Файл: Метод проектов в начальной школе Характеристика проектной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, рассмотрев особенности учебных проектов младших школьников, выделим следующее:

  • Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

  • Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

  • Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.

  • Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.

Например, можно задать ученикам такие вопросы:

Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?

Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере?

Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?

Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.


Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

После защиты проекта, изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся.
Требования к содержанию проекта

Для помощи в работе над проектом я своим детям выдавала такую памятку.

Проект может состоять из двух или трех основных частей:

1) теоретическая часть (обзор литературы);

2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);

3) проектная часть.

Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).

Оформление проекта

Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.

1. Первая страница.

а) название проекта;

б) имя и фамилия автора(ов);

в) имя, отчество и фамилия, место работы руководителя проекта;

г) место основной учебы автора(ов): ОУ, класс;

д) название образовательного учреждения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект выполнен полностью самостоятельно, то указывается домашний адрес;

е) год подготовки проекта.
2. Вторая страница – оглавление.

3. С третьей страницы – основное содержание проекта.

а) обоснование актуальности проблемы;

б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;

в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);

г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);

д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);

е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);



ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.

4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).
Этапы проектов и их характеристики

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

I этап – подготовительный.

На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности, по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.

II этап – практический.

Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.
Оптимальные варианты использования методов проекта

Мы рассмотрели особенности осуществления проектного метода в начальных классах. Одним из особенностей является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Она связана с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное, делать обобщения.

В качестве примера преодоления этих трудностей предлагаю рассмотреть проектное изучение темы «Игрушки».

Для осуществления этого проекта класс делится на группы по 3-4 человека. Определяются лидеры группы. Поскольку они только приступают к поисково – исследовательской работе, все группы выполняют одинаковые задания.

В данном проекте для проведения поисково–исследовательской работы были подготовлены следующие задания:

- Какими были игрушки на Руси?

- Из чего делали игрушки и почему?

- Поощрялось ли на Руси игра в игрушки и почему? Кто играл в куклы, только девочки?

- Отношение наших предков к игрушкам.

- Назначение игрушек.

- Виды игрушек.

Кроме того, в зависимости от затруднения учащихся, мною задавались наводящие вопросы. Например, «Какими игрушками играли ваши бабушки, дедушки? Из чего эти игрушки были сделаны?»


Конечно же, в начальных классах учащиеся не умеют работать с дополнительной литературой. Поэтому мною был приготовлен обобщенный дополнительный материал, где имеются ответы на поставленные вопросы. Таким образом, перед учащимися стоит более простая задача: найти ответ в одном источнике.

По мере приобретения опыта работы с дополнительной литературой их число можно постепенно увеличивать.

После того, как ответ найден, его нужно обсудить. При этом важна направляющая деятельность учителя, которая может дополнить ответы учащихся, желательно получая ответы от самих учащихся. Ответ коротко записывается в тетрадях.

Для проведения защиты продуктов своей деятельности учащимся задавалось дополнительное домашнее задание: изготовить игрушки вместе с родителями. Результатом проекта были не просто ответы на вопросы, а и небольшие творческие рассказы. .

Приведем еще один пример использования метода проектов на уроках русского языка.

Выработка навыка правописания - процесс длительный. Многие школьники так и не осваивают навыков грамотного письма. Устно они хорошо рассказывают правило, а на письме не видят орфограмм, с трудом подбирают проверочные слова. Чтобы научить детей успешно преодолевать трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет. Приходится строить работу так, чтобы она могла заинтересовать детей. На помощь приходит метод проектов.

При изучении корневых орфограмм дети сталкиваются с проблемой подбора проверочных слов. Мною предлагается детям подумать, как можно решить данную проблему, путем наводящих вопросов подвожу детей к мысли, что можно придумать игру, которая могла бы помочь в решении проблемы. После коллективного обсуждения дети решают создать орфографическое лото. Класс делится на группы по 3 человека. Каждая группа готовит карточки со словами на корневую орфограмму и группу карточек с проверочными словами, например, зима – зимний – зимушка, затем коллективно обсуждается правильность подбора слов, разрабатываются правила игры и затем проводится сама игра.

Метод проектов я так же использую на обобщающих уроках.

Итак, каковы оптимальные варианты использования метода проектов в начальных классах.

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

  • необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;

  • специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.


В связи с этим метод проектов начинаю реализовывать со 2 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

Формирование ОУУН осуществляю в рамках урочной деятельности, поскольку в нашей школе во-первых, не выделяются часы на кружки и факультативы, во-вторых, это предусмотрено УМК «Школв России», по которой я работаю.

В рамках традиционных учебных занятий использую:

  • проблемное введение в тему урока;

  • постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

  • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

  • групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

  • выдвижение идеи (мозговой штурм);

  • постановку вопроса (поиск гипотезы);

  • формулировку предположения (гипотезы);

  • обоснованный выбор способа выполнения задания;

  • составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

  • поиск дополнительной литературы;

  • подготовку доклада (сообщения);

  • самоанализ и самооценку, рефлексию;

  • поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:

  • оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);

  • классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);

  • определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);

  • доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).