Файл: Психологические особенности взаимодействия субъектов в группе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологические особенности взаимодействия субъектов в группе

Следует отметить, что существует сразу несколько подходов к рассмотрению психологических характеристик взаимодействия всех субъектов определенной группы. Одна такая модель была предложена М. Вудкоком и Д. Фрэнсисом.

Первым этапом развития группы является «притирка». На этом этапе члены группы смотрят друг на друга. Степень личной заинтересованности в работе в этой группе определяется. Все качества личности и различные переживания человека всегда маскируются или скрываются. Практически нет искреннего и заинтересованного общения, обсуждения деятельности, целей и способов работы. Члены группы не заинтересованы в своих коллегах, практически не слушают и не прислушиваются друг к другу. Творческая и вдохновляющая командная работа практически отсутствует.

Второй этап, который выделяют авторы — это «ближний бой». Данный период связан с борьбой и различными переворотами. Это этап, в процессе которого обычно оценивается вклад лидера, когда формируются кланы и группы, а разногласия выражаются более открыто. Положительные и отрицательные стороны всех участников группы становятся все более выраженными. Иногда происходит борьба за лидерство.

Третьим этапом является «экспериментирование». На этом этапе члены группы реализуют свой потенциал, свои возможности, которые обычно увеличивается. А проблема, которая связана с эффективным применением способностей и ресурсов той или иной группы становится все более актуальной. Существует интерес к тому, как можно работать эффективнее и лучше. Здесь все методы деятельности обычно тщательно пересматриваются. У участников группы возникает желание поэкспериментировать.

Интересно, что четвертый этап связан именно с таким фактором, как «эффективность». Здесь любая группа начинает приобретать опыт довольно успешного и правильного решения имеющихся проблем и применения возможных ресурсов. Возникающие проблемы исследуются реалистично и решаются с помощью творческого подхода.


Итак, самым последним, пятым этапом является «зрелость». На этом этапе группа функционирует как коллектив, объединенный вокруг хорошо реализованных всеми реальными общими целями, которые сводятся к индивидуальным целям. Между членами группы существуют тесные связи. Отношения неформальные и психологически комфортные. Любая группа показывает очень хорошие результаты и формирует высокие стандарты и правила для каких-то своих достижений.

Рассмотрим модель динамики, которую предложил психолог И.П. Волков. По его мнению, вся структура эмоциональной динамики должна быть представлена таким образом:

  • создание самого первого впечатления у участников той или иной группы;

  • сближение в качестве создания и установления той или иной оценки и самооценки,

  • создание рефлексивных взаимоотношений, создание определенного отношения к совместным действиям;

  • совместные действия в качестве распределения и принятия каких-то определенных межличностных ролей и формирование статуса в обществе в ходе общения;

  • «сцепление» в качестве усиления чувства принадлежности к определенной общности, чувство «мы», создание и установление психологически допустимых и подходящих норм и правил общения, а также добавление и использование различных инструментов взаимного влияния.

Этапы развития группы:

  • период ознакомления (обычно это короткий период, даже для международного составагруппы);

  • этап обсуждения (довольно продолжительный, в течение которого участники конкретной

  • группы хорошо и часто общаются, узнают позиции и мнения друг друга по каким-то важным вопросам);

  • фазовая ролевая ориентация (завершается складывание группы в целостную систему с определенными социально-психологическими характеристиками)