Файл: Подберите психологопедагогическую диагностику ребенка младшего школьного возраста для выявления адаптации к школе (необходимо указать название диагностики, автора, на что направлена), аргументировав свой выбор.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 4. Подберите психолого-педагогическую диагностику индивидуальных особенностей развития детей в группе (необходимо указать название диагностики, автора, для какого возраста предназначена). На основе возможных результатов дайте рекомендации педагогам для дальнейшей успешной работы с группой.
Диагностическая методика В.М. Когана.
С детьми в возрасте от 4,5 лет до 8,5 – 9 лет. Рекомендации по эффективному взаимодействию с обучающимися. Для мобилизации внутренних сил обучающихся использовать похвалу, поддержку. Использовать различный опорный материал - опорные конспекты, схемы, таблицы.
Применять индивидуализацию и дифференциацию заданий для самостоятельной работы, вариативность и обеспечение возможности выбора заданий. Стимулировать познавательный интерес.
Применять групповые формы обучения: взаимообучение, взаимоконтроль.
Содействуйте формированию положительного образа «Я». Обучающийся должен знать, прежде всего, о своих достоинствах, а потом о недостатках.
Помогите обучающемуся почувствовать свою значимость через освоение самостоятельности. Особое внимание уделяйте возлагаемой на него ответственности за самостоятельные действия.
Помогайте понимать обучающую роль ошибок. Важно осмыслить тот позитивный опыт, который был получен: «Поражение - прекрасная возможность научиться чему-то новому», «Благодари каждое препятствие в твоей жизни. Неудачи - это великие учителя, ведущие тебя к успеху!» Ориентация на отрицательные мотивы (боязни неудачи, страха) всегда менее эффективна, чем на положительные. Умение создавать ситуации успеха в учебном процессе имеет большое значение:
Преподаватель:
Подготавливает обучающихся к правильному восприятию нового материала, настраивает на правильное выполнение задач, написание контрольных работ: «Я уверена, что все вы напишите правильно!»
Подбадривает, если у них что-то не получается или они допускают ошибки.
Формирует у обучающихся положительную «Я-концепцию». Положительная «Я-концепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху. Отрицательная «Я-концепция» (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Для того, чтобы формировать положительную «Я-концепцию» у обучающихся, необходимо:
Видеть в каждом обучающемся уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее (все обучающиеся талантливы).
Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учебная деятельность приносила обучающемуся радость.
Понимать причины неуспеваемости и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я-концепции» обучающегося (обучающийся хорош, плох его поступок).
Помогать обучающимся реализовывать себя в деятельности.
Приемы создания ситуации успеха:
Похвала.
Внушить обучающемуся веру в себя, что у него все получится - в этом залог успешного воспитания.
Авансирование.
Речь идет о тех случаях, когда преподаватель заранее предупреждает о контрольной работе. Смысл авансирования заключается в том, что должен будет сделать обучающийся: посмотреть, почитать, поучить. Это напоминает репетицию предстоящего действия. Такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах. Эмоциональное поглаживание.
Преподаватель раздает комплименты: «Молодец», «Умница», «Ребята, я горжусь вами!» «Эврика».
Суть педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающийся, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга преподавателя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать обучающегося, поставить перед ним новые более серьезные задачи. Вдохновить на их решение. Успех является источником внутренних сил обучающегося, рождающим энергию для преодоления трудностей. Обучающиеся испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Рекомендации по снижению учебной тревожности (которая является одним из ведущих компонентов синдромов «хронической неуспешности» и «ухода от деятельности»). Обеспечить обучающемуся сферу успеха, самореализации. Ввести максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Не ставить «слабого» обучающегося в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать обучающемуся достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
Не заставлять таких обучающихся воспроизводить новый, только что изученный материал.
Осторожно оценивать неудачи обучающегося, ведь он сам относится к ним очень болезненно.
Успех в учебе — завтрашний успех в жизни
Как преподавателю следует поддерживать самооценку обучающихся:
Бережно относиться к женской гордости и к мужскому достоинству.
Уметь видеть за внешними поступками и действиями мотивы поведения, отношения, деятельности.
Помнить, что все обучающиеся испытывают потребность в одобрении их дел и поступков, и в разумных пределах удовлетворять их.
Исключить ситуации в учебной деятельности, способные вызвать у обучающихся страх, фрустрационные состояния, например,: «Я тебя отчислю из техникума».
Научиться воспитывать через радость, доверие, уважение.
Относиться к обучающемуся любого возраста как к субъекту совместной деятельности.
Создавать атмосферу успеха, эмоционального благополучия, ценности культуры, знания и здоровья.
Критически отнестись к самому себе при поиске причин неудач обучающегося в учении, поведении, отношениях.
Отказаться от правил часто, с нажимом подчеркивать способности одних, неуспехи других.
Отказаться от прямого противопоставления обучающихся друг другу.
Не «пилить» и не ругать при всей группе.
Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать это резко как нечто неожиданное.
Называть всех обучающихся по именам и добиваться этого в общении обучающихся друг с другом.
Постоянно подчеркивать, что отношения в группе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других. Способность к учению — это лишь одно из многочисленных ценных свойств личности, которое развивается у всех по-разному.
Задание 5. Разработайте план внеклассной работы, направленной на преодоление социальной дезадаптации детей младшего школьного возраста, аргументировав свой ответ.
«Разрешите представиться!»
Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Установить нормы поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников.
1.Упражнение-активатор «Ветер дует…»;
2.Упражнение «Тропинка»;
3.«Упражнение «Сделай как я»;
4. Упражнение «Меткий стрелок»;
5.Упражнение «Как чихает слон»;
6.Подведение итогов занятия.
«Я и мои увлечения»
Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Закрепить соблюдение норм поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников.
1.Упражнение-активатор «Коллективный счёт»;
2.Беседа «Мои увлечения»;
3.Упражнение «Прогноз погоды»;
4.Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»;
5.Упражнение «Подарок»;
6.Подведение итогов занятия.
«Мы друг другу доверяем»
Дать понятие «доверие», установить доверительные отношения между членами группы, научить навыкам совместной деятельности
1.Упражнение «Комплименты»;
2.Беседа «Что такое доверие»;
3Упражнение «Паровоз»;
4.Упражнение «Сиамские близнецы»;
5.Упражнение «Доброе животное»;
6.Подведение итогов занятия.
«Путешествие в мир эмоций и чувств»
Дать понятия «эмоции» и «чувства». Научить понимать свои чувства
1.Упражнение-активатор «Печатная машинка»;
2.Беседа «Что такое эмоции и чувства»;
3.Упражнение «Классификация чувств»;
4.Упражнение «Угадай эмоцию»;
5.Упражнение «Передай с чувством»;
6.Подведение итогов занятия.
«Чего мы боимся?»
Изучить с воспитанниками понятия «волнение», «страх», «уверенность». Снизить эмоциональное и мышечное напряжение
1.Упражнение-активатор «Коллективный хлопок»;
2.Беседа «Что такое волнение и страх»;
3.Упражнение «Путаница»;
4.Упражнение «Рисунок на спине»;
5.Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»;
6.Упражнение «Импульс»;
7.Подведение итогов занятия.
«Как быть уверенным, но не самоуверенным»
Устранить эмоциональное и мышечное напряжение, повысить самооценку и уверенность в себе.
1.Упражнение-активатор «Ритмичные хлопки»;
2.Беседы на темы: «Каким должен быть уверенный человек», «Чем отличается уверенность от самоуверенности»;
3.Упражнение «Пластилин-силач»;
4.Упражнение «Паутинка»;
5.Подведение итогов занятия.
«Мой характер»
Изучить положительные и отрицательные черты характера человека; выявить в себе положительные и отрицательные стороны, сформировать адекватную самооценку
1.Упражнение-активатор «Импульс»;
2.Беседы «Каким должен быть хороший человек», «Мои достоинства и недостатки»;
3.Упражнение «Волшебная рука»;
4.Упражнение «Движения наоборот»;
5.Упражнение «Комплименты»;
6.Подведение итогов занятия.
«Как стать смелее?»
Снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, формирование навыков уверенного поведения.
1.Упражнение-активатор «Контакт»;
2.Беседа «Кто такой смелый человек?»;
3.Упражнение «Луноход»;
4.Упражнение «Стул желаний»;
5.Упражнение «Пахвалилки»;
6.Подведение итогов занятия.
«Ледяное сердце»
Выявить уровень сплочённости детского коллектива, развить коммуникативные навыки умения поддержать и помочь друг другу.
1.Введение в игровую ситуацию группы;
2.Упражнение «Скульптура «Зимние забавы»;
3.Упражнение «Загадки»;
4.Упражнение «Чувства-антонимы»;
5.Упражнение «Шифровка»;
6.Подведение итогов занятия.
«Спокойствие, только спокойствие»
Научить воспитанников приемлемым способам выражения гнева.
1.Упражнение–активатор «А я еду»;
2.Упражнение «Рисунок гнева»;
3.Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»;
4.Упражнение-релаксация «Драка»;
5.Упражнение «Менялки»
6.Упражнение «Подарок»;
7.Подведение итогов занятия.
«Скажи себе STOP»
Сформировать навыки контроля и управления собственным гневом; научить детей некоторым приемам саморегуляции, позволяющим сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.
1.Упражнение-активатор «Контакт»;
2.Беседа «Как я чувствую, что злюсь»;
3.Упражнение «Толкалки»;
4.Упражнение «STOP»;
5.Упражнение-релаксация «Драка»;
6.Подведение итогов занятия.
«Расслабься»
Научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, сформировать навыки конструктивного поведения.
1. Упражнение-активатор «Блохи»;
2.Упражнение «Бумажные мячики»;
3. Упражнение «Сумка»;
4.Упражнение «Пластилин-силач»;
5. Подведение итогов занятия.
Задание 6. Составьте перечень принципов диагностики и выявления творческих способностей детей, которые педагог должен учитывать в своей работе.
Развитие творческой личности является приоритетным направлением в образовании и воспитании подрастающего поколения, поскольку творчество — залог прогресса в науке, технике, искусстве и общественной жизни в целом. На сегодняшний день творчество считается одной из наиболее содержательных форм психической активности личности, обеспечивающих успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.
По результатам диагностики уровня освоения программы, на основе карты учета личностных качеств обучающихся