Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы научных исследований.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Новосибирский государственный аграрный университет»
Томский сельскохозяйственный институт – филиал
Кафедра охотоведения и зоотехнии
Контрольная работа
по дисциплине «Основы научных исследований»
Вопросы № 30, 9, 19
Выполнил студент гр. 5331 Каньков Д. А. Шифр: 629789 Проверил: ________________ |
Томск 2023
Содержание
Введение 3
1. Вопрос № 30 Методы проведения научных исследований 4
2. Вопрос № 9 Место и функции системного подхода в современном методологическом знании 8
12
3. Вопрос № 19 Графическое изображение опытных данных 13
Заключение 18
Список использованных источников 19
Введение
Дисциплина Основы научных исследований предназначена для углубленного ознакомления с основными положениями, связанными с организацией, проведением и оформлением научно-исследовательской работы, даны основные понятия науки. В соответствии с требованиями ФГОС ВО дисциплина направлена на обладание общепрофессиональными и профессиональными компетенциями:
– способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой;
– готовностью использовать правовые нормы исследовательских работ и авторского права, а также законодательства Российской Федерации в области охраны природы и природопользования;
– способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ;
– способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований.
1. Вопрос № 30 Методы проведения научных исследований
Любая научная работа предполагает изучение большого объема информации. Исследовать объект и познавать новшества можно разными методами.
Описание используемых в ходе написания курсовой, дипломной или иной научной работы методов является обязательной частью введения. Для этого автору необходимо определиться с вариантами обработки информации и грамотно их описать.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить ряд задач. Такой подход позволит изучить проблему поэтапно. Решить эти задачи можно с помощью специальных методов, которые упрощают этот процесс.
На практике существует множество методов, каждый из которых по-своему исследует объект проекта. Одни приемы просты в применении и примитивны, другие предполагают выполнение нескольких действий и необычное раскрытие особенностей.
Во время проведения научного исследования, применяют следующие методы.
Эмпирические методы
Данная разновидность приемов основана на чувственном восприятии, а также использовании специальных приборов. В этой группе выделяют [5, с. 25]:
1. Сбор и изучение информации в рамках выбранной темы.
2. Анализ полученных сведений. Этот этап предполагает сопоставление данных, проверку ресурсов на логичность, достоверность, актуальность.
3. Наблюдение. Этот прием предполагает целенаправленное и внимательное изучение объекта. Для этого автору необходимо составить план действий с учетом конкретных факторов, установить сроки проведения исследования, основные показатели, которые необходимо проанализировать;
4. Эксперимент. Это способ основывается на создании специальных условий, в которых будет изучаться объект. Здесь важно учитывать малейшие изменения, влияние каждого фактора, фиксировать полученные результаты. Следует отметить, что при проведении одного и того же эксперимента в разных местах или разное время могут выйти совершенно разные результаты. Поэтому фиксировать их следует сразу же.
5. Опрос. Данный прием нацелен на сбор и обработку информации путем контакта с объектом исследования (группа лиц определенной профессии, возраста, пола и пр.). Опрос может быть проведен в устной (беседа, интервью) или письменной (анкетирование) форме.
Теоретические методы
Эта группа методов позволяет систематизировать собранный материал. Приемы теоретического характера специфичны. Они отличаются абстрактностью и обобщенностью [5, с. 31].
1. Анализ. Данный метод предполагает разбивку материала на небольшие группы и подробное изучение каждого отдельного элемента.
2. Синтез. Этот прием противоположен анализу. Здесь автору необходимо объединить отдельные части в единую систему и проанализировать ее. Так исследователь может получить общую картину.
3. Моделирование. Этот прием предполагает помещение объекта исследования в определенные условия, «модель» и изучение его поведения.
4. Дедукция. Данный метод предполагает переход от общего к частному. Он позволяет детальнее изучить отдельные стороны объекта, понять его сущность и специфику.
5. Индукция. Этот способ противопоставляется дедукции и предполагает переход от частного к общему. Он помогает изучать как целое явление. Так и отдельную его часть.
6. Аналогия. Этот метод интересен тем, что автор исследует похожие объекты, определяет их сходства, различия, а затем делает конкретные выводы.
Количественные методы
Принципы проведения научного исследования данной группы считаются самыми точными. Они основаны на вычислении конкретных показателей и их анализе. Как гласит народная мудрость, «числа не врут». К данной разновидности относят следующие варианты:
1. Статистические методы. Они нацелены на сбор и обработку количественных данных, расчет конкретных показателей, определение их динамики. Этот способ позволяет выявить определенные закономерности, установить причины и следствие действий и пр.
2. Библиометрические. Эти приемы позволяют изучить структуру объекта, установить взаимосвязь его отдельных частей, влияние на него конкретных факторов. В этой группе можно выделить подсчет количества публикаций, контент-анализ, индекс цитирования и пр.
Качественные методы
Эти методы чаще всего находят применение в маркетинговых исследованиях, социологических проектах. Они направлены на изучение качественных характеристик, которые позволяют установить конкретные факты, глубже оценить способности и возможности объекта. Самыми распространенными вариантами этого класса являются [5, с. 38]:
1. Глубинное интервью. Оно предполагает проведение беседы с целью получения развернутого ответа. Чаще всего прием проводится в неформальной обстановке в форме обычной беседы, вопросы изначально запланированы. Такой метод позволяет установить позицию объекта
, его ценности и убеждения.
2. Экспертное интервью. Здесь в качестве респондента выступает эксперт, который разбирается в направлении, теме. Он отвечает на поставленные вопросы, тем самым указывая оптимальное или верное направление, аргументируя его конкретными фактами. В большинстве случаев отвечают на вопросы ученые, работники ВУЗа, представители госаппарата и др.
3. Анализ фокус-группы. В данном случае беседа проходит не с одним человеком, а с небольшой группой (10-15 человек), которая имеет отношение к конкретному явлению, событию, схожие черты и пр.
В зависимости от сферы деятельности:
1. Педагогические методы: сбор и анализ различной документации, группы детей, специальной литературы и пр.
2. Социологические: наблюдение за определенной группой, анкетирование, эксперимент и пр. Целью таких приемов определения позиции большинства, установления мнения конкретного слоя населения и др.
3. Психологические: наблюдение и эксперимент. Эти приемы призваны установить тип личности, особенности его характера, развития, отклонения, причины поведения и пр.
Таким образом, выбирать метод проведения научного исследования необходимо из специфики направления (профессии, специализации), наличия конкретных данных об объекте. Основываясь на таких методах, методиках, разбираясь в методологии в целом, научное исследование всегда будет результативным и эффективным.
2. Вопрос № 9 Место и функции системного подхода в современном методологическом знании
Системный подход (СП) – главное методологическое направление современной науки, способ познания, определяемый гносеологической установкой рассматривать «предмет как систему» и предполагающий соответствующую логику исследовательской программы (познавательные процедуры). Ключевым моментом здесь является изучение объекта в его целостности. Всякий «подход» рассматривает объект в определенной форме всеобщего бытия. Системный подход изучает форму бытия вещей в виде систем разного уровня: макро, мезо, микро и разного качества (физических, химических, биологических, экологических и т.д.). Само понятие «система» отражает реальное бытие мира не как хаоса или гомогенной материи, а в форме дискретных, упорядоченных целостностей, «качественных узлов» [1, с. 27].
Системность – это всеобщая форма объективной реальности. В форме конкретных систем она и выступает объектом человеческой деятельности познавательной и преобразовательной.
До середины XIX в. наука не обладала принципами, взглядами, которые выражали бы идеи системности. Но уже с шестидесятых годов XIX в. возникли фундаментальные теории, основанные на принципе системности (теория эволюционного развития Ч. Дарвина, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, неевклидова геометрия Н.И. Лобачевского и Б. Римана, теория относительности А. Эйнштейна, теория общественно-исторического развития К.Маркса и Ф.Энгельса и др.). В тот период времени они еще не были оформлены как методологическое знание и функционировали в рамках конкретно-научных теорий.
В XX в. в связи с развитием и дальнейшей дифференциацией научных дисциплин оформилась тенденция их интегративного синтеза. Она возникла под влиянием растущих потребностей самой науки, в ходе создания фундаментальных теорий, выстраивающих более точную и многомерную картину мира, а также под влиянием растущих потребностей практического применения научных знаний: проектирования, конструирования, управления функционированием сложных комплексов в связи с необходимостью согласования множества параметров и учета многих детерминирующих факторов.
По словам А.Я. Данилюка, развивающиеся междисциплинарные исследования и смежные науки дают не просто многопредметное знание, в ходе их развития происходит системный, интегративный синтез знаний об объекте, его многомерности, формируется целостное представление о нем [1, с. 34].
К середине XX в. идеи системности принимают форму обобщенных принципов, которые выделяются из конкретно-научных теорий в общенаучную методологию – системный подход.
Существенно меняется подход к познанию предмета, который прежде описывался феноменологически и в синкретической, нерасчлененной целостности, что давало лишь элементарное знание. Системный подход дал направляющие ориентиры исследования, нацеленного на выявление целостности и составляющих частей предмета, закономерностей соединения частей в целое, их организацию в структуру, законы структуры и т.д. Прежде предмет описывался сам по себе: все его качества, свойства объяснялись непосредственно из него самого. Этот «предметоцентристский» (В.П. Кузьмин) подход отчуждал объект, его свойства от связей и взаимодействий с другими объектами. Взаимодействия рассматривались как проявление «врожденных» свойств, изначально данных объекту, не имеющих отношения ни к их происхождению, ни к их изменениям. Сам факт существования свойств, присущих объекту, не требовал объяснения.