Файл: Принцип связи теории обучения с жизнью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Являясь учителем ОБЖ, давно понял, что ученик может научиться какому-либо делу, только делая это дело. Такое требование к распределению труда учителя и учащихся в учебном процессе — самостоятельная деятельность учеников и руководство этой деятельностью со стороны преподавателя — является целесообразно-необходимым, особенно в настоящее время.

Очень важно, чтобы на уроках решались проблемно-поисковые задачи, чтобы добытые знания обогащали содержание образования и имели общественную и профессиональную ценность.

В преподавании предмета ОБЖ, я, как и многие другие педагоги, пользуюсь общенаучными принципами и методологическими подходами, которые стараюсь применять на практике. Вот некоторые из них.

Принцип связи теории обучения с жизнью

Реализация принципа связи теории обучения с жизнью важна в психологическом и педагогическом отношениях. Научные знания базируются на практических потребностях человечества и неразрывно связаны с жизнью, практикой, потребностями общества. Потому, чтобы овладеть знаниями, необходимо научиться применять их в жизни, в практической деятельности, так как полное овладение знаниями обеспечивается именно связью с практикой, постоянным применением усвоенных знаний в реальной жизни. Следует учитывать, что учащиеся приобретают знания не только со слов преподавателя, не только из книг, но и из личной практики.

Реализация принципа связи теории с практикой способствует тому, что обучаемые не только познают действительность, но и учатся преобразовывать ее.

Принцип научности и посильной трудности в обучении

Принцип научности обучения предполагает, что учащимся на каждом этапе их обучения предлагаются точно установленные в современной науке положения. Поэтому от преподавателя ОБЖ требуется соблюдение логической взаимосвязи изучаемых явлений с новыми научными понятиями: рассмотрение изучаемого предмета или явлении с разных сторон, выделение значимых признаков самого объекта, установление связи данного объекта с другими.


Принцип научности и посильной трудности обязывает педагога вести учащихся к раскрытию внутренних связей между явлениями, рассматривать эти явления в их возникновении и развитии. Любое явление или объект могут быть поняты и оценены лишь при изучении их в конкретных исторических условиях, чтобы каждое положение находилось в связи с событиями, имевшими место в истории.

- Принцип систематичности и последовательности

Соблюдая этот принцип, преподавателю следует излагать новые знания в определенной системе: при изучении нового следует опираться на ранее усвоенное, подчеркивать основную идею темы, выделять главное, формировать у учащихся умение анализировать, обобщать и систематизировать изучаемые явления и факты.

Принцип сознательности и активности в обучении

Данный принцип заключается в целенаправленном активном восприятии учебного материала, понимании его сущности, в осмыслении причин возникновения различных явлений, их творческой переработке и применении. Чтобы учащиеся вполне сознательно овладевали научными знаниями и методами применения их на практике, проявляя при этом интерес и инициативу, необходимо обеспечить оптимальное соотношение педагогического руководства и сознательного творческого труда обучаемых. Только так современная школа может подготовить молодое поколение к напряженной творческой деятельности на благо нашего общества.

Принцип сознательности и активности требует осмысления изучаемого материала, понимания причин возникновения различных явлении, умения сознательно применять знания на практике.

Осмыслить изучаемое — это уметь объяснить то, что изучено. Постановка познавательных задач и проблемных ситуаций формирует осознанное понимание учебного материала.

Принцип наглядности в обучении

Великий русский педагог К. Д. Ушинский считал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих формами, звуками, красками, ощущениями. Наглядное обучение — это конкретные образы, непосредственно воспринимаемые ребенком. Так в преподавании курса ОБЖ использование принципа наглядности является одним из важнейших условий успешности обучения.



Принцип наглядности исходит из того факта, что успешным оказывается восприятие, которое начинается с рассмотрения вещей, предметов, процессов и событий окружающей действительности.

В данном случае, именно учитель ОБЖ решает, когда и в какой мере применять наглядность на своих уроках.

 - Принцип прочности усвоения знаний

 Прочное овладение знаниями, умениями и навыками возможно только при участии всех познавательных сил учащегося, и прежде всего восприятия, воображения, памяти, активного логического мышления.. Прочные знания, умения и навыки необходимы как для продолжения образования, так и для формирования научного мировоззрения, развития способностей учащихся, подготовки к практической деятельности. Поэтому при обучении требуется обеспечить ясную и последовательную логику учебной дисциплины, четкость раскрытия очередной темы предмета  и каждого вопроса учебного занятия. На своих уроках ОБЖ, я достаточно большое место уделяю этому принципу. Он включает и чтение материала по учебнику, и проведение бесед по новой теме, и организацию разнообразных тренировочных упражнений по применению знаний на практике, выполнение письменных проверочных работ по анализу усвоенных знаний.

Принцип совместной учебной деятельности в обучении.

 Совместная учебная деятельность в сочетании с фронтальной и индивидуальной работой учащихся не только дает положительный результат в реализации данного принципа, но способствует созданию атмосферы доброжелательности, формированию коллективизма. Например, использование этого принципа по изучению «Основ военной службы», в рамках курса ОБЖ, позволяет организовывать обучение, используя разные методики обучения: фронтальную, групповую и индивидуальную, в парах переменного состава. Например, при фронтальном обучении строевой подготовке перед классом ставится одна общая познавательная задача, которая решается под руководством преподавателя.

 - Принцип положительного эмоционального фона в обучении.

 Эмоции играют важную роль в деятельности человека. Коммуникативная деятельность, благоприятная учебная атмосфера, основанная на взаимном уважении, чуткости и требовательности, соблюдении этических норм, обеспечивают положительный эмоциональный фон обучения и способствуют актуализации познавательной деятельности обучаемых, в том числе и на уроках ОБЖ.


Принцип межпредметных связей в процессе обучения.

Принцип межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока. На уроках ОБЖ прослеживается межпредметная связь с разными дисциплинами, в том числе, с физикой, математикой, географией, ИЗО, химией и т.д.

Приведу несколько примеров межпредметных связей на уроках из своей практики.

ОБЖ - математика. При изучении Правил безопасного поведения на дороге учащиеся вычисляют длину тормозного пути транспортного средства в зависимости от условий окружающей среды.

ОБЖ - физика. Тема «Оружие массового поражения» изучается в курсе ОБЖ до того, как на уроках физики разбираются вопросы атома и атомного ядра.

ОБЖ – физика – химия – география. Межпредметная связь прослеживается при изучении темы «Землетрясение. Причины и его возможные последствия» и т.д.

Говоря о подходах методологии преподавания ОБЖ, можно сказать, что они стандартны и приемлемы как для преподавания Основ безопасности жизнедеятельности, так и для других предметов. Вот некоторые из них.
1.Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов.

2.Личностный подход. Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности – ее интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

3.Деятельностный подход. Сущность: деятельность- основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия).


Существуют и другие подходы, которые я применяю на практике в преподавании ОБЖ кроме вышеперечисленных методологий, это, например, полисубъектный, культурологический и пр. В любом случае, каждый преподаватель должен найти для себя оптимальные варианты преподавания своего предмета, чтобы это было на пользу как учителю и ученику, так и обучению и образованию в целом.