Файл: Обучающийся Чупрякова Валентина Владимировна Преподаватель Ледовская Инна Викторовна Практическое занятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все это подтверждает короткая мораль в конце сказки: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

Положительный пример для детей и мораль

Радостно смотреть на ловкого и умелого работника. Семья священника довольна им. У Балды все получается, потому что он наделен положительными чертами:

Трудолюбие. Балда всегда занят делом. Он не боится никакой работы: пашет, топит печь, готовит еду.

Смелость. Герой не боится даже чертей. Бесы виноваты, они не платили оброк. Балда уверен в своей правоте. Он бесстрашно разговаривает с ними, и те, видя силу его характера, подчинятся.

Порядочность. Герой обещал исправно работать и сдержал своё слово. В течение года он не торгуется, не просит прибавки, не жалуется. Свои обязанности выполняет честно, ещё и успевает помогать попадье с младенцем. Чему учит?

Мораль «Сказки о попе и работнике его Балде» выражена в последней фразе: «Не гонялся бы ты поп за дешевизной». Выражение ушло в народ и стало крылатым. Есть близкая по смыслу поговорка – скупой платит дважды. Желание сэкономить в ущерб другому ни к чему хорошему не приводит. Любой труд должен быть оплачен, и за хорошую работу нужно хорошо платить.

На более глубоком уровне Пушкин говорит о расплате за нравственное падение, о большой ответственности духовного лица перед людьми и своей совестью, который, вместо того, чтобы заботиться о своей пастве, был одержим меркантильными интересами Александр Сергеевич Пушкин – автор произведений в стихах и прозе, основоположник русского литературного языка (читайте по теме: Краткая биография Пушкина: самое главное). «Сказка о попе и работнике его Балде» написана в Болдине в 1830 году, однако впервые напечатана в 1840 году, уже после смерти автора. В основе сюжета – русская народная сказка, рассказанная Ариной Родионовной Яковлевой, няней А.С.Пушкина.

Краткое содержание для читательского дневника

1. Поп нанимает Балду в работники за бесценок – за еду и три щелчка.

2. Балда усердно работает, но Поп сомневается в справедливости условий сделки: он со страхом думает о предстоящих трех щелчках по лбу.

3. Поп не знает, как избежать расплаты, но ему на помощь приходит Попадья.

4. Она надоумила мужа дать Балде невыполнимое задание: собрать оброк с чертей.

5. Хитрость и природная смекалка позволили Балде не только выполнить задание, но и получить обещанное вознаграждение.

6. Поп наказан за жадность потерей рассудка после последнего щелчка.


Главные герои

1. Балда – невозмутимый, находчивый, ловкий, работящий мужик. Для него нет невыполнимых заданий – он и повар, и плотник, и конюх, и еще много чего умеет, даже собрать оброк с чертей.

2. Поп – глупый, скупой, трусливый. Он ищет универсального, но недорогого работника.

3. Бес – должник Попа, однако платить не желает.

4. Бесенок – внук старого Беса, выполняет поручения деда, считает себя достаточно хитрым и пронырливым, чтобы начать соревноваться с Балдой.

5. Попадья – дает советы своему мужу, хитрая и расчетливая женщина.

Читайте по теме:

Полный список рассказов Пушкина для читательского дневника, в т.ч. краткое содержание, главные герои и т.п.

Краткий и подробный план сказки «Сказка о попе и работнике его Балде»

Образец оформления читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса

Образец оформления читательского дневника для 5, 6, 7 класса

Главная мысль
Её сформулировал сам автор словами «не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Жадность и лживость – это отрицательные качества. Если дал обещание, то выполняй, иначе будешь наказан.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.

Чему учит

Сказка учит честно и хорошо выполнять поставленные задачи, не впадать в уныние. Обязательно соблюдать условия договора, даже если они кажутся несправедливыми. Надо из любой ситуации искать выход, применять смекалку, смело идти к поставленной цели.

Пословицы

1. Не действуй на авось, чтобы дело не сорвалось.

2. Не тот борец, кто поборол, а тот, кто вывернулся.

3. За малым погонишься – и большое потеряешь.

Отзыв

Сказку можно читать несколько раз, потому что очень интересно наблюдать за развитием событием. Волшебные существа ведут себя совсем как люди: старый Бес впал в уныние от действий Балды, а молодой Бесенок с озорством вступает в соревнование с мужиком. Но больше всего мне понравился главный герой – простой работящий мужик Балда. Когда узнаешь его имя, кажется, что он глупый, но его смекалка и изворотливость доказывают обратное..

 Задание 3. Максимальное количество баллов – 3

 Выполните анализ сказки А.С. Пушкина (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:



1. общая характеристика сказки;

2. время, место написания;

3. фольклорная и литературная основа;

4. главные герои;

5. основной конфликт;

6. тема, идея сказки.

 

Перечень сказок для анализа по установленному плану:

«Сказка о Мертвой царевне»;

- «Сказка о рыбаке и рыбке»;

- «Сказка о царе Салтане...»;

- «Сказка о золотом петушке»

- «Сказка о Медведихе»;

-«Сказка о рыбаке и рыбке»;

-«Сказка о попе и работнике его Балде».
Письменный ответ необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

Ответ:

Анализ литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» - один из самых сложных и загадочных пушкинских текстов. У нее мифологические истоки. Эта сказка – самая эпическая из всех, самая монументальная и по своему обличию очень близка к фольклору.

Сказка отвечает специфике возраста юного читателя 7-10 лет. Но также может оказать полезное воздействие и на читателя более старшего возраста. Эта сказка об угнетении.

Это история-притча в стихах, созданная по законам волшебного жанра, это волшебная сказка, построенная на основе бытовой (жизнь простых крестьян).

Мощный поток лиризма идет через всю сказку, насыщая ее сюжет настроениями боли, скорби, иронии, гнева.

Лирическое начало: повествование от лица автора.

Сказовая манера: разговорная речь.

Композиция сказки – замкнутый круг, монотонные повторы возвращают действие к его исходной точке.

«Смилуйся, государыня рыбка…»

«…Воротился старик ко старухе…»

«Воротись, дурачина, ты к рыбке…»

«…Пошёл старик к синему морю…»

«Смилуйся, государыня рыбка» и т.д.

«Сказка о рыбаке и рыбке» — сказка А. С. Пушкина была написана 2 (14) октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения». В рукописи есть пометка: «18 песнь сербская». Эта помета означает, что Пушкин собирался включить её в состав «Песен западных славян». С этим циклом сближает сказку и стихотворный размер.

Изобразительно-выразительные средства. Многоплановая градация: Старик-рыбак не сразу поймал золотую рыбку, чудесный улов описан с использованием градации (“с одною тиною”, - “травою морскою”, -“ с одной рыбкой, … - золотою”).

«Море слегка разыгралось – помутилось синее море – неспокойно синее море - почернело синее море - на море черная буря».


Начало сказки соответствует сюжету из фольклора: бедному человеку улыбнулась удача, произошло некоторое волшебство, сказочное действие.

Пушкинская золотая рыбка относится к особой разновидности сказочных героев – «волшебным помощникам», которые выполняют желания героев. Старик поступает в духе положительных сказочных героев:

«Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово…».

Есть в этой сказке ещё одно действующее лицо – море. Море выступает как полноправный герой сказки. Самым непосредственным образом откликается оно на все сказочные события.

Главные герои

Старик – добрый, нерешительный, покорный, нетребовательный старик, опытный рыбак.

Старуха – жена старика, жадная, ненасытная, сварливая старая женщина.

Золотая рыбка – морская царица, благодарная, щедрая.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» море и его властительница учиняют суд над человеческой гордыней. Суд этот жесток, но милостивый. У человека ничего не забирается, ему, наоборот, возвращается то, что было изначально: старуха, захотела быть «владычицей морскою», снова сидит у своего разбитого корыта. Все вернулось на круги своя.

Основным конфликтом в данной сказке является расхождение во мнениях у Старика и Старухи об оптимальном использовании ресурса "Золотая Рыбка. Жадность и сгубила бабку.

Идеей произведения Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» является то, что человеческая жадность и неудовлетворенность не знает границ.

Автор на примере старухи показал, что у жадности нет пределов: человеку всегда мало и хочется еще больше. Такой человек никогда и ничем не будет доволен.

Задание 4. Максимальное количество баллов – 3

 Прочитайте повесть Л. Н. Толстого «Детство» и представьте развернутый ответ на следующие вопросы:

1. Каков характер основных событий?

2. Почему в повести о детстве так мало внешней динамики, приключений? Как это связано с авторским замыслом?

3. Охарактеризуйте главного героя повести – Николеньку Иртеньева.

4. Чем обогатило это произведение ваши представления о мире детства, о душе ребёнка?

Письменный ответ необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Ответ: История создания Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения. Работа над произведением шла более года, и вскоре повесть увидела свет на страницах журнала “Современник”. Чтобы понять книгу и ее создателя, нужно, прежде всего, обратиться к его жизнеописанию. История детства Толстого подробно описывается в его биографии.
Жанр и направление Жанр книги — автобиографическая повесть. Направление – реализм, ведь все основные события основываются на фактах из жизни писателя. Все то, о чем рассказывается в произведении, показывает быт и нравы русских дворян 19 столетия.

Повесть входит в состав трилогии, как известно, после «Детства» следуют «Отрочество» и «Юность» Николеньки.

Суть В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.
Николай сталкивается с самыми разными явлениями. У него умирает мать, а он вынужден покинуть дом и отправиться на обучение в большой и чужой город. Там у него начинается новая жизнь, полная приключений, открытий и размышлений. Сюжет книги мы описали кратко и точно в кратком содержании по главам.