Файл: Реферат По предмету Организация добровольческой деятельности.docx
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНГУШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
Реферат
По предмету «Организация добровольческой деятельности»
На тему «История социального служения в России»
Выполнила студентка
6 курса 2 группы
ФФФФФФ ВВВВВВВ
Проверила
г. Магас 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1. Зарождение благотворительности и её развитие……………………………3
2. Становление социальной работы в России………………………………….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………18
ВВЕДЕНИЕ
Многие века складывались на Руси традиции милосердия и благотворительности. Без опоры на эти традиции не может формироваться социальная работа. В современных условиях ее становление как особой профессии вызвано не только возросшими потребностями населения в социальной поддержке, но и изменением содержания этих потребностей.
Актуальность данной темы заключается в том, что изучение опыта, накопленного благотворительной Россией, поможет студенту расширить и углубить его гуманитарные знания, восстановить и применить на практике утраченные или забытые национальные традиции русской социальной помощи.
Социальная работа – это вид деятельности людей и организаций по оказанию помощи различным слоям населения. Парадигма этой помощи очень широка. В помощи нуждаются многие люди, находящиеся на разных стадиях и в различных ситуациях своей жизни: ребенок и пожилой человек, больной и инвалид, пенсионер, получающий маленькую пенсию, безработный, нищий, бродяга и т.д.
Зачатки благотворительности, как в России, так и в других странах, появляются еще в языческие времена, когда отдельные лица, либо группы, вынуждены были кормить и одевать нуждающихся.
1. Зарождение благотворительности и её развитие.
Русь дохристианская.
Зачатки благотворительности, как в России, так и в других странах, появляются еще в языческие времена, когда отдельные лица, либо группы, вынуждены были кормить и одевать нуждающихся. Эта помощь носила примитивные формы, не была организованной и регулярной. Появление государственности практически мало что изменило, т.к. в основе благотворительности по-прежнему лежали чувства - сострадания, родственный или соседский долг и т.п.
Многие историки отмечают, что славянские народы славились гуманным отношением к соплеменникам и даже бывшим врагам. Так, С.М. Соловьев отмечает, что все западные путешественники превозносят гостеприимство славян, их ласковость, обхождение с пленными, которые у славян не рабствовали весь век, как у других народов, а по истечении определенного срока были вольны или возвратиться к своим, или остаться жить между славян в качестве друзей.*
Официально начало благотворительности связывают с 911 г., когда был подписан договор князя Олега с греками, который содержал в себе взаимные обязательства о выкупе россиян и греков, где бы они ни находились, и отправление их на родину. [1] По своей сути этот договор содержал в себе моменты социальной работы и был первым свидетельством заботы государства о гражданах.
Формирование духовности славян, развитие культуры проходило также под влиянием деятельности просветителей Кирилла и Мефодия, создавших в IX веке алфавит. Создание алфавита явился одной из важнейших предпосылок становления самобытной славянской цивилизации, той особой духовности россиян, отличающейся предрасположенностью к добру, справедливости, сострадательности.
*Сергей Михайлович Соловьёв (1820 г, 1879 г.) -- русский историк; профессор Московского университета , ректор Московского университета, ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности ,тайный советник.
Крещение на Руси
Истинным толчком в развитии благотворительности стало принятие христианства в 988 г. Проявляя гибкость и пользуясь поддержкой княжеской власти, Православная Церковь довольно быстро распространила свое влияние в Киевской Руси.
Историк В.О. Ключевский охарактеризовал древнерусское благотворение так: «Человеколюбие у наших предков было то же, что нищелюбие, и любить ближнего значило прежде всего - накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность считалась нужной не столько для благотворимых, сколько для благотворящих - для их нравственного здоровья, для поднятия уровня их нравственного совершенствования и как средство для обеспечения хорошего будущего в загробной жизни ».
Князь Владимир, первый русский князь-христианин, был ярким примером высочайшего покровительства над бедными, нищими и убогими. В его лице объединилась личная и государственная благотворительность. Стремясь закрепить свою деятельность, придать ей более или менее организованный характер, Владимир Красное Солнышко, Креститель издает Устав, который поручал духовенству в лице патриарха и церкви помогать нуждающимся. Князь Владимир за милосердие и нищелюбие был причислен к лику святых.
Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав Мудрый, основав училище на 300 человек, которое было первым настоящим учебным заведением в России. Однако более всего он прославился как составитель первого письменного свода законов, именуемого «Русской Правдой». В нем содержались статьи и социального характера, что было ново для молодых государств Европы.
Так, в XXXI главе выражено проявление заботы о подрастающем поколении. Если до принятия свода законов проблема наследования решалась старшими братьями путем применения силы по отношению к младшему, то после - права младших были защищены («Двор отцовский всегда без раздела принадлежит младшему сыну»).
Внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах создал первое в своем роде нравственное поучение, обращенное к младшему поколению. Оно наполнено искренностью и христианским человеколюбием. «О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяние. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние есть божие и поручено вам только на время… Будьте отцами сирот; вдовицу оправдывайте сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виноватого: жизнь и душа христианина священны».
Можно сказать, что Христианская церковь с самого начала своего возникновения пыталась дать правильную организацию благотворительности и достигла в этом значительных высот. Существенный недостаток везде заключался в том, что более всего имелось обилие подаяний и не всегда при этом обращалось достаточное внимание на достоинство просящего.
Таким образом, случалось, что около бедных церквей и монастырей сотни здоровых людей находили легкое пропитание, тогда как в местах более отдаленных от этих центров благотворительности погибало без помощи голодающее население. При таком положении дела благотворительность сама плодила нищенство, тем более что само испрашивание милостыни стало в средние века считаться богоугодным делом, и в Западной Европе появились особые «нищенствующие» монашеские ордена.
С учетом периодов разных общественно-экономических эпох можно выделить 5 этапов становления и развития социальной работы в стране (на той территории, на которой функционирует российское общество).
Первый этап — функционирование «начальных», просоциальных элементов социальной защиты людей, условно — до конца X в., периода формирования раннефеодальных отношений.
Второй этап — развитие благотворительности после крещения Руси. Во времена князей Владимира и Ярополка духовенство занималось общественным призрением. Кроме того, князья, знать
определяли десятины на содержание монастырей, церквей, богаделен; строили церкви, школы и училища; устраивали пиршества на княжеском дворе, в том числе для бедных людей; раздавали на улицах и дворах нищим и убогим хлеб, мясо, рыбу и овощи. Наблюдалось как бы переплетение государственной и частной благотворительности.
В этот период на Руси формируется правовая основа социальной помощи подрастающему поколению и женщинам. Так, в первом письменном русском своде законов «Русская Правда» решались вопросы о разделе наследства между детьми (в пользу младшего сына) и вдовствующей матерью (ее не могли прогнать со двора или отнять то, что было передано ей супругом). Важно, что 8 из 37 статей «Русской Правды» были посвящены вопросам детской защищенности. [2]
Третий этап (XVII—XVIII вв.) — возникновение и развитие системы общественного призрения — как на личностном, так и на коллективном, групповом, учрежденческом уровне. Особенно преуспели в этом церкви и монастыри, вокруг них складывались целые слободки, население которых жило за счет милостыни. Причем нищие далеко не все были калеками или немощными: выгоднее было просить милостыню, чем трудиться.
Попытка борьбы с попрошайничеством (и просящих, и подающих милостыню наказывали штрафом и кнутом) при Петре I не увенчалась успехом. Но при нем началось создание системы общественного призрения — расширенное строительство больниц, богаделен, сиротских и смирительных домов для призрения незаконнорожденных младенцев и прядильных домов для людей «праздношатающихся и им подобных».
В начале 20-х гг. XVHI в. были изданы указы о призрении младших офицеров, что можно рассматривать как предтечу российского пенсионного законодательства.
При Екатерине II система общественного призрения в основном сложилась. На открытые ею особые приказы общественного призрения возлагались обязанности по устройству и содержанию народных школ, сиротских домов, больниц, аптек, богаделен, домов для неизлечимо и психически больных, работных и смирительных домов. Система охватывала практически все слои населения, нуждающиеся в социальной защите. Однако эта система была далеко не совершенной.[3]
Четвертый этап — послереволюционный и советский периоды. В 1918 г. В.И. Ленин поставил перед центральными и местными органами власти задачу: создать государственную систему социального обеспечения обездоленных — инвалидов, стариков, сирот, вдов. Преследовалась цель улучшить снабжение населения продовольственными и промышленными товарами, наладить социальное обеспечение и социальное страхование, организовать жилищное строительство, здравоохранение и курортное обслуживание.
В 1920-х гг. рамки социального обеспечения расширились. В 1936 г. оно приобрело государственный характер и было нацелено на материальное обеспечение и обслуживание всех граждан СССР в старости, в случае болезни, при полной или частичной утрате трудоспособности, а также обслуживание многодетных семей. Особое внимание уделялось пенсионному обеспечению по старости и пособиям. Были организованы первые санатории, профилактории и дома отдыха для трудящихся. Большое значение придавалось охране труда.
Конечно, уровень социального обеспечения не был высоким, что обусловливалось внутренними и внешними факторами, но основные социальные права впервые стали реализовываться.
Пятый этап — современный, постсоветский, постсоциалистический период развития страны. Ясно, что формирование социальной работы происходит в разных странах в разные периоды их развития, что обусловлено различием в становлении прежде всего государственных форм жизнедеятельности тех или иных народов.
2. Становление социальной работы в России.
Социальная работа как профессия существует в России с 1991 г., когда в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих министерства труда СССР были внесены дополнения. В этих дополнениях характеризовались пять новых должностей – социального работника, педагога-организатора, социального педагога, заведующего отделением социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам и специалиста по социальной работе. Различаясь должностными обязанностями и квалификационными требованиями, они образовывали иерархию в рамках профессии социального работника. В 1991 г. началась подготовка социальных работников, центрами которой стали университеты, а также педагогические и медицинские институты. Кроме того, социальная педагогика приобрела статус научной специальности. Переход в России к профессиональной помощи нуждающимся был обусловлен острым кризисом, поразившим её экономику, политику и социальную сферу.[3] Попытки реформирования социализма, нашедшие своё выражение в политике перестройки, не увенчались успехом. К началу 90-х годов стало очевидно, что советская система социальной защиты, не отличавшаяся достаточной эффективностью, должна быть заменена профессиональной помощью нуждающимся, которая уже в течение нескольких десятилетий демонстрировала свою действенность во многих странах мира.