Файл: Обучающийся Чупрякова Валентина Владимировна Преподаватель Ледовская Инна Викторовна Практическое занятие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Практическое занятие 4
Выполнил:
Обучающийся Чупрякова Валентина Владимировна
Преподаватель:
Ледовская Инна Викторовна
-
Практическое занятие 4
Цель занятия: закрепление знаний о детской литературе с практикумом по выразительному чтению, совершенствование навыков её практического применения.
Задание 1. Максимальное количество баллов – 5
Изучите самостоятельно народные и авторские сказки, которые могут быть включены в различные программы по литературному чтению для младших школьников.
Заполните таблицу, согласно ее структурному содержанию: укажите название программы (не менее 2-х программ) и её автора, перечислите рекомендованные сказки для прочтения с детьми (не менее 7-ми сказок) разных классов в начальной школе.
Название программы, автор | Класс | Название сказок | Классификация сказок |
| 1 | «Гуси-Лебеди» : Русская народная сказка «Елка» М.М. Зощенко; «Цветик-Семицветик», «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева; «Серебряное копытце» П.П. Бажова; «Лисичкин хлеб», «Берестяная трубочка» «Еж» М. Пришвина; Л. Н. Толстой «Стрекоза и Муравьи»: басня в прозе К. Д. Ушинский «Ветер и солнце» К. И. Чуковский «Краденое солнце», «Телефон» | На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок: 1. Сказки о животных; 2. Волшебные сказки; 3. Бытовые сказки. |
2 | Русская народная сказка «Царевна Лягушка» Б. Заходер «Веселые стихи», «Птичья школа» Л.Н. Толстой «Котенок», «Два товарища», «Булька» | 1. Сказки о животных; 2. Волшебные сказки; 3. Бытовые сказки. | |
3 | Пушкин “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” М.Лермонтов “Ашик-Кериб” П.Ершов “Конёк-Горбунок” И.Крылов “Волк и журавль”, “Квартет” В.Одоевский “Городок в табакерке” А.Чехов “Мальчики” В.Гаршин “Сказка о жабе и розе” С.Аксаков “Аленький цветочек” | | |
4 | Список книг на лето при переходе в 4 класс «Школа России» Отечественная литература 1. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике» его Балде», 2. Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» 3. А. П. Чехов «Каштанка» 4. А. П. Гайдар «Голубая чашка», «Военная тайна», «Честное слово» 5. К. Паустовский «Тёплый хлеб» 6. Н. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» 7. Б. И. Житков «Что я видел» | волшебные бытовые О животных | |
| 1 | Народные сказки. «Лиса и рак»; «Лиса и тетерев»; «Лисичка-сестричка и волк»; «Конь и лиса»; «Как кролик взял койота на испуг»; «Гиена и черепаха». К. Ушинский «Лиса и козёл»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Румуса» (отдельные главы); Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»; Д. Биссет «Лягушка в зеркале»; А. Усачёв «Пятно»; Б.Сергуненков «Сладкая трава». | волшебные бытовые О животных |
2 | Сказки народов России. Русские сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; ненецкая сказка «Кукушка»; татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба». Сказки народов мира. Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи — век учись». | волшебные бытовые О животных | |
3 | Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал». А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка». | волшебные бытовые О животных | |
4 | Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба». А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас». | волшебные бытовые О животных |
После заполнения таблицы, ответьте письменно на следующие вопросы:
-
Каково назначение сказок по каждой программе?
Назначение сказок в программе «Школа России» овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
Назначение сказок в программе «Планета знаний». Сказки Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность.
2. В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?
Одними из первых литературных произведений, с которыми знакомится младший школьник, являются сказки, мир которых прекрасен и увлекателен. Сказка — самый любимый учащимися начальных классов литературный жанр. Их привлекает занимательный сюжет, яркость образов, выразительность характеров персонажей. Слушая сказки, дети становятся участниками происходящих событий. На сказках у младших школьников развивается речь, логическое мышление, а так же развивается умение пересказа, слушание.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Шегаева, А. В. Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе / А. В. Шегаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4855/ (дата обращения: 06.06.2023).
Задание 2. Максимальное количество баллов – 5
Выполните анализ одной детской книги, предназначенной для прочтения в начальной школе (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. название книги, класс обучающихся;
2.смысл содержания книги и какова возрастная аудитория книги;
3.ваше мнение об авторе книги и о художнике (при наличии иллюстраций);
4.ценность книги в качестве учебного материала на уроке литературного чтения (опишите на каком именно этапе и чем определена ценность книги);
5.предложите альтернативу этой книге, не меняя учебно-воспитательной задачи.
Перечень книг для анализа по установленному плану:
-Ершов П. П. «Конек-Горбунок»;
-Тургенев И. С. «Бежин луг»;
-Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик»;
-Куприн А. И. «Белый пудель»;
-Андреев Л. Н. «Петька на даче. Ангелочек. Кусака»;
-Свирский А. И. «Рыжик»;
-Пришвин М. М. «Лисичкин хлеб»;
-Катаев В. П. «Цветик-семицветик»;
-Олеша Ю. К. «Три толстяка»;
-Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч»;
-Некрасов А. С. «Капитан Врунгель»;
-Успенский Э. Н. «Стихи и сказки».
Письменный ответ необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Литературный анализ сказки «Конек-горбунок» Ершова П.П. 4 класс может использовать, чтобы определить жанр, основная мысль произведения и чему оно учит.
Анализ сказки «Конек-горбунок» Ершова
Автор — Ершов Петр Павлович
Жанр — Волшебная литературная сказка в стихотворной форме
Главные герои:
Иван,
Конек-горбунок,
Царь,
Царь-девица,
Братья Ивана,
Рыба-кит,
Месяц
Главная мысль: любое дело по плечу, если есть у тебя верный друг.
Чему учит сказка «Конек-Горбунок?» Это произведение нравоучает как быть настоящим ценным другом, также учит упорству силе воли и увлеченности. Эта сказка демонстрирует, что нужно дорожить дружбой, приходить на подмогу своим друзьям всегда и во везде. Хороший товарищ всегда может помочь в беде и даже сможет уберечь твою жизнь. Подходит для детей в возрасте 7-10 лет.
Сюжет сказки
Жила была когда-то семья одна и были в семье три сына. Два сына были отрадные толковые молодцы, а младшего все именовали Дураком. Вот, как-то раз, на пшеничном поле завелись воры и отец сыновей стал отправлять каждого сына охранять поле, но старшие сыновья были изнеженные и заснули ночью и ничего не увидели, а младший сын разглядел ночью красивого коня, который измял пшеницу и поймал его. Конь просил пощады у Ивана и тот пожалел его, отпустил коня и за это конь дал Ивану маленького конька-горбунка, который стал Ивану настоящим и верным другом и помогал ему выполнить самые замысловатые задания царя, а также выручал его из всех опасностей. Благодаря такой настоящей дружбе Ивана-Дурака и Конька-горбунка, Иван стал красавцем и женился на прекрасной царевне.
Отзыв о сказке «Конек-горбунок»
Сказка Ершова очень интересна, она написана в стихотворной форме и читать её легко. В сказке огромнейшее количество волшебства и необычное переплетение сюжетов. Действия в сказке формируются хоть и предсказуемо, по-обычному для сказок сценарию, но подкупают своей красочной живописностью и юмором. За приключениями Ивана и Горбунка следишь с непрерывным вниманием и нарастающим интересом. Конёк-горбунок самый милый и привлекательный герой из всех волшебных персонажей.
Также могу предложить альтернативу этой сказки «Сивка-Бурка». Есть схожесть и отличие этих сказок. «Конек-горбунок» написан в стихах и это авторская сказка, а «Сивка-Бурка» написана в прозе и это народная сказка, небольшая по объему, но не менее интересна. Александр Сергеевич Пушкин написал много поучительных произведений, одним из них является произведение про Балду и попа. Это творение писатель записал со слов своей няни Арины Родионовны. Содержание: Главные персонажи Сюжетная линия Хитрый план Основная мысль Отзывы читателей «Сказку о Попе и работнике его Балде» в читательский дневник можно записать с помощью плана или краткого содержания. Сегодня дети изучают это произведение на уроках русской литературы в начальных классах, пишут на эту тему сочинения и готовят пересказ. Главные персонажи Действие сочинения о Попе и работнике его Балде описывают старые времена России. Автор писал про период, когда он начал творить и писать свои произведения. Основными местами происходящего являются: базар, море и дом попа. Анализ сказки дает понять, что она очень смешная, но в то же время и поучительная. Все действия основаны на особенностях главного героя Попа. Он был жадным и расчетливым человеком, который обманывал простых людей. Однажды он хотел провести простого крестьянина, настоящего трудягу, но ему не удалось сделать это. Балда был умнее его и смог обмануть даже чертей и получить свою награду. Своим произведением автор пытался донести до своих читателей главный смысл, который заключается в том, что за выполненную работу нужно обязательно платить, а жадность никогда не даст хороших результатов. В тексте имеется сразу несколько главных героев: Балда — простой рабочий, обладающий острым умом и смекалистостью. Со стороны он выглядит как глупый человек, которого легко обмануть. Поп — жадный и расчетливый человек, который ищет во всем свою выгоду. Попадья — супруга попа. Хитрая баба, которая во всем имеет только корыстный умысел. Поповна и попенок — дети отрицательного героя, которым понравился балда. Бесенок — энергичный и самовлюбленный персонаж.
Источник: Анализ сказки
В сказке использован известный фольклорный сюжет: сметливый, трудолюбивый человек из народа проучил жадного церковного служителя. На самом деле, не имеет значения, к какому сословью принадлежат персонажи. В произведении высмеиваются и поддерживаются общечеловеческие свойства. В первом издании сочинение называлось «Сказка о Купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде». Из-за того, что священник стал купцом, смысл не поменялся.
Герои знакомятся на базаре. Батюшка не мог найти себе ни конюха, ни плотника. Все знали, что он мало платит, и отказывались трудиться на таких условиях. И вот случилось чудо: нашёлся простак, который не хочет денег. Он желает получить только дешёвую еду и разрешение трижды щёлкнуть своего нанимателя по лбу. Предложение показалось выгодным. К тому же, если работник не справится, его можно будет со спокойной совестью выгнать и избежать щелчков.
Попу не повезло, Балда делает все, о чём попросят. Его не за что упрекнуть. Близится срок расплаты. Подставлять лоб поп не желает. Жена советует дать работнику невыполнимое задание: забрать долг у чертей. Кто угодно бы растерялся, но Балду и в этом деле ждёт успех. Он возвращается с целым мешком оброка. Попу приходится заплатить сполна.
Чему учит поведение отрицательного героя
Странно, что священник ожидает деньги от нечистой силы. Духовный отец мог бы освятить море и прогнать бесов. Похоже, что он придумал хитрость: позволил нечисти остаться и назначил за это цену. Демоны не платят, но и уходить не собираются. Они знают, что этот служитель церкви будет бесконечно надеяться получить с них доход.
Нанимателю дорого обошёлся «бесплатный» работник. Всему виной качества отрицательного героя:
Самонадеянность. Глупо жалеть деньги и жертвовать здоровьем, но человек не виноват в том, что обделён умом. Настоящая глупость – считать себя умнее того с кем имеешь дело. В эту ловушку попадаются многие жертвы мошенников.
Жадность. Скупость – это обратная сторона бережливости. Священник хотел сэкономить приходские деньги — это хорошо. Плохо было делать это за чужой счёт. Он встретил человека, чьё имя означает «дубина», «глупец», и решил нажиться на простаке.
Недобросовестность. Надо было признать свою ошибку и честно выполнить обещание. Вместо этого, поп стал думать, как бы ему избежать ответственности. Не стал бы изворачиваться и увиливать — отделался шуточными щелчками. Но он захотел обмануть, и был за это наказан.