Файл: Задание 5. Реакция организмов на изменение уровня экологических факторов (изменчивость, адаптация).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воздушный транспорт. Воздушный транспорт широко используется в мире для осуществления перевозки пассажиров, в сельхозавиации, геологоразведке. Специфика его влияния на экологию заключается в выбросах летательными аппаратами продуктов сгорания авиатоплива, а также в шумовом и электромагнитном воздействии на окружающую среду.

Самолеты загрязняют приземные слои атмосферы отработанными газами авиадвигателей, составляющие 87 % всех выбросов гражданской авиации. Общий выброс токсичных веществ воздушными судами может быть примерно оценен объемом потребляемого авиацией топлива, который составляет около 4 % от общих расходов топлива всеми видами транспорта.



Отработанные газы авиационных двигателей содержат частицы керосина, оксиды азота, сажу, углекислый газ. Эти компоненты способствуют развитию парникового эффекта и уменьшению озонового слоя земли.

Авиация является заметным источником антропогенного влияния практически на все физические характеристики биосферы.

Звуковое воздействие. Звук представляет собой волнообразное распространений колебаний частиц упругойсреды (газа, жидкости , твёрдого тела). Различают два понятия «звук»:

  • Биологическое понятие-включающее акустическиеиколебпнич, воспринимаемые слуховым аппаратом человеком человека; в среднем для здорового человека это колебания в диапазоне частот от 16-20 до 16-20)х10^3 Гц.

  • Физическое понятие-объединяющее как слышимые человеком, так и неслышимые им звуки в условном диапазоне 0-0^13 Гц.

Тела, движущиеся в среде со скоростью, превышающей скорость звука в этой среде, создают скачки уплотнения среды, называемые звуковым ударом.

Шум-любой нежелательный звук или совокупность звуков, оказывающие неблагоприятное воздействие на организм (прежде всего человека).

Полёты ВС и работа авиадвигателей вызывают в атмосфере возмущения, то есть зоны, в которых давление понижено и повышено относительно среднего давления невозмущенного воздуха. Эти возмущения перемещаются в воздушной среде со скоростью звука и воспринимаются организмом как шум.

Электромагнитное воздействие. Наличие всепроникающего магнитного поля Земли является одним из естественных экологических (абиотических физических) факторов, влияющим на эволюцию организмов биосфера.


Электромагнитным излучением называют процесс испускания энергии в виде электромагнитных волн и переменное электромагнитное поле, возникающее в пространстве при прохождении этих волн.

Электромагнитные поля являются мощным физическим раздражителем, вызывающим значительные функциональные и органические нарушения в организме человека. Медико-биологические исследования последствий электромагнитного загрязнения среды обитания человека выявили усекновении поражения сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, возникновение психических расстройств, воздействие на именную, эндокринную и половую системы.

Техногенные источники электромагнитных полей подразделяются на:

  • Источники полей, используемых для технологических и иных целей;

  • Источники побочных «паразитных» полей.

В авиации основными специфическими источниками ЭМП являются радиотехнические средства, которые состоят из радиолокационных станций (РЛС), радионавигационных систем и средств радиосвязи, основное назначение которых-обеспечение организации воздушного движения и навигации ВС.

Радиолокационные и радионавигационные системы излучают электромагнитную энергию в наиболее опасном для человека диапазоне частот (300 МГц-300ГГц).

Иные виды физического воздействия:

  • Темпловое воздействие. Вызвано тем, что химическая энергия, запасенная в авиационном топливе, преобразуется в авиационных двигателях в тепловую и частично в механическую. Тепловая энергия поступает в атмосферу вместе с газами из авиадвигателей, где она рассеивается, нагревая воздух. Механическая энергия используется на перемещение самолета, но в итоге также превращается в тепловую и рассеивается.

  • Ионизирующее излучение. Представляют серьезную опасность для живых организмов биосферы. Это вид физического воздействия требует особой осторожности, так как не имея ни цвета, ни запаха, ни вкуса (то есть не воспринимается органами чувств человека), ионизирующее излучение оказывает на человека весьма коварное воздействие, ведущее к летальному исходу.

  • Вибрационное загрязнение близко по природе к акустическому и в значительной мере характеризуется аналогичными показателями. Основное различие заключается в том, что вибрация распространяется только в твёрдых телах, в звук в любых средах. Поэтому на живые организмы вибрация оказывает воздействие только при контакте через опорные поверхности. У человека под действием вибрации развивается особая вибрационная болезнь.


Вибрация антропогенного происхождения, как и ультразвук, оказывает на экосистемы только локальное воздействие. Особенность авиации в том, что вибрация оказывает воздействие не только на работников отрасли, но и на находящихся на борту ВС пассажиров, среди которых дети, женщины, пожилые и даже больные люди.

В авиации источником особенно мощной вибрации являются ВС, совершающие посадку. Вибрация распространяется по грунту и достигает фундаментов зданий и сооружений, часто вызывая и звуковые колебания соответствующей частоты, которые разрушают инженерные конструкции.

  • Ландшафтные нарушения. Загрязнение ландшафтов является следствием комплексного воздействия на природные экосистемы нескольких загрязняющих факторов. Оно выражается в виде разрушения местообитание организмов и нарушения регенерационной способности природных ландшафтов. В результате разрушается равновесие, при котором природная среда саморегулируется и самовоспроизводится, экосистемы деградируют, разрушаются, а ландшафты негативно видоизменяются.

Экосистемы ев отчужденных и прилегающих к ним территориях деградируют от:

  1. Чрезмерного химического и физического загрязнения воздуха, вод и почвы;

  2. Наличия полей тепловых аномалий, приводящих к иссушение почв;

  3. Утечек Воды из инженерных сооружений, подтопляющих территории;

  4. Утечек воды из инженерных сооружений, подтопляющих территории;

  5. Больших асфальтированных и бетонированных территорий, препятствующих нормальному воздухо- и влагообмену.

  • Биологическое загрязнение-это естественное или антропогенное привнесение, либо проникновение в экосистему и размножение чуждых ей видов организмов. Поскольку оно в большинстве случаев представляет собой негативное воздействие микроорганизмов, то часто носит название загрязнения бактериологического либо микробиологического.


Анализируя приведённые выше виды транспорта можно сказать, что воздействие на окружающую среду очень велико, так как сильное воздействие различных видов транспорта на окружающую среду обусловлено его популярностью. Выбросы всех транспортных средств токсичны в разной степени. Мощное отрицательное воздействие транспорта в большей
степени сказывается на состоянии атмосферы, а также почвы и водоёмов.