Файл: Задание 5. Реакция организмов на изменение уровня экологических факторов (изменчивость, адаптация).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если отходящие газы имеют высокую температуру, то процесс происходит в камере с подмешиванием свежего воздуха (дожигание оксида углерода, углеводородов и продуктов неполного сгорания автомобильных двигателей) непосредственно на выходе.

Когда температура отходящих газов недостаточна для протекания процесса окисления, поток газов подогревают в теплообменнике, а затем пропускают через рабочую зону. При этом горючие компоненты доводят до температур, превышающих точки самовоспламенения и они сгорают под действием кислорода. При недостатке кислорода его вводят при помощи воздуходувки или вентилятора.

Основное преимущество:

  • низкая температура процесса, что позволяет сократить расходы на изготовление камеры сжигания и избежать значительного образования оксидов азота.


Задание №91. Сравнительный анализ видов и объемов негативного воздействия на окружающую среду различных видов транспорта (авто, железнодорожного, морского, воздушного).

Автомобильный транспорт. В крупных городах, автомобили ответственны за 90% всех выбросов. Они усугубляют глобальное потепление, а шум, вибрация и электромагнитное воздействие негативно влияют на здоровье человека.

Побочный продукт от сжигания топлива в двигателе машины — CO2. Это один из основных парниковых газов, влияющих на изменение климата. Со временем двигатель изнашивается и уже не может полностью сжигать топливо. Это приводит к выбросу токсичных веществ: опасного «коктейля» из оксидов углерода и азота, соединений, вызывающих заболевания органов дыхания.

Степень загрязнения вдоль автомобильных дорог оценивается по комплексу показателей. Основной из них — интенсивность движения автотранспорта на дорогах. Загрязнение почв и воздуха начинается при превышении критической загрузки дорог транспортными средствами — 700–800 автомобилей в сутки. В полосе шириной до 300 м происходит загрязнение почв соединениями свинца, цинка, кадмия, хрома, ванадия. Существует прямая связь между интенсивностью дорожного движения и общим количеством тяжелых металлов на близлежащей территории.


Автомобильный транспорт приводит к различным проблемам, таким как загрязнению атмосферы, парниковому эффекту, ухудшению здоровья людей и животных, электромагнитному загрязнению. В одном населенном пункте может находиться большое количество автомобилей, большая часть свободной площади будет занята стоянками, гаражами и автодорогами. Откуда следует, что минимум территории будет отдано под зелёные зоны. Автомобили не только выбрасывают в атмосферу вредные вещества, но и поглощают кислород. Так, например, всего один автомобиль. За год регулярной эксплуатации уничтожает свыше 4 тонн кислорода. Активное использование автомобилей не только ухудшает экологию и загрязняет окружающую среду, но и приводит к многочисленным проблемам здоровья. Особенно сильно это отражается на дыхательной системе человека. Нарушение дыхания приводит к дефициту кислорода во всех тканях человеческого организма. Кроме того, опасные соединения выхлопных газов разносятся с кровью по всему организму человека и оседают в различных органах, что приводит к хроническим или онкологическим заболеваниям.

Загрязнения воздуха возникают по следующим причинам:

  1. Неудовлетворительное состояние технического обслуживания транспортного средства;

  2. Низкое качество используемого топлива;

  3. Наличие в бензине свинцовых добавок;

  4. Недостаточное развитие системы управления транспортными потоками;

  5. Низкий процент использования экологически чистых видов топлива.

Железнодорожный транспорт. Железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль. Более 75% общих перевозок грузов и 40% перевозок пассажиров осуществляется по железным дорогам.

Основными видами воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду являются:

  • выбросы твердых, жидких и газообразных веществ во все компоненты среды;

  • отчуждение территорий;

  • потребление предприятиями и подвижным составом воды, топливных ресурсов и электроэнергии;

  • шум и вибрация.

  • потенциально опасный для окружающей среды вид воздействия — перевозка взрывчатых, химических и прочих опасных грузов.

Поезда из-за сжигания угля или мазута тоже являются источниками выбросов парниковых газов и токсичных веществ: углекислого газа, метана, монооксида углерода, оксида и закиси азота, диоксида серы и твердых частиц.



Грузовые и высокоскоростные поезда, городские электрички — главные источники шума и вибрации, которые негативно сказываются на здоровье человека — повышают тревожность и уровень стресса, уменьшают численность насекомых и птиц, обитающих вблизи железных дорог.

Выбросы предприятий железнодорожного транспорта в атмосферу содержат твердые вещества органического и неорганического происхождения: пыль, сажа — 50%, окись углерода — 23%, диоксид серы — 22%, диоксид азота — 3%, прочие (пары кислот и щелочей, фтористые соединения, углеводороды, сероводороды, ацетон, пары бензина, аммиак) — 2%.

Загрязнение почвенного покрова происходит при переливании топлива, при открытой перевозке сыпучих грузов. Ежегодно из пассажирских вагонов на каждый километр пути выливается до 200 м3 сточных вод и выбрасывается 12 тонн сухого мусора.

Шум, создаваемый работой железнодорожного транспорта, достигает в среднем 65–75 децибел на расстоянии 25 м от оси пути.

Воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду характеризуется степенью загрязнения вдоль железных дорог. Основными критериями оценки служат:

  • объемы перевозимых грузов;

  • наличие загрязняющих грузов;

  • частота движения пассажирских поездов.

К высокой степени загрязнения отнесены магистральные железные дороги с грузопотоком более 30 млн тонн в год в обоих направлениях и частотой движения пассажирских поездов от 20 до 45 пар в сутки. Ширина загрязняемой полосы может достигать 300 м.

К умеренной степени загрязнения отнесены железные дороги с грузопотоком 10–30 млн тонн в год и частотой движения пассажирских поездов от 10 до 20 пар в сутки. В эту категорию включены также дороги с грузопотоком менее 10 млн тонн в год, но по которым осуществляются перевозки грузов, загрязняющих окружающую среду: каменный и бурый уголь, металлические и неметаллические руды, нефть и нефтепродукты, минерально-строительное сырье и материалы.
Морской транспорт.

Корабли загрязняют Мировой океан — в случае разливов нефти и химикатов, отходов во время перевалки грузов или демонтажа судов тоже оказываются в воде. Двигатели судов выбрасывают отработавшие газы первоначально в атмосферу, а уже оттуда токсичные вещества вновь попадают в воды гидросферы. Интенсификация морских перевозок, в свою очередь, означает рост выбросов углекислого газа (CO2) в атмосферу, что ведет к изменению климата.


Загрязнение атмосферы происходит преимущественно выхлопными газами энергетических установок судов. Согласно оценкам Международной морской организации, выбросы углекислоты при эксплуатации водного транспорта составляют свыше 3% общемирового количества.

Среди общего объема атмосферных глобальных выбросов на долю судоходства приходится 18-30% закиси озона и 9% оксидов серы. Серой создаются кислотные дожди, причиняющие ущерб окружающей среде. Ее ингаляционное воздействие вызывает у человека проблемы с дыханием. Атмосфера также загрязняется испарениями нефти при транспортировке танкерами (до 0.75% перевозимого количества). Особенно велики токсичные выделения при пожарах на танкерах.

Источниками судовых сточных вод являются:

  • Смыв отходов физиологической деятельности человека;

  • Стоки хозяйственно-бытовых вод;

  • Отходы от питания.

  • В сточных водах могут содержаться кишечные паразиты, вирусы, патогенные организмы, способствующие вирусному и бактериальному загрязнению гидробионтов.

Аварии на судне, перевозящее опасные вещества или сырую нефть, могут привести к выбросам углекислого газа, оксида азота, двуокиси серы. Последняя легко растворяется в воде, вызывая закисление океана, из-за которого погибают коралловые рифы. Корабли переносят чужеродные виды флоры и фауны по всему миру, что угрожает местному биоразнообразию. Аварии судов вызывают 14% нефтяного загрязнения окружающей среды.

Основные причины аварий:

  • Столкновения;

  • Посадка на мель;

  • Несовершенство конструкции или навигационного оборудования;

  • Взрывы;

  • Пожары;

  • Повреждение двигателей.

Нефть и нефтепродукты служат основными загрязнителями гидросферы при работе водного транспорта. Их большое влияние определяется технологией промывки ёмкостей (танков) на судах, перевозящих нефть и нефтепродукты, для удаления остатков предыдущего груза перед каждой следующей загрузкой. Промывочная вода, вместе с остатками груза обычно сбрасывается за борт.

При успешной достали нефтегрузов танкеры обычно отправляются в пункт новой загрузки. Поэтому емкости заполняют балластной водой, которая загрязняет нефтяными остатками, а затем также выливается за борт.

Длительность существования нефтяной пленки и пятен зависит от многих факторов и составляет от нескольких часов до нескольких месяцев. Возможно их перемещении на значительные расстояния. При большой плотности продукта происходит погружение на дно. До 40% разлившейся нефти испаряется.


На работу двигателя крупнотоннажного судна в сутки расходуется порядка 40 тонн топлива. При работе судовых двигателей не сгорает 2% применяемого (преимущественно дизельного) топлива, недожога которого оказывает негативное влияние на экологию. В процессе несгорания происходит образование:

  • Угарного газа;

  • Свободного водорода;

  • Низкомоллекулярных углеводородов;

  • Сажи.

Быстрое движение судов способствует формированию волн, которые могут вызвать гибель гидробионтов, включая потомство рыб. Угроза столкновений с кораблями существует для крупных морских млекопитающих — ламантинов и китов. Вероятность смертельного столкновения при скорости передвижения судна 15 узлов составляет 79%.