Файл: Основные формы занятий, используемые в организации здорового образа жизни.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ –
МСХА имени К.А. ТИМИРЯЗЕВА»
(ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева)
Кафедра ветеринарной медицины и зоотехнии
Реферат на тему: «Основные формы занятий, используемые в организации здорового образа жизни»
Выполнила:
студентка Д-З 201
Лозовая Т.И.
Приняла:
Матчинова Н.В
Калуга, 2023 г.

Содержание:
1.
Введение………………………………………………………………… 3-4 2.
Основная часть …………………………………………………………5-16 3.
Заключение…………………………………………………………..…….17 4.
Источники…………………………………………………………………18 2

Введение
Здоровый образ жизни - активная и целенаправленная форма поведения,
которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание физического и психического здоровья. Здоровье является важнейшей ценностью человека.
Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение здоровья: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических
недостатков».
Слагаемые здорового образа жизни:
● гигиена
● правильный режим дня
● рациональное питание
● закаливание
● чередование труда и отдыха
● организация целесообразного режима двигательной активности
● занятий физическими упражнениями и спортом
Соблюдение режима дня - залог здоровья и нормальной работы всех систем организма. Режим дня приучает к организованности и дисциплине.
Если ежедневно заниматься умственным или физическим трудом в одни и те же часы, организм как бы «подводится» к повышенной работоспособности именно в эти часы нагрузок.
Здоровый образ жизни включает все известные формы занятий физической культуры:
● урочные
● внеурочные
3

Урок - основная форма учебных занятий в физическом воспитании. На уроках физической культуры упражнения могут быть различного типа.
Различают:
● учебный урок (преобладает обучение новым физическим упражнениям)
● тренировочный урок (преобладают упражнения, направленные на совершенствование усвоенных двигательных умений и развитие двигательных качеств)
● учебно-тренировочный и контрольный (проверка усвоенных знаний,
умений, навыков, уровня развития двигательных качеств)
Из разнообразных внеурочных форм физических упражнений в практике физического воспитания наиболее широко используются самостоятельные занятия, состязания, экскурсии и походы, массовые подвижные игры.
Чтобы повысить результаты тренировок, нужно соблюдать правила гигиены. Занятия должны проводиться систематически, физическая нагрузка увеличиваться постепенно. Спортивная одежда и обувь должны также отвечать гигиеническим правилам.
4


Основная часть:
Личная гигиена, режим дня
Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий режим функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья и повышению производительности труда.
Постоянное нарушение Ритма труда, учебы, бодрствования, сна приводит к снижению работоспособности, разбитости, сонливости днем, бессонницы ночью и другим неприятным явлениям. Установлено, что для подавляющего большинства учащихся имеются два пика максимальной работоспособности:
между 10-12 и 16-18 часами. Именно в это время можно выполнить наибольшую работу при минимальной затрате сил.
При составлении режима дня, в интернате соблюдаются основные его положения: выполнение различных видов деятельности в строго определённое время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Утро начинается с зарядки, гигиенических процедур. В школе учащиеся питаются 6
раз. Особое внимание уделяется полноценному сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма,
снижение работоспособности, ухудшение самочувствия. Одно из наиболее распространенных расстройств сна – бессонница. Она обычно возникает в результате нервного переутомления, длительной напряженной умственной работы, волнений, шумных игр или чтения перед сном. Ошибочно надеяться,
что применение снотворных средств излечит от бессонницы.
5

Чтобы обеспечить нормальный спокойный сон, выполняется ряд очень простых правил. Прежде всего, ученики ложатся спать в одно и тоже время, не есть и не пить много на ночь. Спокойная обстановка (выключен свет, радио,
телевизор), привычный порядок подготовки ко сну хорошо настраивают мозг на ночной отдых. Спят ученики обязательно в хорошо проветренной комнате. Для формирования представлений о личной гигиене учителями и воспитателями проводятся тематические беседы, классные часы.
Влияние оздоровительной физической культуры на
организм
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью,
усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.
Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности.
Можно проводить свой досуг «просиживая штаны» дома, перед телевизором или компьютером, или занимаясь ещё каким-то же интересным для вас делом, и это тоже будет ваш своеобразный путь к познанию окружающего мира и осознанию своего места в нём.
В современном мире люди всё больше и больше обращаются к физической культуре с целью поправить своё здоровье, повысить жизненный тонус и просто хорошо отдохнуть.
6


Широкое распространение получают такие классические, возникшие очень давно виды спорта как плавание, бег, бодибилдинг. Но и немалое развитие и распространение среди населения Земного шара получают сравнительно молодые спортивные дисциплины.
В основном это утверждение относится к экстремальным видам спорта,
таким как горнолыжные дисциплины, парашютный спорт и т.д. Особенно популярными среди молодёжи стали как раз виды спорта из последней категории. На фоне этого ложкой дёгтя становится осознание того, что мало кто подходит к занятию спортом систематизировано. Например, восстановлением и поддержанием формы молодые люди занимаются в основном перед летом,
сезоном отпусков, пляжами и т.д. Также мало кто знает о том, какие нагрузки испытывает организм и как подобрать такую систему тренировок, нагрузок,
чтобы добиться высших достижений.
Для того чтобы сердце было здоровым, а тело сильным, нужна регулярная физическая нагрузка. Физические упражнения улучшают настроение,
повышают мышечный тонус, поддерживают гибкость позвоночника и помогают предотвратить болезни. В школе-интернате помимо спортивных секций для оздоровления детей используются такие формы работы как: занятия в бассейне
(1-4 класс); музыкально-ритмические занятия; еженедельные конкурсы и эстафеты; подвижные игры во внеурочное время; к работе с детьми привлекаются и родители («Мама, папа, я – спортивная семья», эстафеты
«Ученики против родителей» и др.).
7

Влияние физической культуры на развитие личности
Занятия спортом развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий спортом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями,
соотносить их с действиями других.
Так укрепляется воля,
вырабатывается дисциплинированность,
формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения. В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения.
Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение.
Надо и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством тренера укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга,
гордость за успехи команды, школы и т.д.
Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.
Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической,
тактической, психической и теоретической подготовленности.
8


Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера.
Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.
Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.
Режим труда и отдыха
Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы адаптации исчерпываются, человек начинает испытывать дискомфорт, утомляемость.
поэтому, необходимо вести хорошо организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебе, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству,
предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей,
подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивают ее лучшее выполнение.
9

Режим дня – нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. В
то же время он должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать состоянию здоровья, физическому состоянию, интересам и ценностным ориентациям личности. Необходимо обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы.
Для оптимизации режима дня студенту необходимо проанализировать затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствии с гигиеническими нормами. Относительно их суточный бюджет времени студента состоит из 10-12 ч. учебных занятий (6 ч. аудиторных и 4-6
самостоятельных и 12 часов, отведенных на восстановление). Затем следует распределить разные виды деятельности в пределах конкретного дня, их последовательность и правильное чередование учебы и отдыха.
Спортивные секции
В системе образования РФ функционируют около 180 спецшкол в которых обучаются около 1500 инвалидов по слуху, из которых каждый пятый активно занимается спортом и участвует в городских и региональных соревнованиях.
Лучшие из них принимают участие во всероссийских и международных соревнованиях таких как:
● первенства России по 20 видам спорта (до 18 лет)
● всероссийский Фестиваль спорта для юношей и девушек инвалидов по слуху (до 18 лет)
● юношеские Чемпионат Европы по баскетболу и Чемпионат Мира по вольной и греко-римской борьбе
● международный турнир по футзалу (до 18 лет)
● кубок Президента РФ по футболу (до 18 лет)
● международный фестиваль «Республика Спорт» для детей с ограниченными возможностями (до 14 лет)
10


Туризм
Туризм подразделяется на
● Экологический
● Социальный
● Самодеятельный
● Экстремальный
Социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам.
Самодеятельный туризм подразделяется:
● По форме проведения, прогулки, походы, путешествия, слеты,
экспедиции, соревнования
● По видам маршрутов, пешеходные, лыжные, горные, водные, спелео,
альпинизм, велосипедные маршруты, мотоциклетные, воздушные,
комбинированные
● По сложности: категорийные и некатегорийные маршруты
● По организационным принадлежностям: туристские клубы станции юных туристов, туристские секции, спортивные организации
Одной из важных особенностей самодеятельных походов является четкая организация и систематическое проведение. В зависимости от возможностей это могут быть походы выходного дня, многодневные некатегорийные и категорийные походы. Организацию и проведение похода вне зависимости от его сложности регламентируют «Правилами проведения туристских,
спортивных походов», «Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий».
11

Самая простая форма похода - загородная прогулка. К таким прогулкам приглашаются все желающие. Кратковременная прогулка не требует от участников предварительной тренировки и специального снаряжения, она доступна каждому человеку.
Отказ от пагубных привычек
Курение, спиртные напитки, вредные пищевые пристрастия (солёная пища,
чипсы, сладости, газировка) – всё это факторы, разрушающие здоровье.
Здоровая и осознанная жизнь предполагает категорический отказ от вышеперечисленных «удовольствий» в пользу более здоровых вариантов. Отказ от вредных привычек – ключевой пункт для всех адептов ЗОЖ – то, с чего следует начинать практику.
Курение – вредная и опасная привычка, которая развивается по принципу условного рефлекса. При курении вместе с табачным дымом поступают многие ядовитые продукты. В основном это никотин и смолистые вещества.
Систематическое курение оказывает отрицательное влияние на центральную нервную систему и на организм в целом. Смертельная доза никотина для человека – 50 мг (при выкуривании 1 сигареты в организм поступает около 1 мг никотина). У курильщиков часто отмечаются головные боли, нарушение сна,
понижение умственной работоспособности. Курение также вызывает различные заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Употребление алкогольных напитков, как и курение, ведет к резким нарушениям здоровья. Установлено, что даже малые дозы алкоголя угнетают тормозные процессы в центральной нервной системе, что нарушает необходимый баланс между тормозными и возбудительными процессами в
12