Файл: Реферат По предмету Организация добровольческой деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обострение социальных проблем в современной России. Когда говорят о социально незащищённых группах, имеют в виду прежде всего женщин, стариков и детей. Именно эти социальные группы в полной ме­ре ощутили на себе отрицательные последствия экономических преобразова­ний, осуществляемых в настоящее время в России. Не секрет, что женщины по-прежнему подвергаются дискриминации, хотя формально они обладают теми же правами, что и мужчины. Дискриминация женщин проявляется в профес­сиональной сфере, где предпочтение обычно отдаётся мужчинам, не обреме­нённым в большой степени заботами о маленьких детях, а также в быту, кото­рый настолько их затягивает, что они часто лишаются возможности улучшить своё материальное положение с помощью дополнительных заработков. Этой возможности лишены также старики, для которых единственным источником существования является пенсия, не достигающая часто уровня прожиточного минимума. Что касается детей, то в условиях перехода к рынку они оказались лишёнными многих социальных благ, которые прежде были общедоступными (например, бесплатное пользование различными кружками и спортивными сек­циями). Вместе с ухудшением экономического положения в стране это приво­дит к тому, что среди детей всё более широкое распространение получает от­клоняющееся поведение. Кроме того, угрожающих размеров достигло за по­следнее время социальное сиротство.

Особенностью нынешнего положения в России является то, что в число социально незащищённых групп попали не только те, кому всегда приходилось тяжелее других, - женщины, дети, старики, - но и те, кто по уровню своего благосостояния принадлежали прежде к средним слоям общества. Речь идёт пре­жде всего о деятелях науки, культуры и образования, которые, за исключением небольшого слоя элиты, находятся по существу на грани нищеты. Так, деятель­ность преподавателей высших учебных заведений не гарантирует им необходи­мый уровень материального благосостояния, вынуждая их либо искать допол­нительные источники существования, либо вообще оставлять её. Это отражает существующую систему государственных приоритетов, в которой высшее об­разование занимает одно из последних мест.

Увеличение числа нищих, безработных, беженцев и других маргиналь­ных личностей способствует росту преступности, наблюдающемуся в настоя­щее время в России. С другой стороны, рост преступности приводит к усиле­нию маргинальности, поскольку далеко не все лица, освобождаемые из заклю­чения, не только хотят, но и могут вернуться к нормальному образу жизни. Многим из этих лиц уготована судьба бомжа, представляющего собой класси­ческий пример маргинальной личности.


Усиление маргинальности в России имеет своим результатом такое обще­ственное явление, как люмпенизация населения. Под люмпеном имеются в ви­ду люди, потерявшие всякую связь с социальными группами, к которым они принадлежали. Не имея культурных традиций, люмпен составляет социальную базу различных радикальных движений, выступающих за насильственное пе­реустройство общества.

Обострение социальных проблем в современной России находит своё вы­ражение и в росте неуверенности людей, связанном с переоценкой ценностей. Переходный период от тоталитаризма к демократическому обществу, основан­ному на рыночной экономике, предполагает отказ от одних ценностей, казав­шихся многим людям незыблемыми, и принятие других. Такой отказ, однако, не может происходить безболезненно, особенно для пожилых людей.

В течение семи десятилетий в российском обществе насаждалась психо­логия социального иждивенчества, представляющая собой веру в то, что именно государство должно решать проблемы своих граждан, а не они сами. Хотя многие из этих проблем не решались должным образом (как это имело место, например, с обеспечением людей жильём), не допускалась даже мысль, что они не могут быть полностью решены. Лишившись привычной веры во всемогущее государство и столкнувшись с необходимостью самим решать свои проблемы, многие люди не только растерялись, но и стали испытывать страх за своё буду­щее, который может быть причиной таких негативных явлений, как психиче­ские расстройства или самоубийства.

Переход от тоталитаризма к демократическому обществу требует сущест­венных изменений в социальной политике государства, которая должна осно­вываться не на лживых обещаниях (например, обеспечить к определённому сроку каждую семью изолированной квартирой или отдельным домом), а на действительном соотношении между потребностями людей и возможностями их удовлетворения. Такие изменения происходят в последние годы в России, хотя говорить о нормальном функционировании в ней социальной сферы было бы ещё рано. Сделаны, однако, два шага, которые позволяют рассчитывать в обозримом будущем на значительное улучшение положения в этой сфере. Во-первых, государство не пытается больше защищать в равной степени всех сво­их граждан, обращая особое внимание на тех, кто находятся в наиболее тяжё­лом положении, а во-вторых, начата подготовка людей, профессионально за­нимающихся помощью нуждающимся.



Особенности социальной работы в России. Хотя социальная работа воз­никла в России только в 1991 г., своими корнями она уходит во времена древ­них славян, которым были уже известны простейшие формы помощи нуждаю­щимся. После крещения Руси, осуществлённого князем Владимиром в конце 10 в., систематический характер приобрела благотворительность. В течение нескольких столетий она осуществлялась только частными лицами и церковью, а с 19 в. ею стали заниматься общественные организации. Ещё при Иване Гроз­ном была сформулирована идея государственной помощи нуждающимся, хотя своё воплощение она получила только во времена Екатерины II, которая завер­шила начинания Петра I в сфере призрения. Земская реформа, проведённая Александром II, передала вопросы призрения в ведение органов местного само­управления. Короче говоря, к концу 19 в. Россия имела не только развитую бла­готворительность, но и систему государственной помощи нуждающимся, на ос­нове которых в странах Запада возникла социальная работа. Почему, однако, она не пошла тем же путём, что и эти страны? Иными словами, почему соци­альная работа возникла в России не в начале нынешнего столетия, как в стра­нах Запада, а в его конце?

Прежде чем пытаться ответить на сформулированные нами вопросы, вспомним о том, что начало 20 в. в России было отмечено повышенным инте­ресом к политике, который отодвинул на второй план проблемы экономики и социальной сферы. Две войны (русско-японская и первая мировая), а также три революции имели своим результатом установление власти Советов, которые взяли курс на построение социалистического общества, кладущего конец гос­подству частной собственности. Поэтому более корректно было бы спросить, почему в Советской России не возникла социальная работа? Можно выделить две причины, в силу которых профессиональная помощь нуждающимся вошла в жизнь российского общества только в последнее десятилетие. Первая из этих причин связана с огосударствлением общественной жизни, начавшимся в Рос­сии после Октябрьской революции 1917 г. Советское государство установило свой контроль над экономикой, политикой и социальной сферой. Фактически оно взвалило на себя заботу о всех своих гражданах, хотя у него не было ни средств, ни умений для её осуществления. Действительно, значительная часть советского бюджета поглощалась расходами на оборону и содержание бюрократического аппарата, а подготовка специалистов, которые на профессиональ­ном уровне занимались бы помощью нуждающимся, не осуществлялась.


Вторая причина отсутствия в советское время социальной работы заклю­чается в том, что одна из её исторических предпосылок - благотворительность – всегда была объектом отрицательного отношения со стороны марксизма, кото­рый в течение семи десятилетий служил в России официальной идеологией. Согласно основоположникам марксизма, благотворительность является завуа­лированной формой эксплуатации трудящихся, поскольку буржуазия, занима­ясь ею, возвращает «эксплуатируемым сотую часть того, что им следует по праву»1. Отметим, что благотворительная деятельность, породив в начале ны­нешнего столетия социальную работу, не исчезла, а продолжала существовать наряду с ней в качестве непрофессиональной помощи нуждающимся. Апелли­руй к чувству сострадания у людей, благотворительность способствует пони­манию в обществе важности профессии социального работника. В России, од­нако, она почти семьдесят лет была в загоне, пока на волне перестройки не на­чалось её возрождение.

В отличие от стран Запада, которые с начала 20 в. развивали у себя про­фессию социального работника, Советская Россия в решении проблемы по­мощи нуждающимся пошла по бюрократическому пути. Иными словами, она отдала эту проблему на откуп государственным чиновникам, не проявлявшим особого интереса к непосредственной работе с нуждающимися. Многие соци­альные проблемы, с которыми сталкивались советские люди, либо не решались должным образом, либо вообще игнорировались по идеологическим соображе­ниям. Система государственной помощи нуждающимся, созданная в России за годы советской власти при практическом отсутствии организованной благотво­рительности, ограничивалась «рамками социального обеспечения и социально­го страхования. Другие направления и формы социальном деятельности практического развития не получили, а это в конечном счёте привело к тому, что в начале 90-х годов в нашей стране только начинает своё становление и развитие социальная деятельность (социальная работа) в современном значении этого понятия»2. Развивая у себя профессию социального работника, Россия опирается на опыт других стран, знакомство с которым позволяет лучше понять её роль в современном обществе. В ещё большей степени она опирается на свой собственный опыт организации помощи нуждающимся, накопленный ею за её многовековую историю.

Перспективы развития социальной работы в России
. Становление соци­альной работы в России, начавшееся всего лишь десять лет назад, продолжает­ся в условиях, которые далеки ещё от стабильности. Даже в странах Запада, где социальная работа имеет вековую историю, её необходимость порой подверга­ется сомнению. По словам Т. Шанина, в условиях «постоянного государствен­ного давления «сверху», часто при безразличии или даже враждебности обще­ства в целом, каждый раз заново ставится вопрос о выживании социальной работы как профессии»1. Позиция государства, направленная на устранение соци­альной работы из жизни общества, объясняется его естественным желанием решать все проблемы с помощью чиновников, а не специалистов, поддержка которых связана с использованием бюджетных средств. Что касается общества, то оно может не понимать, чем социальная работа отличается от благотворительной деятельности, которая у значительной его части прежде всего ассоции­руется с помощью нуждающимся. Поэтому социальным работникам, объеди­нённым в профессиональные организации, приходится прилагать огромные усилия, чтобы убедить государство и общество в важности своей профессии.

В силу культурных особенностей России основным фактором, опреде­ляющим развитие в ней социальной работы, является государство. Именно го­сударство инициировало введение в России профессии социального работника, которая создавалась на основе структур, входивших в советскую систему соци­ального обеспечения. В связи с провозглашённым им экономическим курсом социальным работникам предстояло «компенсировать врождённые пороки ка­питализма и рыночной экономики, смягчить их давление, не дать им подорвать всю систему, уменьшить ту цену, которую индивиды, семьи, группы и сообще­ства должны будут платить за успехи капитализма». Наряду с государствен­ными, появились общественные и частные социальные агентства, но их вклад в развитие профессиональной помощи нуждающимся оказался незначительным. Профессиональные организации социальных работников, призванные отстаи­вать их интересы, создавались сверху, а следовательно членство в них станови­лось в основном формальным. В конце нынешнего столетия с новой силой за­звучал вопрос, ответ на который казался уже найденным десять лет назад: ка­ким путём пойдёт Россия в своём дальнейшем развитии? От того, какой ответ будет дан на него, зависят перспективы развития социальной работы в России.