Файл: Приёмы по формированию естественнонаучной и функциональной грамотности учитель географии.pptx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
«Приёмы по формированию естественнонаучной и функциональной грамотности »
Основные составляющие функциональной грамотности
Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
сформулированных с помощью обыденного языка на язык
Работа с географической картой.
Задания с использованием географических карт по содержанию
2. Использование топографических карт:
3. Использование политических карт:
1. Перечислите все указанные цифрами географические объекты.
2. Использование групповой форм работы с географическими картами:
Использование парной формы работы с географическими картами:
Овладение статистическими методами является одним из условий успешного обучения географии в школе.
Для развития функциональной грамотности учителю необходимо работать в следующих направлениях:
«Приёмы по формированию естественнонаучной и функциональной грамотности »
учитель географии
МКОУ Краснозерского
лицея №1
Ильченко М.Н.
Функциональная грамотность - рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Естественно-научная функциональная грамотность -
«… это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений».
Основные составляющие функциональной грамотности
Задача учителя
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Для развития функциональной грамотности учителю необходимо работать в следующих направлениях:
Первое направление: разработка заданий на функциональную грамотность
Второе направление: самодиагностика, оценивание для обучения
Третье направление: взаимообучение + социализация
Четвертое направление - работа с дискретным текстом
Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
Наличие проблемы в описанной ситуации
Ситуационная значимость контекста
Необходимость перевода условий задачи,
сформулированных с помощью обыденного языка на язык
предметной области
Новизна формулировки задачи, неопределенность вспособах решения
В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:
- работу с текстом
- работу с географической картой
- работу со статистическими данными
Работа с текстом
- комментированное чтение (в 5 – 6 классах), которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное
- составление простой таблицы на основе параграфа учебника (в 5 – 6 классах)
- составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений (7 – 11 классы)
- высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы (9 – 11 классы)
- составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схеме
- составление развернутых планов и конспектов параграфов
- создание схематичного рисунка по тексту
- нахождение географических ошибок в предложенном тексте
- заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу
- составление кроссвордов (в 5 – 7 классах)
- чтение и анализ художественного текста из произведений.
Работа с географической картой.
В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования.
В географии главный метод исследования – картографический. Задания ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:
- умения читать карту
- владеть приемом наложения карт
- развитого пространственного представления картографической информации.
Задания с использованием географических карт по содержанию
1. Использование общегеографических карт:
«Стороны горизонта»
Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.
Пример 1. Укажите материки западного и восточного полушария.
Пример 2. Расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.
Пример 3. Расположи реки России с востока на запад: Обь, Иртыш, Енисей, Амур, Волга, Лена.
Пример 4. Приведи примеры географических объектов расположенных в северном и южном полушариях, западном и восточном полушарии.
2. Использование топографических карт:
«Найди меня»
Один ученик по карточке читает свое местонахождение на карте используя топографические знаки, которые он показывает остальным учащимся. Ребята должны определить его местонахождение.
Пример: Я нахожусь на Ю-В от (условный знак сельский населенный пункт) Марфино. Вокруг моего местонахождения расположены (условный знак узкие полосы леса). С трёх сторон мое местоположение окружено (условный знак автодорога). Итак я нахожусь (условный знак клуб). Назовите населенный пункт в котором он расположен и его количество жителей.3. Использование политических карт:
«Найди лишнее» Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.
Пример 1. Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай (Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты).
Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).
Пример 3. Россия, Канада, США, Бразилия, Австралия, Италия (Италия маленькое по размеру государство остальные большие).
Данный прием можно использовать при изучении любых тем. Он универсален.
4. Использование контурных карт:
«Немая карта»
1. Перечислите все указанные цифрами географические объекты.
2. Использование групповой форм работы с географическими картами:
«Географическая почта».Группа учащихся получают набор карточек в конверте с изображениями различных географических объектов (гор, океанов, материков, государств). Ребятам необходимо прикрепить полученные фрагменты к нужным адресам (горы к материкам на которых они расположены, материки и океаны к полушариям, странам и т. д.).
Этот прием хорошо использовать в ходе соревнования. Обеим группам или парам выдается одинаковое количество карточек, только на разном фоне, чтобы легче было подвести итоги. Выполняется на время.
Использование парной формы работы с географическими картами:
«Гонка за лидером»
«Ранжированный ряд». Данный прием проверяет способность групп ранжировать единичные или общие понятия.
Пример. Выстройте данные названия гор от самых низких до самых высоких: Гималаи, Альпы, Кавказ, Анды, Уральские. Кто – то, наоборот, от высоких к низким.
Пример. Выстроите ряд государств по уровню экономического развития или принадлежности к экономической группировке.
1. Использование творческих заданий при работе с географическими картами.
«Я – капитан».
Пример. Разработай маршрут движения своего корабля из пункта г. Канберра (Австралия) до г. Хельсинки (Финляндия) запиши все географические объекты, которые встретятся тебе на пути.
2. Использование проектных заданий при работе с географическими картами.
Пример. Оцените береговую линию Австралии и предложите пункты размещения портов. При изучении обрати внимание на особенности океанических течений, тектонического строении определяющего структуру береговой линии, климатические особенности объекта.
3. Использование ассоциативных заданий при работе с географическими картами.
«Поиск аналогов».
Называется какой – либо географический объект, а ученики должны найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным признакам.
Пример. Найдите географические аналоги города Буэнос – Айрес.
- Буэнос-Айрес - Бухара - (оба начинаются на букву «Б»).
- Буэнос-Айрес – Будапешт – (являются столицами государств).
- Буэнос-Айрес – Копенгаген – (оба лежат на берегу моря).
- Буэнос-Айрес – Кейптаун – (оба лежат в южном полушарии).
- Буэнос-Айрес – Вашингтон - (оба лежат в западном полушарии).
- Буэнос-Айрес – Мадрид – (жители обоих городов говорят на испанском языке).
- Буэнос-Айрес – Мехико – (оба города самые крупные по численности населения в своих странах).
4. Использование номенклатурных заданий при работе с географическими картами.
Пример. У карты два студента. Один называет объект, второй показывает.
Пример. «Расставь правильно». Этот прием проводим на электронной карте, Учащиеся расставляют правильно заданные объекты.
Овладение статистическими методами является одним из условий успешного обучения географии в школе.
Метод анализа статистических таблиц, графиков, диаграмм. Пример: анализ половозрастной таблицы России.
Построение графиков, диаграмм по статистическим данным. Пример: построение графиков температур, столбчатой диаграммы по осадкам, численности населения…
Математические и статистические методы. Пример: расчет среднегодовой температуры, прироста населения.
Сбор статистических данных в совокупности с математическими и статистическими методами позволяет применять прием «сводной таблицы». Пример: составление многопризнаковой классификации стран.
Трансформация текста в таблицу, диаграмму, график и наоборот. Пример: выработка электроэнергии на разных типах электростанций в различных странах, перевести информацию из круговых диаграмм в таблицу и написать вывод.Моделирование, один из самых сложных методов, для которого необходим большой объем различной информации. Пример: расчет высоты гор во времени, моделирование демографических процессов.
Для развития функциональной грамотности учителю необходимо работать в следующих направлениях:
1 направление: разработка заданий на функциональную грамотность
Заданий на функциональную грамотность в учебниках нет, поэтому их разработка ложится на плечи учителя. Конечно, можно адаптировать тексты заданий ПИЗА. Хотя их использование на предметном уроке затруднено. Поэтому лучше такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на классных часах. Тем более, что многие тексты социальны, интересны и поучительны.
2 направление: самодиагностика, оценивание для обучения.
Для этого я использую релейные работы. Раньше их называли «задания массивом», т.е. ученикам предлагается множество заданий или задач, решить которые он может по своему выбору. Из них составляется итоговая контрольная работа: чем больше задач решил ученик, тем больше вероятность успешного решения им контрольной работы. 3 направление: взаимообучение+ социализация.
Ученики уже привыкли к комментариям оценок учителя, и если в начальной школе это действует как поощрение, то в среднем и старшем звене оценивание учителем особенно творческих развивающих заданий не несет ценности для ребенка и не способствует его развитию. Здесь помогает оценивание по критериям работы на основе взаимооценивания.
4 направление - работа с дискретным текстом -