Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине История русской литературы хх. Общая характеристика поэзии периода оттепели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к экзамену по дисциплине
«История русской литературы ХХ.
1. Общая характеристика поэзии периода оттепели». А.А. Ахматова

Период оттепели в советской литературе характеризовался ростом свободы слова и возрождением творческих поисков. В этот период поэзия Ахматовой отличается глубиной и интимностью, обращается к темам любви, смерти, жизни и судьбе человека. Она экспериментировала с формой стиха, используя свободный стих и другие нестандартные приемы.

Одним из наиболее известных произведений Ахматовой в этот период является цикл «Реквием», который стал символом трагической судьбы России и оказал огромное влияние на современную поэзию. В нем Ахматова обращается к теме сталинских репрессий и потери близких людей, используя символику и метафоры. Она также обращается к теме смерти, воспевая ее как естественное продолжение жизни.

Одним из отличительных черт поэзии Ахматовой в период оттепели является ее интеллектуальность. Она использовала сложные метафоры, аллюзии и символы, чтобы передать свои мысли и чувства. Ее творчество отличается высокой художественной мастерством и глубокой мыслью.

Таким образом, поэзия Ахматовой в период оттепели является одной из наиболее значимых и оригинальных в советской литературе и оказала огромное влияние на современную поэзию.

2. Общая характеристика прозы периода: оттепели».

Период оттепели в советской литературе характеризовался ростом свободы слова и возрождением творческих поисков, которые были подавлены в период сталинского режима. Этот период продолжался с конца 1950-х до начала 1960-х годов и отразился в прозе того времени.

Основными темами прозы периода оттепели были жизнь и судьба человека, проблемы морали и этики, общественные противоречия и идеологические дилеммы. Авторы этого периода стремились к тому, чтобы создать более реалистичные и глубокие образы, выразить свои мысли и чувства, а также раскрыть социальные проблемы и противоречия.

Одним из наиболее известных произведений прозы периода оттепели является роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», который стал классикой мировой литературы. В этом романе автор раскрывает проблемы морали, веры и идеологии, используя фантастические элементы и аллегории.


Еще одним из наиболее известных произведений прозы периода оттепели является роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», который также стал классикой мировой литературы. В этом романе автор раскрывает проблемы жизни и судьбы человека, любви и веры, а также социальных противоречий и идеологических дилемм.

В целом, проза периода оттепели отличается высокой художественной мастерством, глубокой мыслью и интеллектуальностью. Авторы этого периода стремились к тому, чтобы создать более реалистичные и глубокие образы, выразить свои мысли и чувства, а также раскрыть социальные проблемы и противоречия. В результате, проза этого периода стала одной из наиболее значимых и оригинальных в советской литературе и оказала огромное влияние на современную прозу.

3. Общая характеристика драматургии периода «оттепели».

Драматургия периода "оттепели" в советской литературе характеризуется ростом свободы творчества и новаторскими экспериментами в жанре драмы. В этот период происходило возрождение театрального искусства, театры стали более свободными в выборе тем и форм, что отразилось на драматургии.

Одним из наиболее известных драматургов периода "оттепели" был Евгений Шварц. Его пьесы, такие как "Дракон", "Сказка о потерянном времени" и "Старуха Изергиль", отличались нестандартными сюжетами и символикой, а также использованием элементов фантастики и мистики. Это позволяло ему обращаться к сложным темам, таким как смерть, любовь, судьба человека и общественные противоречия.

Другим известным драматургом периода был Владимир Войнович, чьи пьесы "Опера-буфф", "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" стали настоящими шедеврами советской драматургии. Они отличались яркими образами, юмором и сатирой, а также использованием элементов магического реализма.

Также стоит отметить драматурга Александра Гельмана, чьи пьесы "Враги", "Моя мама" и "Семья" были написаны в духе нового театрального направления - "театра абсурда". Они отличались экспериментами с формой и языком, использованием нестандартных сценических решений и символикой.

В целом, драматургия периода "оттепели" отличалась большой свободой творчества, новаторскими экспериментами и использованием различных жанровых и стилистических приемов. Она стала одним из наиболее значимых и оригинальных явлений в истории советской драматургии и оказала огромное влияние на современную театральную практику.

4. Общая характеристика поэзии 1970 — первой половины 1980-х годов.



Поэзия 1970-х - первой половины 1980-х годов характеризуется как период "оттепели" в советской литературе. В этот период происходил рост свободы творчества и новаторские эксперименты в поэзии, что привело к появлению новых течений и направлений.

Одним из наиболее известных поэтов периода "оттепели" была Анна Ахматова. Ее поэзия отличалась глубиной и метафоричностью, а также использованием символических образов и тематики любви и смерти. Она стала одним из самых значимых поэтов своего времени и оказала огромное влияние на развитие поэзии в последующие годы.

Другим известным поэтом периода был Иосиф Бродский. Его поэзия отличалась философской глубиной, использованием нестандартных метафор и образов, а также экспериментами с формой и языком. Он стал одним из самых известных поэтов своего времени и получил Нобелевскую премию по литературе в 1987 году.

Также стоит отметить поэтов, таких как Борис Пастернак, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, которые также внесли большой вклад в развитие поэзии в этот период. Их поэзия отличалась яркими образами, метафорами и использованием различных стилей и жанров.

В целом, поэзия 1970-х - первой половины 1980-х годов была периодом роста свободы творчества и новаторских экспериментов в поэзии. Она стала одним из наиболее значимых и оригинальных явлений в истории советской поэзии и оказала огромное влияние на современную поэтическую практику.

5. Общая характеристика прозы 1970 — первой половины 1980-х годов.

Проза 1970-х - первой половины 1980-х годов отличалась от предшествующих периодов более свободным и экспериментальным подходом к жанру. В этот период произошло резкое обострение проблем социальной и моральной направленности литературы. В литературе появилось много новых тем, связанных с проблемами молодежи, экологии, национальных отношений, политической жизни и т.д.

Проза этого периода характеризовалась большой разнообразностью жанров и стилей. В литературе стали появляться произведения, написанные в различных жанрах, таких как роман, повесть, новелла, рассказ, дневник, письмо и др. Авторы стали экспериментировать с формой и стилем, используя нестандартные приемы, такие как коллаж, монтаж, флэшбэки, монологи, диалоги и др.

В прозе 1970-х - первой половины 1980-х годов стало заметно больше автобиографизма и интимности, а также открытого выражения авторской позиции. Авторы стали обращаться к собственным воспоминаниям
, переживаниям и эмоциям, что придало произведениям большую глубину и эмоциональную насыщенность.

Проза этого периода также характеризовалась большим вниманием к языку и стилю. Авторы стали использовать нестандартные слова, выражения и образы, создавая оригинальный и запоминающийся стиль.

В целом, проза 1970-х - первой половины 1980-х годов была периодом больших изменений в советской литературе. Она стала более свободной, экспериментальной и разнообразной, отражая новые социальные и культурные реалии. Этот период оказал значительное влияние на развитие современной российской литературы.


6. Общая характеристика драматургии 1970 — первой половины 1980-х годов.

Драматургия 1970-х - первой половины 1980-х годов характеризовалась большой свободой и экспериментами в жанре. Авторы стали использовать нестандартные приемы и стили, играя с формой и языком. Они стали заниматься поиском новых форм и способов выражения, чтобы отразить новые социальные и культурные реалии.

Одной из важнейших черт драматургии этого периода была ее социальная направленность. Драматурги стали заниматься актуальными социальными проблемами, такими как бюрократия, коррупция, насилие, дискриминация и т.д. Они стали говорить о тех проблемах, которые волновали общество, и пытались найти ответы на эти вопросы.

Еще одним важным аспектом драматургии этого периода была ее экспериментальность. Авторы стали использовать нестандартные формы и стили, играя с языком и формой, чтобы создать новые эффекты и выразительные средства. Они стали использовать различные техники, такие как монтаж, флэшбек, монолог, диалог и т.д., чтобы создать более сложные и глубокие образы.

В целом, драматургия 1970-х - первой половины 1980-х годов была более свободной, экспериментальной и разнообразной, отражая новые социальные и культурные реалии. Она оказала огромное влияние на современную драматургию и театральную практику, и стала одним из наиболее значимых явлений в истории советской литературы.

7. Послевоенная лирика А. Твардовского.

Александр Твардовский был одним из наиболее известных поэтов-военных, чьи произведения были широко распространены в период послевоенной "оттепели". Он был автором знаменитой поэмы "Василий Теркин", которая описывает жизнь советских солдат во время Великой Отечественной войны.

Послевоенная лирика А. Твардовского отличалась глубиной и интенсивностью эмоций, а также яркой образностью и метафоричностью. В своих стихах он описывал жизнь послевоенного общества, проблемы восстановления страны после войны, а также любовь и человеческие отношения.


Одной из основных тем, которая присутствует в поэзии А. Твардовского, является тема любви. Он описывает любовь как нечто прекрасное и нежное, но в то же время как нечто, что может причинить боль и страдание. Его стихи о любви отличаются глубокой эмоциональностью и яркой образностью.

Твардовский также обращается к теме войны и ее последствий. Он описывает страдания и утраты, которые она причинила, но в то же время подчеркивает героизм и мужество советских солдат, которые сражались за свою Родину.

В целом, поэзия А. Твардовского является одной из наиболее значимых явлений в истории советской литературы. Его стихи отличаются глубиной мысли, высокой художественной мастерством и яркой образностью, а также являются отражением социальных и культурных реалий периода послевоенной "оттепели".

8. Идейное и тематическое своеобразие поэм А.Т. Твардовского «По праву

памяти», «Теркин на том свете».

Поэмы А.Т. Твардовского «По праву памяти» и «Теркин на том свете» имеют ярко выраженное идейное и тематическое своеобразие.

«По праву памяти» посвящена памяти погибших в годы Великой Отечественной войны и является гимном победе советского народа в этой войне. Главным идейным содержанием поэмы является глубокое уважение к героям, которые погибли за Родину, и призыв к сохранению памяти о них. Тематически поэма описывает жизнь советского народа в годы войны, его борьбу и стойкость, а также отражает глубокие чувства автора к Родине и ее героям.

«Теркин на том свете» — это аллегорическая поэма, в которой автор выражает свое видение жизни и смерти, справедливости и несправедливости, добра и зла. Главным идейным содержанием поэмы является мысль о том, что жизнь человека — это борьба за идеалы и ценности, и что даже после смерти человек может продолжать бороться за свои идеалы. Тематически поэма описывает жизнь простого человека, его борьбу за справедливость и свободу, а также отражает глубокие чувства автора к человеческой душе и судьбе.

Обе поэмы отличаются глубокой философской проницательностью, высоким художественным уровнем и яркой образностью. Они являются яркими примерами советской поэзии и оказали огромное влияние на развитие литературы и культуры в целом.

9. Автор и герой в поэме А.Т. Твардовского «За далью — даль».

Поэма "За далью - даль" Александра Твардовского является крупным литературным произведением, которое отражает темы жизни и смерти, любви и верности, родины и человеческих ценностей. В ней автор использует морскую тематику, чтобы выразить свои глубочайшие мысли и чувства.