ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 426

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
КУРС ЛЕКЦИЙ
2016

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
2
Содержание темы 1 «Психология как наука. Общие
представления о психике и сознании человека»
Тема 1.1. Психология как наука
Тема 1.2. Понятие о психике
Тема 1.3. Сознание человека

Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
3
1.1. Психология как наука
Термин «психология» образован от греческих слов psyche – душа, психика и
logos – разум, знание, осмысление, изучение. По аналогии с традиционным наименованием наук, где одна область обозначает объект науки, а другая способ его достижения, в буквальном смысле психология – это знание о психике, наука, изучающая её.
Психология –
наука об общих закономерностях эволюции и функционирования
психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и
индивидов человеческого рода.
Расхождение между школами мировой психологии имеет частный характер и свидетельствует о том, что предмет психологии следует понимать более широко, включая в него и внутренние субъективные феномены, и поведение человека, и феномены неосознаваемой психики.
Весь исторический путь научной психологии представляет собой расширение предмета психологии и усложнение научных схем.
 Сначала накапливалось житейское знание о человеке и его отношениях в окружающем мире.
 Затем, во времена философской и религиозной мысли, предметом психологии считалась душа, её свойства, сущность.
 После Декарта психология в течение почти двух веков была психологией
сознания.
 Исследования бессознательного привело к тому, что предметом психологии стало бессознательное, глубинная область психики и влечения.
 Исследование поведения привело к пониманию совокупности реакций организма как предмета психологии. Поведение – внешние проявления психической деятельности, совокупность действий и реакций в ответ на изменения в окружающей действительности.Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
На современном этапе психология остаётся наукой о психике, которая включает в себя многие субъективные психические явления. Предметом
психологии
являются: психические процессы, психические состояния, психические
образования и свойства.
Задачи психологии
1. Качественное изучение психологических явлений.
2. Анализ формирования и развития психических явлений.


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
4 3. Изучение физиологических механизмов психологических явлений.
4. Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельность людей.
Особенности психологии
1. По словам Ю.Б. Гиппенрейтер, «это наука о самом сложном, что пока известно человечеству».
2. Человек - и субъект, и объект познания, так как свое сознание человек исследует с помощью самого сознания.
3. Практические следствия психологии уникальны – они не только значительнее результатов других наук, но и качественно отличаются от них.
4. Перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающей роли и значения людей, их психики и сознания в мировой науке и практике.
5. Психология представлена различными направлениями, течениями, научными школами.
6. Уникальность психологической науки заключается в том, что она одновременно и естественная и гуманитарная наука.
7. Изучаемый психологический факт зависит от интерпретации его исследователем.
Взаимосвязь психологии с другими науками
Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.
С одной стороны, философия, социология и другие социальные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.
Исторические науки показывают, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на разных этапах становления общества и человеческих отношений.
Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.
Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в правильном осмыслении проблем проявления психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психологическим качествам людей.


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
5
Медицинские науки помогают психологии осмыслить патологию психологического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.
Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.
С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.
Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно- исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь
историческим наукам.
Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают результаты самых новейших исследований, имеют психологическое происхождение.
Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т. д.
Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей дает теоретическое обоснование для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.
Задачи, которые решает психология, как наука, обусловили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.
Общая психология
Ядром современной психологии является общая психология.
Общая психология
фундаментная часть психологической науки,
методологическая и теоретическая база, в которой собраны накопленные наукой факты о
субъективных психических явлениях, все открытые психологической наукой законы развития и
функционировании психики. Общая психология изучает основные свойства, особенности и общие закономерности психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности. Общая психология иногда именуется теоретической и экспериментальной психологией.
Общая психология включает в себя четыре основных раздела:


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
6 1 раздел. Общетеоретический (вопросы возникновения и функций психического).
2 раздел. Психология познавательных процессов (психология ощущения, внимания, восприятия, памяти, психология мышления и речи, психология воображения).
3 раздел. Психология регулятивных процессов (психология эмоций и мотивации, психология воли).
4 раздел. Психология личности.
Отрасли психологии
Психология, согласно классификации Б.М. Кедрова, находится на стыке трёх дисциплин: естественных социальных и философских. Поэтому, как любое развивающееся явление, психология постоянно развивается: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты. Это, в свою очередь, приводит к возникновению новых отраслей психологии.
Общим для всех отраслей психологии остаётся то, что все они изучают факты, закономерности и механизмы психики в различных условиях и на разном уровне развития.
Социальная психология исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.
Зоопсихология
(или
сравнительная
психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.
Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входят изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном коллективе, психологические вопросы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности.
Возрастная психология изучает особенности психики людей разного возраста, процессы формирования их личности и умственного развития, возрастные особенности процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. п.
Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека - быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания.


Черников Иван Юрьевич
+7 909 976 44 66, +7967 126 53 37 ivanchern92@mail.ru 196105
© М осковская академия профессиональных компетенций
Только Черников Иван Юрьевич имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях.
Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перебуликация) запрещены и преследуются по закону.
Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено
Общая психология
7
Психология искусства изучает психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусств (в литературе, музыке, живописи, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности человека.
Психология
спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.
Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияние на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости.
Кроме того, этот вид психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.
Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике.
Военная психология изучает психологию личности война, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в разных ее формах и видах.
Медицинская психология занимается изучением нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.
Патопсихология изучает особенности нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строение и функциях организма, в частности у детей.
Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социально- психологические явления.
Соотношение житейской и научной психологии
Житейская психология – это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни.
Они обладают следующими основными отличительными характеристиками:
конкретностью, т. е. привязанностью к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;
интуитивностью, свидетельствующей о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей их функционирования;
ограниченностью, т. е. слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;
основывается на наблюдениях и размышлениях, а это означает, что обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;