Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы научных исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Системный же подход исключает «самость» объекта, рассматривает его включенным в систему с другими объектами, взаимосвязанным и взаимодействующим с ними; изменяющим свои свойства под влиянием воздействий взаимосвязанных с ним объектов. «Именно поэтому вещь, включенная в новую систему связей, – другая вещь. Кроме того, сам объект, его собственная природа, рассматриваются не синкретически, как эмпирически данная, нерасчлененная целостность, а как целостность системная – внутренне расчлененная на составляющие ее части, обладающие своими индивидуальными различиями».

Согласно утверждению И.В. Блауберга и Э.Г. Юдина, системный подход рассматривает объект, его качественные, существенные свойства опосредованно: в многопорядковой сущности, многомерно; расширяет детерминирующие его качества. Предмет рассматривается в разных отношениях, «срезах», «измерениях», во внутреннем движении, внутренних и внешних связях. В.П. Кузьмин выделяет несколько координат его измерения («модуса бытия»). Первая координата – предмет, как качественная единица предметного мира, сам выступает системой; вторая – предмет предстает как часть своей родовидовой системы; третья – предмет рассматривается на микроуровне, как подчиняющийся закономерностям микросистем. Каждый из уровней, выступая в своеобразии своей структуры, законов образования и функционирования, открывает внутренние, «горизонтальные» отношения и связи его частей (элементов). Уровневая картина в целом открывает межуровневые отношения – «элемент-подсистема». Неделимые на одном уровне и находящиеся в определенных отношениях друг к другу элементы на последующем уровне становятся делимыми – подсистемами со своей внутренней структурой, которая раскрывает связь, лежащую за отношением элементов предшествующего уровня [1, с. 41].

На одном уровне выступает как отношение, на следующем – раскрывается как связь. В итоге межуровневые отношения выступают как «вертикальные» связи объекта, как генетические ступени восхождения к его качественным свойствам, порожденным многопорядковой сущностью. На каждом из уровней предметом анализа выступают разные подсистемы, рассматриваемые в целостности своего бытия, внутренней структуры, порождающей целостные свойства и функцию, в статике и динамике, в становлении и развитии.

В.П. Кузьмин  выделяет еще одну координату – отношение предмета-системы со средой, когда предмет рассматривается в системе внешних связей и взаимодействий. «Вся жизнь и функционирование системы связаны со средой. Среда поставляет исходные компоненты для будущей системы; под ее воздействиями они превращаются из потенциальных в актуальные элементы, образующие структурные образования возникающей системы. Но система обязана среде не только своим возникновением, а и своим последующим функционированием в ней», – пишет ученый. В отношениях «система – среда» автор выделяет следующие три момента [1, с. 49]:


– формирование исходных компонентов как предпосылок возникновения целого (потенциальных частей системы);

– связь между исходными компонентами, превращающая их в части целого (актуальные части) – системы;

– функционирование части в целом – в структуре системы.

Целостность, находясь в зависимости от индивидуальных свойств частей, в то же время определяет, чем они должны стать для нее, какую функцию должны выполнять, какие свойства должны иметь. «Целесообразные» части-элементы – результат внутреннего развития целого, его продукт.

А.Н. Аверьянов пишет: «Системный подход задает единую гносеологическую установку на разных уровнях познания: конкретно-научном, общенаучном, мировоззренческом. Он непосредственно не производит конкретно-научных знаний о предмете; он лишь направляет познавательную деятельность, задает координаты многомерного построения знании о предмете каждой науки. А вот предметные знания добываются непосредственно методами конкретных наук, для которых системный подход открывает новое «пространство» для выявления новых закономерностей и детерминации качественных систем, составляющих предмет ее изучения. В процессе исследования этих систем развивается знание о мире – об особом его измерении – системности, структурах разного уровня, общих и специфических законах строения и функционирования систем разного уровня, об условиях возникновения, становления и развития систем, о процессе их взаимопревращения и т.д.».

Таким образом, при системном подходе предмет выступает многомерно в единстве своих внутренних и внешних взаимодействий, «горизонтальных» и «вертикальных» связей. Все четыре «модуса» бытия объекта в виде систем и системный синтез разноаспектного знания лежат в основе современной картины мира. Вся материя существует в форме систем. Понятие «система» выделяет любой ее «качественный узел», который привязывается к конкретному объекту, как бы извлекаемому из множества других явлений (систем). Понятие системы накладывает на него методологическую «рамку», с помощью которой устанавливаются специфические качества, мера, границы, сущность объекта. Познание мира происходит по частям посредством выделения и фиксации системы качественной определенности как предмета исследования и с последующей интеграцией частей - разноаспектных знаний в единую картину знаний о нем. Системный подход – одна из форм конкретной реализации в научном познании диалектико-материалистического метода.








3. Вопрос № 19 Графическое изображение опытных данных



Без применения графических изображений невозможно представить современную науку. Они стали незаменимыми в исследовательской работе и в международных сравнениях и сопоставлениях социально-экономических явлений.

Графическое изображение, прежде всего, позволяет осуществить контроль достоверности статистических показателей, так как представленные на графике они делают более очевидными имеющиеся неточности, связанные либо с наличием ошибок наблюдения, либо с сущностью изучаемого явления (Рисунок 1) [10, с. 48].


Рисунок 1 – Графическое изображение
Графики также широко используются для изучения структуры явлений, их изменения во времени и размещения в пространстве. В них более выразительно проявляются сравниваемые характеристики и отчетливо видны основные тенденции развития и взаимосвязи, присущие изучаемому явлению или процессу.

Каждый график включает ряд основных элементов:

– графический образ;

– поле графика;

– пространственные ориентиры;

– масштабные ориентиры;

– экспликацию графика.

Графический образ (основа графика) – это геометрические знаки, то есть совокупность точек, линий, фигур, с помощью которых изображаются статистические показатели. Важно правильно выбрать графический образ, который должен соответствовать цели графика и способствовать наибольшей выразительности изображаемых статистических даных [10, с. 54].

Поле графика – это часть плоскости, где расположены графические образы. Поле графика имеет определенные размеры, которые зависят от назначения графика.

Пространственные ориентиры графика задаются в виде системы координатных сеток. Система координат необходима для размещения геометрических знаков в поле графика. Наиболее распространенной является система прямоугольных координат. Для построения статистических графиков используется обычно только первый и изредка первый и четвертый квадранты.

В практике графического изображения применяются также полярные координаты. Они необходимы для наглядного изображения циклического движения во времени.

Масштабные ориентиры статистического графика определяются масштабом и системой масштабных шкал. Масштаб статистического графика – это мера перевода числовой величины в графическую.


Масштабной шкалой называется линия, отдельные точки которой могут быть прочитаны как определенные числа. Шкала имеет большое значение в графике. В ней различают три элемента:

– линию (или носитель шкалы);

– определенное число помеченных черточками точек, которые расположены на носителе шкалы в определенном порядке;

– цифровое обозначение чисел, соответствующих отдельным помеченным точкам.

Как правило, цифровым обозначением снабжаются не все помеченные точки, а лишь некоторые из них, расположенные в определенном порядке. По правилам числовое значение необходимо помещать строго против соответствующих точек, а не между ними.

Носитель шкалы может представлять собой как прямую, так и кривую линию. В соответствии с этим различают шкалы прямолинейные и криволинейные – дуговые и круговые.

Экспликация – словесное описание содержания графика. Оно включает в себя название графика, которое должно в краткой форме передавать его содержание, подписи вдоль масштабных шкал и пояснения к отдельным частям графика.

Рассмотрим виды графических изображений и способы их построения

Статистические графики по форме графического образа делятся на [10, с. 61]:

– линейные (статистические кривые);

– плоскостные:

– столбиковые;

– полосовые;

– квадратные;

– круговые;

– секторные;

– фигурные;

– точечные;

– фоновые;

– объемные (поверхностные распределения).

По способу построения статистические графики делятся на:

– диаграммы:

– диаграммы сравнения;

– структурные диаграммы;

– диаграммы динамики;

– статистические карты:

– картограммы;

– картодиаграммы.

Диаграммы – наиболее распространенный способ графических изображений. Диаграммы применяются для наглядного сопоставления в различных аспектах (пространственном, временном и др.) независимых друг от друга величин: территорий, населения и т.д. При этом сравнение исследуемых совокупностей производится по какому-либо существенному варьирующему признаку.

Статистические карты – графики количественного распределения по поверхности. Они представляют собой условные изображения статистических данных на контурной географической карте, то есть показывают пространственное размещение и пространственную распространенность статистических данных.

При построении точечных диаграмм в качестве графических изображений применяются совокупности точек, при построении линейных применяются линии.


Основной принцип построения всех плоскостных диаграмм сводится к тому, что статистические величины изображаются в виде геометрических фигур и, в свою очередь, подразделяются на столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, фигурные.

Статистические карты по графическому образу подразделяются на [10, с. 68]:

– картограммы;

– картодиаграммы.

В зависимости от круга решаемых задач выделяют:

– диаграммы сравнения;

– структурные диаграммы;

– диаграммы динамики.

Особым видом графиков являются диаграммы распределения величин, представленных вариационным рядом (Рисунок 2):

– гистограмма;

– полигон;

– огива;

– кумулята.


Рисунок 2 – Графическое изображение статистических данных
Таким образом, график – это чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков.

Заключение



Выбирать метод проведения научного исследования необходимо из специфики направления (профессии, специализации), наличия конкретных данных об объекте. Основываясь на таких методах, методиках, разбираясь в методологии в целом, научное исследование всегда будет результативным и эффективным.

При системном подходе предмет выступает многомерно в единстве своих внутренних и внешних взаимодействий, «горизонтальных» и «вертикальных» связей. Все четыре «модуса» бытия объекта в виде систем и системный синтез разноаспектного знания лежат в основе современной картины мира. Вся материя существует в форме систем. Понятие «система» выделяет любой ее «качественный узел», который привязывается к конкретному объекту, как бы извлекаемому из множества других явлений (систем). Понятие системы накладывает на него методологическую «рамку», с помощью которой устанавливаются специфические качества, мера, границы, сущность объекта. Познание мира происходит по частям посредством выделения и фиксации системы качественной определенности как предмета исследования и с последующей интеграцией частей - разноаспектных знаний в единую картину знаний о нем. Системный подход – одна из форм конкретной реализации в научном познании диалектико-материалистического метода.

График – это чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков.