростков, оставшихся без родителей и не взятых под опеку. Исследования же показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым
7 последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии, до 60 % контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы. Почти 55 % детей отстают в физическом развитии, они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Ребенок, выросший в полной изоляции от общества, на государственном обеспечении, повзрослев, не может адаптироваться и жить в социуме. Его всегда обеспечивало государство, поэтому он не понимает, например, зачем нужно работать. Поданным исследователей проблемы 90 % бывших детдомовцев живут за чертой бедности, 40 % детей, вышедших из интернатных учреждений, становятся преступниками, 40 % — наркоманами, 10 % — заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10 % — способны к полноценной самостоятельной жизни.
1.2 Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Определение круга лиц, имеющих право на получение нижеуказанных мер социальной поддержки. В соответствии сост ФЗ-№159 О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к данной категории лиц относятся
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лету которых умерли оба или единственный родитель Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в
8 учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др. аналогичных учреждений ив иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке Лица в возрасте от 18 до 23 лету которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке
Данные категории граждан, в соответствии с законом, имеют право на получение различных мер социальной поддержки со стороны государства. Помимо соответствующих мер федерального уровня, субъектам федерации также предоставлено право разрабатывать собственные программы и меры социальной поддержки указанных лиц.
Предоставляемые в соответствии с ФЗ-№159 О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей меры поддержки можно подразделить на несколько категорий, меры, касающиеся
- образования
- трудоустройства
- медицинского обслуживания
- обеспечения жильем. Образование В вопросах, касающихся образования, в законе указывается, что данные лица должны обучаться за счет средств соответствующих бюджетов в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
9
- если они получили основное общее или среднее (полное) общее образование, они имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы
- они имеют право на получение второго начального профессионального образования без взимания платы
- при предоставлении указанным лицам академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется навесь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия
- они обеспечиваются льготным бесплатным проездом на некоторых видах транспорта
- вышеперечисленные лица, ставшие выпускниками (за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме, однократно обеспечиваются за счет средств образовательных учреждений, в которых они обучались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием (или их денежной компенсацией, перечисленной насчет в банке, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей.
- данные лица (а также лица, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, обучающиеся в указанных выше образовательных учреждениях, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. Полное государственное обеспечение означает, что указанным лицам предоставляется бесплатное питание, бесплатные комплекты одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатное общежитие и бесплатное медицинское обслуживание или возмещение их полной стоимости. Если перечисленные лица обучаются по очной форме ив период обучения они достигли возраста
23 лет, за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания обучения.
10
- указанные категории граждан (за исключением лиц, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, в период обучения, имеют право на получение
˗ повышенной стипендии
˗ ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей
˗ 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Медицинского обеспечение Что касается медицинского обслуживания указанной категории лиц, то им предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Также, данным лицам могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно- оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно. Трудоустройство В сфере труда предусмотрены следующие гарантии
˗ указанные лица, ищущие работу впервые и зарегистрированные в органах службы занятости в статусе безработных, имеют право получать пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в конкретном субъекте
˗ работающие лица изданной категории граждан при ликвидации организации, в которой они работали, либо при сокращении численности штата в такой организации, должны быть обеспечены работодателем (его преемником) за счет работодателя, необходимым профессиональным обучением с последующим трудоустройством.
11 Обеспечение жильем Предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Если у указанной категории граждан имеется закрепленное за ними жилье на основании права собственности или права пользования, оно сохраняется заданными лицами на время их нахождения в соответствующих учреждениях. В том же случае, если такого жилья не имеется, оно должно быть предоставлено – право на однократное получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов. Под установленными социальными нормативами подразумевается норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Такая норма является минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Срок действия данного договора составляет 5 лет. Если по истечении этого срока, проживающее в помещении лицо окажется в трудной жизненной ситуации, в целях её преодоления договор может быть перезаключен на новый пятилетний срок, ноне более одного раза. Правом на получение жилья обладают лица, не имеющие жилья (на праве собственности или пользования, а также те, у кого такое жилье имеется, но проживание в нем невозможно. Статья 8 ФЗ-№159 определяет случаи, при которых проживание в квартире считается невозможным
˗ при проживании в этой же квартире родителей, лишенных родительских прав
12
˗ лиц с тяжелыми заболеваниями
˗ если помещение не отвечает санитарными техническим нормами т.д. Право на получение квартиры сохраняется и за лицами, которые относились к вышеперечисленным категориям граждан, но достигли возраста
23 лет – это право сохраняется до фактического обеспечения их жильем. Данное помещение предоставляется по заявлению указанных лиц, по достижении ими восемнадцатилетнего возраста и окончания срока их нахождения в соответствующих учреждениях, а также после завершения службы в армии. Чтобы право на получение квартиры появилось улица, оно должно быть включено в соответствующий список, формируемый органом исполнительной власти. Включение в данный список лица возможно по достижении им 14 лет на основании письменного заявления опекунов (органов опеки и попечительства. Если эта процедура не была совершена органами опеки до достижения лицом летнего возраста, гражданин (по общему правилу, до достижения им
23 лет) вправе подать заявление самостоятельно, приложив к нему документы, подтверждающие его право на получение жилья. По общему правилу, по истечении пятилетнего срока, на который заключается договор найма специализированных жилых помещений, орган исполнительной власти, обязан принять решение об исключении данного жилого помещения из специализированного жилищного фонда. А затем заключить с получившим помещение поэтому договору лицом договор социального найма в отношении данного жилого помещения. Таковы основные меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
13 ГЛАВА 2. СТАТИСТИКА И ОЦЕНКА МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Статистика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Самарской области В 2021 году в России было 494 тысячи детей, переживших опыт сиротства — это 2% от всех детей в России. Большинство из них — социальные сироты. Мама, папа или другие родственники этих детей живы, но по каким-то причинам не могут воспитывать их в семье. За последние семь лет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось почтив полтора раза. Причин такой динамики несколько — кровные семье стали реже лишать родительских прав, от детей меньше отказываются при рождении. Согласно исследованию, в 2021 году в России насчитывалось больше
493 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это почтив полтора раза меньше, чем в 2014 году. По словам директора благотворительного фонда Дети наши Варвары Пензовой, этом может быть связано в том числе стем, что тема приемного родительства становится популярнее. Сегодня люди знают о такой возможности больше, чем 10 лет назад, говорит она. Многие из них принимают решение стать приемными родителями. Варвара Пензова - директор благотворительного фонда Дети наши
˗ Но кроме того, сейчас рожает поколение перестройки, а их очень мало. Собственно, и детей их мало. Даже если тот же самый процент попадает в учреждение, то их меньше, чем в более ранних поколениях. В 2021 году большинство детей с опытом сиротства были приняты в приемные семьи — больше 454 человек были усыновлены или попали под опеку. Еще почти 35,3 тысячи детей проживали в сиротских учреждениях, но
14 за семь лет их численность сократилась более, чем в два раза. В 2014 году таких детей было 72 тысячи. Официальная статистика может занижать число сирот в интернатах на 40% В официальную статистику попадают только те воспитанники учреждений, которые имеют статус нуждающихся в семейном устройстве. Однако есть значительная часть детей, которые этого статуса не имеют и, соответственно, в статистике не отражаются. Это ребята, которых родители временно отдалив детский дом по заявлению. Формально у таких детей есть родные, поэтому они сохраняют статус семейных и не могут быть переданы на семейную форму устройства. Предполагается, что семья через время заберет ребенка обратно, нона практике же эти дети часто остаются в учреждениях не временно, а до самого выпуска. Как считают представители НКО и общественные деятели, чиновники используют временный статус размещения, чтобы не портить статистику. Информация о том, сколько детей помещено в сиротские учреждения временно по заявлению родителей, не публикуется в открытом доступе. В ответе Минпросвещения РФ на запрос проекта Если быть точным было указано, что наконец года таких детей в России насчитывалось больше
16 тысяч человек. Дети также могут быть временно размещены в учреждении, чтобы получить медицинские, образовательные и иные услуги или если родители из-за сложных жизненных обстоятельств не могут воспитывать ребенка в семье. Учитывая эту категорию детей, временных сирот в России еще больше. Поданным Минпросвещения, в 2018 году в учреждениях было временно размещено больше 27 тысяч детей — то есть 38,9% от всех детей, находящихся в детских интернатных учреждениях.
15 Средняя выраженность проблемы на 2021 год
782 человека - Численность детей, нуждающихся в устройстве в семьи состоят в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, наконец года человек - Численность детей, нуждающихся в семейном устройстве состоят в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, наконец года, на 10000 всех детей в регионе
72 % - Доля детей, устроенных под опекуна усыновление/возвращенных родителям, из численности детей, выявленных и учтенных за год
791 семья Поставлено на учет семей, желающих принять ребенка на воспитание в семью
8 - Отменено решений обустройстве детей на воспитание в семью - на 100 решений о передаче в семью (все формы устройства)
4 - Численность родителей, восстановленных в правах - на 100 человек, лишенных или ограниченных в родительских правах. Подведем небольшой итог по предоставленной статистике выше, мы выяснили что число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей заметно снизилось, но при этом положение в стране по этой теме на среднем уровне развития. Предоставленную статистику в диаграммах можно посмотреть в приложении 1.
2.2 Оценка затрат, связанных с содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях разного типа. Деятельность учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также предупреждения сиротства постепенно видоизменяется и усложняется с учетом особенностей состояния дели потребностей населения в конкретных регионах. При анализе фактических затратна функционирование учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было принято во внимание существующее
16 многообразие вариантов организации поддержки семей и детей оценка проводилась для групп учреждений, действующих в различных субъектах Российской Федерации, сопоставимых между собой. Проведенное исследование показало следующее
˗ государством затрачиваются достаточно серьезные ресурсы на содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее значительные средства необходимы для содержания детей в интернатных учреждениях — в условиях стационара
˗ при этом в 2014 году, как ив предыдущие годы, удельные стоимости содержания детей в различных регионах отличались в разы
˗ как правило, более дорогим является содержание детей в доме ребенка в субъектах Российской Федерации с более высоким уровнем бюджетной обеспеченности либо с объективно обусловленным высоким уровнем затрат (дорогие коммунальные услуги, северные надбавки к заработным платами т.п.);
˗ состав регионов с наиболее низкими и наиболее высокими удельными стоимостями содержания 1 ребенка в детском доме близок к составу субъектов Российской Федерации с крайними (высокими и низкими) значениями стоимости проживания детей в домах ребенка
˗ стоимость содержания ребенка в социально-реабилитационных центрах, где дети находятся временно (а затем либо возвращаются в кровную семью, либо перемещаются на постоянное пребывание в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) оказывается существенно ниже за год через данные центры проходит достаточно больший поток детей. Во многом по причине сравнительно краткой продолжительности пребывания ребенка в учреждении в условиях стационара в течение года удельная стоимость пребывания 1 ребенка в социально-реабилитационном центре в среднем по всем
17 проанализированным субъектам Российской Федерации в 2014 году составила около 140 тыс. рублей, что в 4,8 раза меньше стоимости содержания ребенка в интернатном учреждении
˗ в 2014 году тенденции удорожания удельной стоимости содержания одного ребенка в условиях стационара, отмеченные в предшествующие годы, сохранились. Рост удельной стоимости содержания ребенка в интернатном учреждении в 2014 году, как ив предшествующий период, превышал инфляцию. Ожидается, что в ближайшие годы на удельную стоимость окажет влияние реализация в регионах постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481, утвердившего Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обустройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (вступило в силу с 1 сентября 2015 года. Данное положение, в частности, ориентирует на организацию проживания детей в стационарных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по принципам семейного воспитания в воспитательных группах (с численностью детей не более 8 человек, размещаемых в помещениях для проживания, созданных поквартирному типу. Основную нагрузку и ответственность по социальной поддержке несет государство, так как ни один субъект общества не может в полной мере нести такую финансовую нагрузку. Однако для повышения эффективности социальных мер было бы целесообразно привлечь социально ориентированные некоммерческие организации. Это позволило бы вовлечь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в активную социальную жизнь.
18 Заключение Мы рассмотрели основные понятия актуальные для нашей темы, и могу сказать, что, несмотря на статистику, термин сирота используется куда чаще, чем социальное сиротство. Термин социальное сиротство чаще используется в госучреждениях или социальных службах, все вокруг привыкли называть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или сиротами, или детдомовцами. Определения у термина детдомовец нету, этот термин придумали люди, и дети, которые хотят или унизить ребенка, в основном это сверстники, или взрослые, которым сложно выговорить официальные термины. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных учреждениях актуальная тема для нынешнего времени. Точное число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нельзя назвать на данный момент времени, так как эта цифра растет, а официальная статистика не может дать точных данных. Так как официальная статистика берет только тех детей, которые воспитываются в госучреждениях, а ведь дети, воспитывающиеся в семьях со статусом детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей тоже должны входить в число данной статистики. Я считаю, что обычных детей или детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей нельзя рассматривать только по социальному статусу.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей сами, знают свой статус, но люди привыкли каждый раз напоминать им об этом, вместо того чтобы поддерживать.
19 Список использованной литературы Нормативно – правовая литература
1. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп, вступ. в силу с 11.01.2023) – Консультант плюс
2. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О государственной социальной помощи" – Консультант плюс Список литературы
3. Барсукова, Е. Семьей возродится Россия Текст / Е. Барсукова // Социальная педагогика. — 2009. — № 2.
4. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации учеб.-практ. пособие / Ю. Ф. Беспалов. - Москва Ось,
2004;
5. Научная и учебная литература - Абельбейсов, В. А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственных сиротских учреждениях
6. Фирсов, МВ. Технология социальной работы учебники практикум для вузов / МВ. Фирсов, Е. Г. Студенова. — е изд, перераб. и доп. — Москва Издательство Юрайт, 2023; Список интернет источников
7. Аналитический центр при правительстве Российской Федерации - https://ac.gov.ru/files/publication/a/9403.pdf
;
8. Сайт статистики сиротства в Самарской области Если быть точным - https://tochno.st/problems/orphanhood/regions/samarskaya_oblast
;
9. Сайт Нужна помощь - https://nuzhnapomosh.ru/blog/post/v-rossii-stali- rezhe-usynovlyat-detej-i-chashhe-vozvrashhat-ih-v-detdoma-issledovanie- esli-byt-tochnym/
20 Приложения Приложение 1. Статистика данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приложение 2. Оценка средств на предоставление социальной помощи