Файл: Практическая работа 1 На тему Общение как коммуникация, восприятие и понимание людьми друг друга. Конфликты, конфликтные ситуации, регуляция поведения в конфликте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
объективные обстоятельства, предрасполагающие к возникновению противоречий и столкновений, независимых от того, какие люди оказываются в этой ситуации:

. Нарушение принципа дистрибутивной справедливости.

. Нарушение процесса делегирования - отсутствие четкого распределения обязанностей между взаимодействующими людьми.

. Взаимосвязанность между людьми - то есть выполнение работы одним человеком зависит от выполнения работы другого человека.

. Ограниченность ресурсов (единый и неделимый объект притязаний). Пример: отпуск в летнее время невозможен для всех работников.

. Несоответствие ролевым ожиданиям. Поведение одного партнера не соответствует его роли в представлении другого. Пример: в семье при разделении обязанностей на мужские и женские, при этом ссоры неизбежны.

. Нарушение коммуникаций (передачи информации, поручений и т.п.).

Объективные причины (неблагоприятные обстоятельства) возникают в деятельности и общении людей и создают потенциальную возможность возникновения конфликта, которая переходит в реальность только в сочетании с субъективными факторами, проявляющимися в том, что люди избирательно реагируют на объективно сложившуюся ситуацию.

Субъективные - связь с психологическими особенностями общающихся людей:

. Различия в психологических качествах (свойствах характера, темперамента) и нетерпимость к этим различиям (психологическая несовместимость, отсюда ==> конфликт). Так, например холерик раздражает флегматика и наоборот.

. Различия в системе ценностей, манере поведения.

. Неспособность понять другого человека, неумение общаться, отсутствие навыков общения.

. Конфликтность личности - главная причина:

ситуативно-конфликтная личность - это человек, который обнаруживает предрасположенность к конфликту под влиянием ситуативных факторов. Этот конфликт определяется временным состоянием человека: утомление, недовольство собой, обида. Именно под влиянием ситуативных факторов обычно выдержанный человек в состоянии крайнего перенапряжения становится вспыльчивым, раздражительным, резким, способным к обострению отношений.

постоянно-конфликтная личность вступает в конфликт постоянно, не зависит от ситуаций. Определяется типом характера в сочетании с темпераментом. Отличается устойчивой склонностью к конфликтному реагированию. Типы постоянно-конфликтной личности (в силу характерологических особенностей):


. Демонстративная личность (истероидная) - стремление привлечь к себе внимание. Конфликт для них - средство привлечь к себе внимание. Они испытывают удовлетворение от конфликтов. Конфликт - их стихия. Демонстративная личность чаще провоцирует эмоциональный, а не рациональный конфликт.

Главная черта демонстративной личности - эгоцентризм + высокая самооценка + честолюбие, и отсутствие внимания к себе они интерпретируют как враждебное к ним отношение, как личное оскорбление.

. Ригидная личность (негибкий, инертный человек) - неспособность человека принять чужую точку зрения и отказаться от своего мнения. Повышенная прямолинейность, упрямство, отсутствие гибкости, и в результате конфликт. Такая личность будет стоять на своем, честолюбива. Это «вязкий» эпилептоид. В ситуации конфликта ригидная личность проявляет болезненную обидчивость, подозрительность, повышенную чувствительность к реальной или мнимой несправедливости.

. Импульсивная личность (неуправляемая) - не анализирует конфликтную ситуацию, не пытается найти выход из ситуации, не просчитывает действий, поступает, как «в голову взбредет». Импульсивность характеризуется низким самоконтролем, эмоциональной несдержанностью, поведение, оскорбляющее другого человека. Высокое честолюбие. Это гипертимный,«взрывной», злобный тип- самая агрессивная личность.

. Педантичная, пунктуальная, сверхточная личность - добросовестный, ответственный человек сам по себе. Такие же требования он предъявляет другим, его считают придирчивым, поэтому возникает конфликт. Это психастеничный тип (конституционно-тревожный): старательность, педантичность, повышенная тревожность, от конфликта страдает он сам, а не другие. Обидчивый, тревожный. Очень часто обиду скрывает в себе и переживает внутри.

. Бесконфликтная личность - стремится угодить всем и каждому. Конформная личность уходит от конфликта или избегает их, но стремление уйти от проблемы вызывает недовольство у других, в результате - конфликт.

Конфликтность - свойство, мешающее человеку приспособиться к своему социальному окружению. Конфликтность, ставшую свойством личности (постоянно-конфликтная личность), трудно преодолеть рациональным самоконтролем или воспитательным воздействием. Конфликтность не только и не столько вина, но и беда такой личности. Лучше относиться к ней (хотя это и трудно) терпимо и философски (он «орет» - следовательно, достоин жалости).



2.4 Управление конфликтом: способы профилактики и разрешения

Основные способы управления конфликтом:

. Его устранение, или предотвращение конфликтной ситуации.

. Разрешение конфликта.

Устранить конфликт - значит заменить ситуацию, породившую конфликт. Разрешить конфликт - значит изменить поведение одной или обеих конфликтующих сторон. Основные способы устранения конфликта:

устранить конфликт, следовательно, устранить объективную причину конфликта;

изоляция одной из конфликтующих сторон.Пример: при конфликте ученика и учителя, ученика могут перевести в другой класс.

Основные способыразрешенияконфликта:

. Уход (или уклонение от конфликта). Стремление человека не просто не попадать в конфликтную ситуации., отказ от обсуждения возникшей проблемы. Уход - это просто откладывание конфликта, а не его разрешение. Уход позволяет обеим сторонам проанализировать ситуацию и избежать открытого столкновения.

Уклонение возникает, когда хотят сохранить отношения или когда предмет конфликта не существенен, не затрагивает прямых интересов сторон. Уклоняться от конфликта может та и другая стороны, например: жена узнает об измене мужа, но молчит. Может иметь как отрицательные: накапливается недовольство друг другом, так и положительные стороны: конфликтующий остывает.

. Сглаживание - демонстрация покорности, согласия с предъявляемой претензией, но «сглаживатель» не вникает в суть проблемы, не пытается осознать предмет конфликта, ибо не собирается выполнять свои обещания, он апеллирует к потребности в солидарности («не стоит сердиться, мы же так любим друг друга», «все мы одна команда»), в результате может наступить мир и гармония в отношениях, но только на короткое время.

Сглаживание проявляется в системе извинений, обещаний, оправдания. Сглаживание приводит к снижению эмоционального состояния - основная цель - предотвратить конфликт и снятие эмоционального напряжения. Но сглаживание все равно приводит к обострению отношений, ибо при сглаживании возникает недоверие к партнеру (только обещает, а сам ведет себя по-прежнему), кроме того, сглаживание сохраняет проблему (оправдания, извинения не только не снимают проблему, но могут привести к ее обострению).

. Компромисс - согласие, которое достигнуто путем взаимных уступок. Способствует снятию проблемы. Каждый получает частично то, что он хотел. Это открытое обсуждение мнений, позиций, направленное на поиск решения, наиболее приемлемого и удобного для обеих сторон. Компромисс - один из наиболее
эффективных способов разрешения конфликта, его преимущество состоит:

в легализации претензий;

в устранении возникшего противоречия (решение проблемы);

в соблюдении условий достигнутого соглашения, ибо оно принималось добровольно, при активном участии обеих сторон.

. Принуждение - используется инициатором конфликта, так как это подавление своего партнера, игнорирование его мнения. Например, «Я сказал!» - использование власти, подчинение партнера своей воле. Эти способы разрешения конфликта - у инициатора, у ответчика возникает униженное состояние и желание отомстить, поэтому напряжение все равно остается. Принуждение - самый неблагоприятный для сохранения дружеских отношений способ разрешения конфликта. Принуждение может быть оправдано: при дефиците времени; в экстренных ситуациях; при субординации. Пример: родители - дети; авторитарный начальник - подчиненный.

. Конфронтация как способ используется обеими сторонами: каждый настаивает на своем. Никто не хочет уступить, не желает ничем поступиться, поэтому когда конфликт заходит в тупик - необходима 3-я сторона - посредник, который попробует примирить. Конфронтация оправдана, когда люди не стремятся сохранить отношения, не заинтересованы друг в друге. Или когда это принципиальный вопрос.

. Сотрудничество - такой выход из конфликтной ситуации, когда каждый выигрывает, каждый получает то, что хочет. Это наиболее сложный, но и наиболее оптимальный способ разрешения.

Таким образом, способов разрешения конфликта много, каждый выбирает для себя свой в зависимости от ситуации и личностных особенностей.

Индивидуальные стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Направленность личности - т.е. то, что для человека является в этой жизни наиболее важным (ценностные критерии), в значительной мере, определяет предпочитаемые личностью способы разрешения конфликта. Для одних главная ценность - общение, сохранение нормальных отношений с другими, для других - интересы дела, для третьих - знание, истина. Рассмотрим основные из них:

«Собеседник» - тип, для которого необходимо общение с другими людьми. «Собеседник» будет прибегать к тем способам, которые сохраняют отношения: уход; сглаживание; компромисс.

«Практик» - дело, работа, потребность в достижениях. «Практик» - это принуждение; конфронтация.

«Мыслитель» - познание. Предпочитает сотрудничество или компромисс; уход; конфронтация. Поведение этого типа неоднозначно в конфликтной ситуации, он всегда находит оптимальное решение, ибо
относится к конфликту, как к творческой проблеме.

Устойчивые предпочтения определенных способов разрешения конфликта (индивидуальные стратегии конфликтного поведения) зависят также от степени эгоистичности личности. При этом следует помнить, что в реальном общении выбор способа разрешения конфликта определяется одновременно многими факторами: не только личностными особенностями партнеров, но и особенностями самой конфликтной ситуации, а также характером и теснотой сложившихся взаимоотношений.

Заключение

Итак, общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Общение помогает развивать и поддерживать взаимоотношения. Хорошие отношения представляют собой любое взаимодействие одного человека с другим, удовлетворяющее обоих.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (информационная функция); интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми (регулятивная функция); перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания (коммуникативная функция взаимопонимания).

Отсутствие согласия между сторонами определяют как конфликт. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными).

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными(деструктивными).

Конфликты возникают среди людей постоянно, т.е. конфликты неизбежны, но надо уметь вести себя в конфликтной ситуации. Психологи разрабатывают рекомендации по избежанию конфликта.

Надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия.

Список литературы