ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
Группа ММ20П175
Студент
Росихина
Александра
Александровна
МОСКВА 2022/23
Задание 1. Приведите в соответствие разные части предложений:
1. Лечение, посредством творческого самовыражения, бессознательной
работы с образами и эмоциями через взаимодействие с
произведениями искусства. Арттерапия
2. Основан на идеях бихевиоризма, направлен на работу с неврозами,
депрессиями и психотравмами, посредством воздействия на мышление
и поведение клиента (устранение и изменение неадаптивных форм
поведения и неконструктивных моделей мышления). Когнитивно- поведенческая психотерапия
3. Исцеление, посредством воздействия на тело, снятия мышечных
зажимов и разблокировки негативных эмоций. Телесно-ориентированная терапия
4. Направлен на работу с глубинным бессознательным и перестройку
личности вокруг центра- «истинного Я», посредством работы с образами
и архетипами. Психосинтез
5. Лечение, посредством разыгрывания тех или иных ролей,
проигрывания тех или иных сценариев, воплощения в определенных
персонажей. Психодрама
6. Исцеление, посредством сочинения сказок и стихов, чтения специально
подобранных художественных произведений. Библиотерапия
7. Направлен на работу с глубинным бессознательным, посредством
работы с вытесненными детскими воспоминаниями, страхами и
комплексами. Психоанализ
Задание 2.
Приведите в соответствие вид психокоррекции и контингент
больных, которым наиболее подходит данный вид психокоррекции
(допускается несколько вариантов ответов):
Арттерапия | А. Дети с фобиями, невротичными проявлениями, тиками, повышенной тревожностью Д. Умственно отсталые дети, дети с ДЦП, дети с аутизмом, дети с ЗПР. Ж. Люди, испытывающие проблемы в самореализации, нахождении своей профессиональной и личностной идентичности, испытывающие трудности в осознании и отстаивании своей индивидуальности. З. Пациенты с депрессиями, неврозами и психосоматическими нарушениями, фобиями и навязчивостями. К. Пациентки с психогенным вторичным бесплодием, привычным невынашиванием беременности (психогенной природы). |
Телесно-ориентированная терапия | А. Дети с фобиями, невротичными проявлениями, тиками, повышенной тревожностью З. Пациенты с депрессиями, неврозами и психосоматическими нарушениями, фобиями и навязчивостями. |
Библиотерапия, Сказкатерапия | А. Дети с фобиями, невротичными проявлениями, тиками, повышенной тревожностью Б. Пациенты с психосоматическими заболеваниями, синдромом эмоционального выгорания, депрессиями, синдромом хронической усталости З. Пациенты с депрессиями, неврозами и психосоматическими нарушениями, фобиями и навязчивостями. Е. Люди, пережившие горе, потерю близких, возрастные кризисы, потерявшие смысл жизни. |
Иппотерапия, дельфинотерапия | Д. Умственно отсталые дети, дети с ДЦП, дети с аутизмом, дети с ЗПР. |
Психодрама | Е. Люди, пережившие горе, потерю близких, возрастные кризисы, потерявшие смысл жизни И. Пациенты, пережившие насилие, и испытывающие посттравматическое стрессовое расстройство или иные невротические проявления. |
Гипнотерапия | З. Пациенты с депрессиями, неврозами и психосоматическими нарушениями, фобиями и навязчивостями. И. Пациенты, пережившие насилие, и испытывающие посттравматическое стрессовое расстройство или иные невротические проявления. |
Когнитивно-поведенческая | Б. Пациенты с психосоматическими заболеваниями, синдромом эмоционального выгорания, депрессиями, синдромом хронической усталости В. Пациенты с зависимыми и созависимыми формами поведения, нуждающиеся в перестройке шаблонов мышления и поведения Г. Дети, отягощенные психотравмами, семейными проблемами, агрессивные, проявляющие неадаптивные и девиантные формы поведения К. Пациентки с психогенным вторичным бесплодием, привычным невынашиванием беременности (психогенной природы). |
Экзистенциальная психотерапия | Ж. Люди, испытывающие проблемы в самореализации, нахождении своей профессиональной и личностной идентичности, испытывающие трудности в осознании и отстаивании своей индивидуальности. Е. Люди, пережившие горе, потерю близких, возрастные кризисы, потерявшие смысл жизни. |
Психосинтез | Е. Люди, пережившие горе, потерю близких, возрастные кризисы, потерявшие смысл жизни Ж. Люди, испытывающие проблемы в самореализации, нахождении своей профессиональной и личностной идентичности, испытывающие трудности в осознании и отстаивании своей индивидуальности. |
Психоанализ | Г. Дети, отягощенные психотравмами, семейными проблемами, агрессивные, проявляющие неадаптивные и девиантные формы поведения З. Пациенты с депрессиями, неврозами и психосоматическими нарушениями, фобиями и навязчивостями. И. Пациенты, пережившие насилие, и испытывающие посттравматическое стрессовое расстройство или иные невротические проявления. К. Пациентки с психогенным вторичным бесплодием, привычным невынашиванием беременности (психогенной природы). |
Задание 1. Напишите какие виды психокоррекции Вы бы посоветовали
пройти людям с подобными проблемами (описанными в задачах) и
назовите основные направления помощи (коррекции):
1. Ребенок 6 лет, неусидчивый, гиперактивный, интеллект развит по
возрасту, не готов к школьному обучению, инфантильный в поведении
и эмоциях.
Работа с гиперактивными детьми должна проводиться в трех направлениях: коррекция дефицитарных функций (внимание, усидчивость), отработка навыков поведения и отработка навыков самоконтроля поведения. Для этих целей подойдут методы когнитивно – поведенческой терапии.
2. Взрослый человек, переживающий возрастной кризис, находящийся в
депрессии, потерявший смысл жизни, переживший «крах» всех надежд
и стремлений.
После пережития кризиса среднего возраста человек начинает переосмысливать прожитое и утрачивается интерес к происходящему вокруг, фигурально выражаясь, все теряет краски. В данной ситуации могут быть использованы приемы экзистенциальной психотерапии, библиотерапии и психосинтеза. Если депрессия подтверждена клинически, нужен прием специфических препаратов.
3. Созависимая женщина, живущая с мужем- алкоголиком и ребенком-
игроманом, страдающая психосоматическими заболеваниями
(бронхиальной астмой, сахарным диабетом, нервными тиками) и
невротическими расстройствами (повышенной тревожностью,
страхами, паническими атаками).
К этой клиентке применимы методики арттерапии, когнитивно-поведенческой терапии и психоанализа, аутогенная тренировка, семейная терапия. Выбор методов лечения, а также количество психотерапевтических сессий, формат и интенсивность лечения определяются исходя из клинической картины конкретного пациента, его мотивации на лечение (внутренней картины болезни) и социально-бытовых условий (сформировано ли ограничительное поведение в результате болезни).
4. Больной, страдающий параноидной шизофренией, с периодами
ремиссий и обострений, временно потерявший трудоспособность.
У больного психокоррекция должна проводиться в нескольких направлениях: коррекция личностных нарушенией (арттерапия, экзистенциальная терапия, психосинтез), коррекция межличностного взаимодействия и восстановление связи больного с реальным миром (психодрама, – поведенческая терапия. Необходима медикаментозная поддержка.
5. Больной, страдающий неврозом, возникшим на фоне потери работы и
средств к существованию, а также на фоне перенесенной TORCH-
инфекции (цитомегаловируса).
Последствия перенесенной инфекции могли привести к повышению возбудимости, быстрой истощаемости нервных процессов, ослаблению внутреннего торможения, а в связи с этим и недостаточная способность к длительному волевому напряжению, повышенная реактивность на ощущения. Поэтому терапия должна быть этиотропной, направленной на устранение первопричины, возможно, с применением специфических препаратов. Для коррекции адаптации в обществе и психического равновесия подойдет психосинтез, телесно -ориентированная терапия, библиотерапия, арттерапия.
6. Учитель средней школы с сильно выраженным эмоциональным
выгоранием и профессиональной деформацией, признаками депрессии
и психосоматическими заболеваниями.
Для такого пациента психотерапия должна быть направлена на предупреждение/ устранение синдрома эмоционального выгорания. В данной задаче применимы такие методы, как: библиотерапия, арттерапия, когнитивно – поведенческая терапия, аутогенная тренировка. Необходима медикаментозная поддержка.
7. Ребенок, страдающий ДЦП, с сохранным интеллектом и развитой
эмоционально- волевой сферой личности, но с нарушенными
движениями.
Для детей с сохранным интеллектом основным направлением должна стать адаптация к социуму, развитие сохранных навыков. Такому ребенку можно рекомендовать арттерапию, иппотерапию, дельфинотерапию, библиотерапию и, возможно, методы экзистенциальной терапии
8. Больной с посттравматическим стрессовым расстройством, участник
боевых действий, прошедший 2 войны.
Психотерапия при посттравматического синдрома ставит своей целью помочь человеку переработать проблемы и овладеть симптомами, которые продуцируются в результате соприкосновения с травматической ситуацией. Один из эффективных подходов – помочь человеку отреагировать травматический опыт. К такому клиенту применимы методы гипнотерапии, психодрамы, психоанализ.
9. Человек, находящийся в состоянии возрастного кризиса, потерявший
себя, осознавший, что он «прожил не свою жизнь», испытывающий
большие трудности в нахождении своего «Я».
Главная черта кризиса среднего возраста — это резкое изменение привычного поведения. В этой задаче могут быть использованы методы экзистенциальной терапии и психосинтеза, семейной терапии.
10. Женщина, имеющая конфликтные взаимоотношения, как в семье, так и
на работе.
Выбор методов психокоррекции будет зависеть от первопричин конфликтного поведения. Конфликт — это отношения между субъектами социального взаимодействия, характеризующиеся их противоборством на основе противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.д.) Возможно использование когнитивно-поведенческой терапии, психодраммы, психоанализа, социально – психологический тренинг.
Задание 3. Сравните интегрированное и инклюзивное образование:
опишите их сходства и различия. Опишите специфику работы
специального психолога в рамках данных моделей образования.
Интегрированное обучение – совместное обучение детей с особенностями психофизического развития и детей, не имеющих таких особенностей, при участии педагогов-специалистов. Являясь вариантом специального образования, интегрированное обучение осуществляется в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания, обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. Суть интегрированного обучения: от интеграции в школе к интеграции в обществе (от образовательной интеграции к социальной интеграции). Совместное обучение гарантирует право ребенка с дизонтогенезом не быть изолированным от общества, сверстников и обеспечивает ему возможность посещать школу, которую он посещал бы, если бы был здоров. Инклюзивное образование – это процесс обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через участие в обучении, культуре и сообществах и сокращении отказа от поступления в школы и исключении из них. Социализация и социальная интеграция ребенка - прежде всего это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного образования, с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире. Он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность. |