ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Что такое сознание?
Никакой аспект психики, быть может, не является столь знакомым — и столь загадочным — как сознание и наш сознательный опыт самих себя и мира. Небезосновательно мнение, что проблема сознания — главный вопрос современных теоретических споров о психике. Несмотря на отсутствие общепризнанной теории сознания, имеется пусть и не всеобщее, но широкое согласие относительно того, что адекватное объяснение психики предполагает ясное понимание сознания и его места в природе. Нам в равной степени нужно понять, что такое сознание и как оно соотносится с иными, несознательными аспектами реальности.
Так что всё - таки такое сознание?
СОЗНАНИЕ – это состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях.
Сознание – одно из центральных понятий классической западной философии. Из определенного понимания сознания исходили также науки о человеке, в частности, психология. Вместе с тем осмысление сознания было связано с значительными трудностями. В конце19 века биолог Т.Гексли даже выразил мнение о том, что природа сознания в принципе не поддается научному исследованию. Многие психологи в 19–20 вв. (В.Вундт и др.) считали, что научно исследовать можно только отдельные явления сознания, что же касается его сущности, то она не может быть выражена, хотя сознание субъективно дано в переживании. Между тем философы пытались анализировать его природу и сформулировали следующие концепции сознания.
1. Концепция отождествления сознания со знанием: все, что мы знаем, – это сознание, и все, что мы осознаем, – знание. Большинство представителей классической философии разделяли это представление подкрепляя его ссылкой на этимологию слова: латинское название для сознания происходит от слов cum и sciare, т.е. означает совместное знание (то же самое и в русском языке).. Другие философы приводили пример восприятия незнакомого предмета, которое, с их точки зрения, не есть знание, но, безусловно, является актом сознания. В действительности все, что осознается, является знанием того или иного рода. Это относится, в частности, и к восприятию незнакомого предмета. Чтобы это восприятие стало возможным, субъект должен располагать определенными перцептивными гипотезами и даже осуществлять акт мышления – при этом сам процесс использования этих гипотез не осознается. Осознание субъектом своих эмоций, желаний, волевых импульсов тоже является знанием. Конечно, сами эмоции, желания, волевые импульсы не сводятся к знанию, хотя и предполагают последнее. Но их осознание есть не что иное, как знание об их наличии. Из сказанного, однако, не следует вывод о тождестве сознания и знания. Современная философия, психология и другие науки о человеке столкнулись с фактом несознаваемого знания. Это не только то, что я знаю, но о чем в данный момент не думаю и потому не сознаю, но что я легко могу сделать достоянием своего сознания: напр., мое знание теоремы
2. Ряд философов (прежде всего разделяющих позиции феноменологии или близких к ней концепций – Ф.Брентано, Э.Гуссерль, Ж.-П.Сартр и др.) в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а интенциональность: направленность на определенный предмет, объект. Таким признаком с этой точки зрения обладают все виды сознания: не только восприятия и мысли, но и представления, эмоции, желания, намерения, волевые импульсы. Согласно этой точке зрения, я могу не знать ничего об объекте, но если я выделяю его посредством моей интенции, он становится объектом моего сознания
3. Иногда сознание отождествляется с вниманием. Эта позиция разделяется рядом философов, но особенно популярна у некоторых психологов, пытающихся с точки зрения когнитивной науки истолковать сознание (т.е. внимание при данном понимании) как некоторый фильтр на пути информации, перерабатываемой нервной системой. Сознание при подобной интерпретации играет роль своеобразного распределителя ограниченных ресурсов нервной системы. В этой связи предпринимались попытки измерения «поля сознания». Между тем ряд фактов психической жизни не поддается объяснению с подобной точки зрения.
4. Наиболее влиятельное в философии и психологии понимание сознания связано с истолкованием его как самосознания, как самоотчета Я в собственных действиях. Сознание при таком понимании выступает как специфическая реальность, как особый «внутренний мир», данный субъекту совершенно непосредственно и познаваемый с полной несомненностью. Способом познания сознания является само восприятие, которое в результате тренировки может принять форму самонаблюдения (интроспекции).
Полное понимание сознания скорее всего потребует теорий многих типов. Мы вполне могли бы с пользой и без противоречия признать разнообразие моделей, каждая из которых своим собственным путем пытается объяснить соответственно физические, нейронные, когнитивные, функциональные, репрезентативные и высокоуровневые аспекты сознания. Едва ли есть какая-то одна теоретическая перспектива, достаточная для объяснения всех характеристик сознания, которые мы хотим понять. Так что лучший путь к будущему прогрессу может состоять в синтетическом и плюралистическом подходе.
2. В чем различие философии и науки как форм общественного сознания?
Философия и наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для философии нет границ – она стремится понять всё. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п.
На протяжении многих веков наука и философия были тесно связаны друг с другом. Философия пытается проникнуть в самые основы вещей, задавая вопросы и предлагая ответы: «Почему мы живем?», «Что происходит после смерти?», «Каким образом происходят те или иные вещи?». После стали появляться знания, полученные опытным путем. Благодаря этим знаниям и стала зарождаться наука, которая давала ответы на все процессы и явления. Наука пытается увидеть мир таким, какой он есть, дать объективную картину реальности. Но также, наука — это не только знание, но и деятельность, направленная на познание окружающего мира.
В наше время взаимоотношение науки и философии является предметом многих споров. Одни считают философию одной из разделов наук, другие думают, что философия — это обобщение науки, третьи разделяют науку и философию как две совершенно разные сферы человеческой деятельности. Философия сама оказывает воздействие на развитие науки, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть, как положительным, так и отрицательным. Однако, в любом случае нельзя отрицать то, что и наука, и философия занимаются изучением похожим структур, хоть и имеют совершенно разные результаты деятельности.
Что же является объектом изучения философии? Если коротко, это общие и глубинные вопросы бытия, сущности и познания окружающего мира, места человека в этом мире, смысл жизни, какое начало лежит в основе всего – духовное или материальное. Существуют огромное количество разных философских теорий. Философия, как таковая, представляет собой совокупность различных, иногда во многом противоположных по взглядам учений. И часто эти учения, как в искусстве, отражают личностные представления и предпочтения создавшего их мыслителя.
Наука – это тоже система знаний. Только изучает наука физические явления и законы природы , свойства и взаимодействие различных физических тел, историю и медицину, гуманитарную тематику и так далее, в общем, все то, что нас окружает, и все, что вокруг происходит. Каждое явление в природе подчиняется законам, которые изучает наука, и на каждый вопрос наука стремится дать четкий однозначный ответ, имеющий математические или другие общепризнанные доказательства. И их признают ученые всего мира, независимо от личных предпочтений, национальности или вероисповедания.
Резюмируя вышесказанное, можем выделить различия науки и философии.
Основные различия:
-
Философские учения часто имеют личностный характер и различия в трактовке одних явлений. Научные знания существуют в виде доказанных и общепринятых теорий и открытий, за исключением неизученных вопросов, по которым существуют различные гипотезы. Здесь есть определенное сходство. -
Философия изучает окружающий мир с точки зрения познания его сущности, наука же изучает физические явления, прикладные дисциплины. -
Философские учения, в отличие от научных, появляются в определенных исторических условиях и этно-социальных общностях, поэтому отражают мировоззрение и своей общности, и своей эпохи.