Файл: Метод проектов в начальной школе Характеристика проектной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для развития общих исследовательских умений и навыков даю такие задания:

  • Для развития умения видеть проблему: продолжить рассказ, оценив ситуацию с чьей-либо позиции, продолжить рассказ от чьего-либо имени, составить рассказ от имени другого персонажа, составить рассказ, используя данную концовку.

  • Задания на развитие умения вырабатывать гипотезу: например, задание «Давайте вместе подумаем» (Почему весной появляются почки на деревьях? Почему летом снег в горах не тает? и т.д.).

  • Для развития умения задавать вопросы: задание «Найди загадочное слово», игра «Угадай, о чем спросили».

  • Для развития умения и навыков экспериментирования: даются задачи для мыслительных экспериментов (что можно сделать из листка бумаги? Что будет, если люди научатся читать мысли других?)

Итак, перечисленный вид работы для ученика позволяет:

  • раскрывать творческий потенциал,

  • проявлять себя индивидуально и в группе,

  • попробовать свои силы, применить знания,

  • публично продемонстрировать достигнутый результат.

Проектная деятельность ребенка – один из эффективных путей развития его творческих способностей. Открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении; выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное; ведет учащихся по ступенькам роста от проекта к проекту.

В ходе проектной работы учащиеся познают мир, делают открытия, удивляются, разочаровываются, делают ошибки, исправляют их, приобретают опыт общения. Как показывает опыт работы, большинство учащихся идет своим путем, а вместе они делают одно дело: учатся и учат друг друга.

В данной работе рассмотрели историю возникновения проектной деятельности, дали характеристику с опорой на литературные источники. Рассмотрели особенности учебных проектов: какова их сущность, особенности выбора тематики, что необходимо учитывать при организации проектной деятельности младшего школьника, требования к содержанию и этапы проектов. В главе «Оптимальные варианты использования метода проектов в начальной школе» был предоставлен материал из опыта работы по данному направлению.

Было отмечено, что при переходе в среднее звено выпускники начальной школы испытывали затруднения в выполнении проектных работ. Решить проблему стало возможным при переходе обучения младших школьников на УМК «Планета знаний», так как программой данного УМК такой вид деятельности учащихся предусмотрен. Работа по данному УМК в направлении проектной деятельности дала положительные результаты. Динамика сформированности проектных умений выпускников начальной школы за 4 года обучения проектной деятельности по следующим направлениям:


Умение формулировать проблему;

Ставить цель;

Формулировать задачу;

Формулировать гипотезу;

Строить планы;

Составлять инструкции;

Формулировать результат;

Фиксировать свои действия;

Презентативные умения;

Рефлексивные умения;

Анализ исследования показал, что на начальном этапе учащиеся испытывали затруднения в презентативных умениях, фиксировать свои действия, строить планы.

При системной работе с учащимися начальной школы прослеживается рост сформированности проектных умений.

Рассмотрев особенности учебных проектов младших школьников, оптимальные варианты использования метода проектов в начальных классах, обобщив опыт работы можно разработать методические рекомендации по формированию проектной деятельности младших школьников.


Методические рекомендации по формированию

проектной деятельности младших школьников.


  • При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

  • Темы детских работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких им областей.

  • После выбора темы начинается сбор информации. Для этого используются различные источники: книги, справочники, энциклопедии. Могут быть использованы сведения из художественных, мультипликационных, научно-популярных и документальных фильмов и телепередач.

  • Длительность выполнения проекта целесообразно ограничивать одним уроком ( может быть сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочно – внеурочных занятий.

  • В процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. К организации и проведению экскурсий привлекаются родители.

  • При выполнении проектов дети могут работать группами.

  • Учитель по необходимости помогает и контролирует ход деятельности учащихся, удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса.

  • В процессе работы над проектами дети готовят мини-доклады, пишут сочинения, оформляют стенды, фотоальбомы, выставки.

  • Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

  • Помочь ученикам произвести самооценку проекта, помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только дети, но и родители.

  • Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, каждый из которых может заканчиваться ярким, запоминающимся мероприятием, который создает у детей позитивный эмоциональный настрой для дальнейшей творческой работы над проектом