Файл: Занятие 2 Цель практического занятия систематизировать, закрепить и углубить теоретические знания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие 2
Цель практического занятия:
- систематизировать, закрепить и углубить теоретические знания;
- научить студентов приёмам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнять разные виды заданий;
- научить студентов работать с методической, справочной и научной литературой; интернет-ресурсами;
- формировать умение учиться самостоятельно;
- обеспечивать развитие творческой активности студента.
Задание 1 . Максимальное количество баллов - 4
1. Проанализируйте основные положения парциальной и комплексной программ воспитания и развития продуктивной деятельности дошкольников:
1) «От рождения до школы»;
2) «Цветные ладошки».
Результаты анализа отразите в таблице:
Основные положения | Программа «Цветные ладошки», Лыкова И.А. | Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой |
Концепция программы (основные цели) | эстетическое отношение к окружающему миру, формируемое в дошкольном детстве как универсальный способ гармонизации и личностного самоосуществления в процессе создания эстетической картины мира. При этом под эстетической картиной мира понимается целостная, бинарная, динамично развивающаяся система представлений ребенка об окружающем мире и о себе самом, выраженная в эстетических понятиях и образах. Сформулированная таким образом цель определяет путь реализации основной идеи культуросообразной педагогики: введение детей в мир общечеловеческой культуры через ее открытые проблемы, которые ребенок самостоятельно «открывает» в процессе культуроосвоения на основе мышления, эмпатии и продуктивного воображения. | Программа обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. При проведении занятий использовать современные образовательные технологии, работать в зоне ближайшего развития (ЗБР), реализовывать деятельностный подход и принципы развивающего обучения, использовать на занятиях материал, соответствующий духовно-нравственным ценностям, историческим и национально-культурным традициям народов России. |
Принципы построения программы | Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ДОУ: принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального с учётом региональных культурных традиций; принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени; | Принцип развивающего образования, 2. Принцип научной обоснованности и практической применимости, 3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности, 4. Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей, 5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, 6. Основывается на комплексно‐тематическом принципе построения образовательного процесса, 7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников, 8. Предполагает построение образовательно процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. |
Структура программы | сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение программы; распределение учебного материала; формы и методы контроля (выставка); методическое обеспечение учебного процесса. | Пояснительная записка. Организация жизни и воспитания детей. Содержательная часть по возрастным группам. Итоговые результаты освоения Программы. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Работа с родителями. Коррекционная работа. Рекомендации по составлению перечня пособий. |
Разделы программы | Рисование с натуры Изображение декоративных мотивов (геометрические фигуры, растительные узоры) Изображение животных Изображение человека Изображение различных состояний природы Экспериментирование Поделки, элементы дизайна. | Структура разделов по остальным возрастам (2 ‐ 7 лет): Возрастные особенности детей; Организация жизни и воспитания детей: – Примерный режим дня; – Примерное комплексно‐тематическое планирование; – Культурно‐досуговая деятельность; Содержание психолого‐педагогической работы (по образовательным областям); Планируемые промежуточные результаты освоения Программы. |
Задание 2. Максимальное количество баллов – 2
Вы являетесь руководителем методического объединения молодых коллег. Как опытному воспитателю Вам предстоит грамотно сформулировать цель занятия и задачи, учитывая специфику продуктивных видов деятельности.
Сформулируйте цель и программные задачи (образовательные: изобразительные умения, технические навыки; развивающие; воспитательные) к занятию по рисованию во 2 младшей группе по теме «Леденцы на палочке».
Рекомендации: Для выполнения данного задания рекомендуется использовать материалы программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы и др.
Ответ:
Цель:
учить детей отображать в своих рисунках мир игрушек, который их окружает; совершенствовать навыки рисования предмета «Леденцы на палочке», которые состоят из нескольких частей круглой формы , но разных по размеру.
-учить рисовать в определенной последовательности изображение леденца и размещать рисунок посередине листа;
- рисовать крупно -продолжать закреплять навыки рисования гуашевыми красками , промывать кисточку;
-способствовать развивать память, глазомер, мышление ,эстетический вкус ,слуховое внимание;
-воспитывать бережное отношение к игрушкам ,активность, организованность;
-развивать мелкую моторику рук.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами и техниками доступными в этом возрасте.
Учить соотносить рисовальные движения с речевой установкой, характеристикой изображаемого предмета, объекта, явления.
Показать выразительные возможности цвета.
Учить экспериментировать при работе с цветом: смешивать цвета разными способами.
Учить передавать с помощью цвета своё настроение, ощущения (слуховые, тактильные, осязательные).
Учить преобразовывать каракули до образа (совместно с педагогом и самостоятельно), создавая при этом как реалистичный рисунок, так и стилизованный.
Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливка, отмывка).
Учить наносить точки как одинаковые, так и разные по форме, используя при этом разную степень их группировки (то плотно лежащих друг к другу, то свободно располагающихся на плоскости).
Познакомить с рисованием различных линий. Дать возможность попробовать их провести.
Учить выделять при восприятии и рисовании знакомые геометрические формы в предметах.
Учить передавать ритм (пятен, мазков, штрихов, точек).
Развивающие:
1.Формировать умение пользоваться изобразительными материалами.
Формировать умение смешивать цвета разными способами: наложение, вливание, смещение.
Развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение простых линий.
Формировать чувство цвета, формы, элементарных композиционных умений.
Развивать: наглядно образное мышление в процессе дорисовывания пятен, рассматривания абстрактных композиций; наглядно-действенное мышление в процессе изобразительных поисков для получения образа.
Расширять словарь ребёнка специальными понятиями: цвет, светлый оттенок, тёмный оттенок, смешение цвета, композиции, линия горизонта, блик, далеко, близко.
Развивать память, воображение.
Воспитательные:
1.Стимулировать интерес к занятию рисованием.
2.Воспитывать эстетический вкус при работе с цветом (гармонизировать цветовые пятна).
3.Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.
4.Воспитывать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным инструкциям педагога.
Задание 3. Максимальное количество баллов – 2
Вы являетесь воспитателем средней группы. Во время на занятия по рисованию на тему «Волшебный цветочек» один из ваших воспитанников отказался выполнить работу, объяснив это так: «Это мне не интересно, не буду рисовать цветочки!».
Вопросы:
1. Каким образом Вы можете заинтересовать мальчика этой темой занятия? Предложите интересные и нестандартные методы мотивации. Свой ответ обоснуйте.
2. Объясните, какой принцип нужно учитывать при планировании работы с детьми? Подтвердите Ваш ответ примерами и пояснениями.
Ответ:
-
В данном случае можно предложить ребенку: «Давайте порисуем руками. Следующее предложение – «А давайте нарисуем…» - дальше идет перебор вариантов любимых персонажей детей. Рыбку, кошку, динозавра, крокодила, зомби, гоночную трассу?
Можно предложить ребенку порисовать на цветной бумаге. Другим способом может быть – предложение порисовать вместе. К примеру, воспитатель предлагает порисовать вместе.
2. Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить.
Задание 4. Максимальное количество баллов – 2
Во время тихого часа в методическом кабинете детского сада проходил практикум по перспективному планированию занятий. В ходе практикума участники выполняли задания.
Вам досталась тема «Планирование занятий по аппликации».
Даны темы занятий по аппликации:
-
средняя группа: «Неваляшка», «Грибок», «Детский сад», «Машина «Скорая помощь», «Лодка с парусом», «Бусы на елку», «Угостим ежика яблоками и ягодами»; -
старшая группа: «Полет на луну», «Весенний хоровод», «Кувшин», «Ваза с цветами», «Бокал», «Девочка в нарядном платье», «Снегурочка», «Петрушка на елке»; -
подготовительная к школе группа: «Праздничный хоровод», «Золотой петушок», «Вазы с фруктами, ветками, цветами» (с натуры), «Корабли на рейде» (коллективная аппликация), «Фрукты, овощи, грибы» (с натуры), «Пингвины на льдине», «Рыбки в аквариуме», «Уточки плавают в пруду».
Вопросы:
1. Расположите темы занятий в каждой группе в порядке их усложнения.
2. Укажите приёмы обучения вырезанию.
3. Результаты работы отразите в таблице:
Возрастная группа | Темы занятий | Приёмы обучения вырезания |
Средняя группа | Бусы на елку «Угостим ежика яблоками и ягодами «Неваляшка» «Грибок» Машина «Скорая помощь» «Матрёшка», «Лодка с парусом» Детский сад» | Обучение держать ножницы, сжимая и разжимая кольца; учить правилам безопасности при работе с ножницами; развитие в детях любознательность, мышление, мелкую моторику. |
Старшая группа | «Ваза с цветами» «Бокал», «Девочка в нарядном платье», «Снегурочка» «Петрушка на елке», «Кувшин» (коллективная) ,«Полет на луну», «Весенний хоровод» | обучение разрезать полоску бумаги на квадратики, приклеивать их, заполняя ими круговую форму; дополнять изображение деталями (листик). |
Подготовительная группа | Рыбки в аквариуме» «Фрукты, овощи, грибы» (с натуры), «Пингвины на льдине», , «Уточки плавают в пруду». «Праздничный хоровод», «Золотой петушок», «Вазы с фруктами, ветками, цветами» (с натуры), «Корабли на рейде» (коллективная аппликация). | Репродуктивный: упражнения в том или ином способе Словесные: пояснения, указания, образные сравнения, советы. |
Задание 5. Максимальное количество баллов – 5
В группе, где Вы работаете воспитателем, мало наглядности для занятий лепкой.
Создайте технологическую карту по лепке, отобразив поэтапно создание фигуры.
Тематика на выбор:
-
младшая группа – «Ёжик», «Цыплёнок», «Пирамидка»; -
средняя группа – «Черепашка», «Зайчонок»; -
старшая группа – «Лисичка», « Бегемотик»; -
подготовительная группа «Снегурочка», «Дед Мороз», «Клоун».
Рекомендации по выполнению работы
Важно! Сфотографируйте процесс лепки фигуры на всех этапах.
Алгоритм действий:
1. Ознакомьтесь с различными технологическими картами в открытых источниках.
2. Подготовьте необходимое оборудование для лепки (доска для лепки, пластилин, стеки, салфетки) и съемки.
3. Выберите способ лепки (конструктивный, пластический, комбинированный).
4. Фотографируйте весь процесс «пошагово»: деление куска пластилина на части, последовательность лепки крупных деталей, затем более мелких и т. д.
5. Сделайте снимок готовой фигуры.
6. Создайте коллаж в формате Word (пример ниже), в котором с помощью изображений отразите процесс создания фигуры (в качестве помощи используйте Приложение 1).
7. Заполните технологическую карту.
Количество этапов — в зависимости от выбранной фигуры.
Технологическая карта по лепке фигуры – Ёжик для детей Младшей группы.
№ п/п | Этап работы | Характеристика этапа/описание действия | Изображение выполнения этапа работы |
1 | Деление куска пластилина | Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его. | |
2 | Откручивание | Отделение части куска от целого вращательными движениями в одном направлении. | |
3 | Форма | Круговыми движениями скатываем круг | |
4 | Соединение деталей | Соединение деталей движениями в одном направлении. | |
5 | Готовая работа | | |
6 | | | |
… | | | |
… | | | |
… | | | |