ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(технический университет)» (СПбГТИ(ТУ))
КАФЕДРА истории Отечества, науки и культуры
НАПРАВЛЕНИЕ
МОДУЛЬ История
Эссе
НА ТЕМУ: __Пути и судьбы русской эмиграции ____________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Выполнил студент __ курса, группы ___________________________________
Фамилия, Имя, отчество
Принял _________________________ __________ .
Должность, звание Фамилия, Имя, Отчество
Признать, что работа | | | | |
выполнена и защищена с оценкой | | | |
«__» _________________ 202 г. _________________
подпись
Санкт-Петербург
202..
Оглавление
КАФЕДРА истории Отечества, науки и культуры 1
Эссе 1
Введение. 3
Причины эмиграции. 5
Жизнь вдали от родины. 7
Иван Васильевич Бунин. 8
Заключение. 11
Список использованной литературы. 12
-
Введение.
Начало прошлого столетия было переполнено событиями, русско-японская война, в которой Россия потерпела заслуженное поражение, первая мировая война — вытянула из страны все силы, и наконец — венец страданий — революция и последовавшая за ней вгражданская война. Она хлынула так быстро, что многие и после описывали эти собрытия как гром среди ясного неба. Никто и подумать не мог, что большевики окажуться у власти. Несмотря на попытки действующей власти угодить бунтарям, которые требовали реформ, как в политической сфере, так и в других сферах жизни государства, текущее положение усугубил дефицит продовольствия, особенно он сказывался в городах, по причине разрушеной или сильно ослабленной войной логистике. Свершив революцию и свергнув действующую власть, большевики встав у руля государства, не могли смириться с инакомыслием, так как положение в стране было крайне не устойчиво, а власть нужно было сохранить любой ценой. Начались гонения на всех, кто не был согласен с текущим положением дел в стране. На тот момент в стране было множество политических лагерей и движений, власть хотели заполучить все, что в конечном счете привело к гражданской войне. Все это стало причиной колосальной по своим масштабам эмиграции из страны. Бежали все кто мог себе это позволить и кто не мог, бежали от политического преследования, бежали от ужаса происходящего в стране. Уже после, в эмиграции,
многие рассказывали, что попали в эмиграцию случайно. Разгул преступности, гражданская война, полная неразбериха и хаос, в которых оказались граждане нашей страны многим не оставили выбора. География расселения политических беженцев поражает. Часть ухала в европу, часть в америку, часть отправилась искать новую жизнь в азии. В тот момент многие на сегодняшний день, кажушиеся обычными процесы, такие как международные общественные организации, социальная помощь беженцам еще только начинали создаваться и не имели таких возможностей как сейчас. Беженцы во многом полагались только на себя и на помощь не равнодушных. Спустя годы, смотря на те события, поражаешься тому, сколько потеряла страна. Уезжали одни из лучших, многие из которых продолжили успешную дейтельность.
В основе этой работы лежит произведение Вячеслава Васильевича Костикова «Не будем проклинать изгнанье (Пути и судьбы русской эмиграции)». И хотя автор старается описать те события беспристрастно, мне все же, показалось его отчетливая неприязнь к эмиграции в целом и ее ярых деятелях — противников большевиков. Действительно если рассматривать революцию в глобальном масштабе, в ней была острая необходимость, и страна насмотря на пережитое восстанавливалась и продолжала жить. И как в этой ситуации были не правы ярые противники большевиков и революции, пытаясь всячески насолить России, радуясь неудачам и проблемам уже новой власти, так и бесспорно не прав автор этого произведения, для которого эмиграция — это одно явление и один штамп. Ведь за эмиграцией скрываються тысячи, а в данном случае — миллионы судеб, и у каждой были свои причины, свои следствия.
«В общем и целом» - безответственность новой власти, неспособность к диалогу, явили миру «русскую эмиграцию». Россия понесла ужасающую потерю.
-
Причины эмиграции.
Как я упомянул ранее, причиной эмиграции стала безответсвенная политика в отношении собственных граждан новой власти, которые не принимали отличную от своей точку зрения, и подвергали арестам всех, кто был или мог быть причастен к неугодной деятельности. Такая политика с одной стороны укрепляла власть, то к чему она, собственно, стремилась, а с другой стороны, побуждала граждан к поиску других вариантов для продолжения жизни и деятельности. Тех, кто был не
согласен с устанавливающимися порядками, тех, кто явно противостоял новым властям поросту, так или иначе, исключали из жизни страны. Революция и последовавшея за ней гражданская война — невероятно тяжелые испытания для страны. Люди опасаясь за свои жизни, за жизни своих детей, и не видя будущего к которому можно было бы стремиться, делали один, на их взгляд, а может и один единственный, выбор. Выбор против государства, выбор против страны, и выбор против себя, с одной единственной целью — спастись. Я считаю нельзя осуждать этих людей, в такой ситуации многие сделали бы тоже самое, и делают это сейчас. По многим причинам мы можем быть не согласны с дейтельностью государства, и когда эти причины становятся критическими, и угрожают существованию тем или другим, остается один путь — расставание. Еще к одной причине можно отнести и хаос, творившийся в стране в ходе гражданской войны и после нее. Экономика страны была разрушена, повсюду голод, разруха и преступность. Жить в таких условиях невероятно сложно, и определенно не безопасно. Даже если у вас не было противоречий с устанавливающейся властью в государстве, даже если вы поддерживали политический курс нового государства, переносить все тяготы экономической и социальной разрухи было невыносимо, и люди уезжали чтобы переждать бурю. Тот же Горький имея большую известность как в России так и за рубежом, по официальной причине — на лечении — прожил большое время за рубежом и конечно ходили слухи о якобы его бегстве из страны, которые он сам конечно отвергал. Государство же относилось с недоверием к тем кто покинул страну и была вероятность преследования.
-
Жизнь вдали от родины.
Сложно представить с какими трудностями столкнулись люди покинув родину. Эмоционально выгоревшие, обескровленные, находясь в глубочайшей депрессии они просто искали тихий уголок, чтобы перевести дух. Куда только не занесло наших сограждан в поиске новой жизни, и не везде им были рады. Оно и понятно, наплыв большого числа людей может выдержать большой город, такой как Париж, например, но в городках с меньшей численностью, как говориться своих ртов хватало. После поражения в гражданской войне Врангель вел переговоры с союзниками по антанте, дабы заполучить поддержку и помощь для остатков войск и сбеженцев. Но не все страны шли на помощь. И если Франция была более менее благосклонна к беженцам, хотя и в выделении средств на содержание армии отказала, то та же Англия с полным недоверием отнеслась к беженцам, что в последствии назвал Врангель, как предательство союзников. Конечно принимая решение, в какую страну направиться, они руководствовались разными критериями, например: знанием языка, наличием знакомых, друзей. Но приехав на новое место сталкиваешься с не просто людми разговаривающими на другом языке, это другая культура, другие устои, на которые ты не можешь повлиять, можешь их только принять и попытатьсч перестроить себя и свою жизнь. Более двух милионов человек покинули нашу страну, спасаясь от гонения новой власти или ища тихое местечко, чтобы переждать бурю, и не подсчитать сколько из них приняло новые порядки и влилось в новую жизнь, а сколько сгинуло со света. Определенно не всем удавалось наладить жизнь вдали от родины, но были те кто не только справился, но и стал приносить пользу новому государству и обществу. Таких примеров не мало и от того более обидно за страну, скольких выдающихся людей мы потеряли.
-
Иван Васильевич Бунин.
В этой главе я хочу рассказать о великом русском писателе Иване Васильевиче Бунине. Выдающихся личностей и не сосчитать тех, что покинули нашу страну в те не спокойные годы, но мой выбор пал на Бунина как на портрет эмигранта в моем видении. Этот удивительный человек родился в 1870 году в Воронеже, начальное образование он получил дома, и после нескольких лет в гимназии, продолжил образование дома под руководством старшего брата. Уже в 17 лет он опубликовал первые стихи, а в 1891м вышла его первая поэтическая книга. В 1909 году он становится почетным членом Академии наук. Не передать словами насколько это выдающийся человек в моем видении, но жизнь его складывалась не столь успешно, как карьера. И хотя он сочувствовал социал-демократам, после революции он пришел к выводу, что она принесет России не обновление, а разрушение. Можно здесь отметить, что он был отчасти не прав, но очевидно лишь отчасти, потому, что разрушений было в достатке. В 1918 году ему приходиться бежать в Одессу, через Белорусию, сначало на поезде, потом на пароходе он добирается до Одессы, где его ждало отсутствие работы, проблемы с деньгами, пропитанием. В это тяжелое время, когда власть в городе менялась, повсюду разруха и грабежи, он долгое время не мог решиться на то, чтобы покинуть Россию. В итоге под влиянием жены и друзей он, в 1920 году, решается уезжать. Первой на пути была Турция, вместе с другими беженцами он добрался до Константинополя, где по прибытии царил хаос и не разбериха, так и преследовавшая беженцев. На месте у них не было не условия для проживания не прав. Несмотря на все Буниным удалось получить визу на въезд во Францию и путь прожолжился. Слелующим на их пути стал город София, где произошли события которые нельзя не отметить, когда он утром проспал на лекцию куда его пригласили, и в которой он нуждался, ему постучали в дверь, и когда он по ошибке подумал, что это была его жена и пошел в ее номер — его ограбили. Однако позже выяснилось, что за минуту до еачала той самой лекции на которую он не попал, под эстрадой взорвалась машина, и он мог там погибнуть. Судьба спасла его в тот раз. После он отправился в Белград, где тратил последнии деньги, пока не пришла телеграмма с Парижа и разрешении на въезд во Францию и не много денег. Как мы видим без помощи не обходились беженцы, сначала помогали им, после уже они пыталсь оказать помощь нуждающимся эмигрантам, и не будь той помощи, не известно чем бы все закончилось. По приезду в Париж Бунин ничего не писал, слишком тяжелы были эти годы. В Европе его хорошо знали как писателя, но почет уживался рядом с оскорбительным равнодушием, ощущение таланта и собственной значимости — с унизительной бедностью. Высокомерное отношение иностранцев «к бедным русским», игнорирование их. Бунин воспринимает это как личное оскорбление. Несмотря на все невзгоды, такие как материальные заботы, неутихающая тоска по России, творчество Бунина стало набирать новую высоту. И с годами этой высоты он только прибавлял. Когда в 1940 году Францию захватили немцы, Бунины хотели бежать, но вернулись в Грас, где и провели всю войну. Друзья и знакомые Бунина бежали от войны в США. Но в Америку он эмигрировать не хотел. Мечтал о другом — вернуться в Россию. В 1922 году кандидатуру Бунина выставили на нобелевскую премию, и с той поры он жил надеждой. Только в 1933м он ее получил, по иронии судьбы у жены Ивана Васильевича не было и пары монет заплатить чаевые доставившему телеграмму. О том как он узнал об этом событии он пишет: -«И сразу обрывается вся моя прежняя жизнь. Домой я иду довольно быстро, но не испытывая ничего, кроме сожаления, что не удалось досмотреть, как будет играть Киса дальше, и какого-то безразличного недоверия к тому, что мне сообщили. Но нет, не верить нельзя: издали видно, что мой
всегда тихий и полутемный в эту пору дом, затерянный среди пустынных оливковых садов, покрывающих горные скаты над Грасом, ярко освещен сверху донизу. И сердце у меня сжимается какою-то грустью… Какой-то перелом в моей жизни…». Вся жизнь перевернулась. Нобелевская премия это не только признание, но и деньги. Но случилось то, что в последствии никто не мог объяснить — прошло два года и Бунини остался у разбитого корыта. О чем он пишет: -«…Чудовищно провел 2 года! И разорился от этой страшной и гадкой жизни». Бунин беспрестанно болел, был подолгу прикован к постели. Он все трезвее чувствовал, что все кончается, все от него ускользает, что вот-вот придет час расставания с этим миром. Бунин разбирал свои архивы, писал воспоминания. В 1953 году Бунин скончался. Удивительно показательной оказалась его жизнь, яркая, успешная, выдающаяся, и в то же самое время — трагичная. До последнего он был в раздумьях, возвращаться в Россию или нет. Сколько бы ни было пережито, о России он тосковал и не забыл ее. В этом и есть вся эмиграция, потерянные сбитые стоку люди пытались ужится, устроиться на новом месте, но по настоящему тоскуя о родине и мечтая вернуться.
-
Заключение.
Более двух милионов человек, огромное количество стран и их жителей стали участниками или свидетелями «Русской эмиграции». Просто невероятное количество судеб было затронуто этим явлением, и нет оправдания тем кто стал причиной тому. Разные причины были у тех кто покидал нашу страну, разные судьбы ождали их, но одно стало для них единым — разочарование. Пока одни усердно строили новое государство всеми доступными способами, другие — принимали на себя гонения со всех сторон, родины, которая не уберегла, другие страны, которым были не нужны беглецы. Несмотря на то, что прошло уже много лет, до сих пор ведутся споры на эту тему. Кто-то поддерживает бежавших, кто-то их осуждает. В силу большого числа эмигрантов, большого же числа судеб так или иначе затронутых этим процессом, нет явного и четкого определения и оценки произошедшего. И пока одни спорят о том кто был виноват, кто был не при чем, а кто стал жертвой, те кто по воле или против нее стал эмигрантом, строят новую жизнь, работают, создают новые союзы и живут вдали от родины в своем новом доме. История великой русской эмиграции продолжается, не потому, что из страны уезжают снова и снова, этот процесс можно отнести к обыденности, кому то нравится здесь, кому то где то еще, но потому, что те кто покинул, в те непростые времена, родину, вписали свой след в историю. Став успешными деятелями культуры, исскуства, науки или других областей, или просто оставив потомство, привнеся свои традиции в новом доме они и их трагичная история живут и сейчас.