Файл: Мбоу оош 16 сГыршелун Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации фгос.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Фальгот Любовь Викторовна

Учитель химии, физики, биологии

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС

(из опыта работы)

«Надо учить не содержанию науки,

а деятельности по ее

усвоению».

В.Г.Белинский

В настоящее время школа стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Возрастает объем информации, необходимость ее использования и обработки. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий и программ.

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен  школы? Прежде всего - умением учиться. У него должны быть сформированы  универсальные учебные действия. Об этом нам говорят новые образовательные стандарты.  

 Стандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий, а также способности и организации построения своей индивидуальной образовательной траектории, владения навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

Приоритетной целью современного российского образования становитсяне репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, аполноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать  полученный результат – научить учиться.
В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности. По данным психологов К.К. Платонова и Г.Р. Голубева «от услышанного учащимися в течение урока у них в памяти остается в среднем 10% содержания. От воспринятого через чтение закрепляется 30%. Наблюдение учащимися какого-либо предмета или явления оставляет в их памяти в среднем около 50% воспринятого. Практические действия учащихся с учебным материалом составляют в их памяти в среднем 90% воспринятого».

В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика» [3, с.144].

Результативность образовательного процесса определяют педагогические технологии. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, которые содействуют развитию творческих способностей учащихся. [2]

Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом инновационных образовательных технологий. 

  • Технология (от греческого слова techne – искусство, мастерство и логия - наука) – совокупность приемов и способов получения, обработки материалов.

  • Образовательные технологии – это набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.

  • Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционированиявсех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)». [8, с. 14-15]


Инновационные педагогические технологии - это нетрадиционные педагогические технологии, разрабатываемые в связи с появлением новых информационных технологий, новых методов и приемов обучения, с целью создания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для активизации и реализации лучших свойств и саморазвития личности ученика и повышения эффективности учебного процесса.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Дают возможность учащимся приобретать прочные и осознанные знания, при этом развивается самостоятельность в учебной деятельности, увеличивается время проговаривания учебного материала на уроке, у учащихся нет боязни неправильных ответов, чувство уверенности преобладает, а также повышается коммуникативная культура и самооценка ученика.



Существуют три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится тяжелой повинностью. Поэтому в преподавании естественных наук, и в частности в химии, основная задача учителя состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать и увлечь учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.[4]

Образовательный стандарт по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

   В результате освоения содержания образования по химии учащиеся получают возможность расширить круг учебных умений, навыков и способов деятельности.

Приоритетной задачей преподавания школьного курса химии является совершенствование методики формирования следующих видов деятельности:

 - познавательной деятельности

 - информационно-коммуникативной деятельности

 - рефлексивной деятельности, предполагающей приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий.

     Овладение этими видами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности

2) Принципнепрерывности 

3) Принцип целостности 

5) Принциппсихологической комфортности 

6) Принцип вариативности

7) Принцип творчества 

Перечисленные дидактические принципы являются независимыми друг от друга, что обосновывает их необходимость, задают систему необходимых и достаточных условий функционирования школы как системы образования, реализующей  деятельностный подход.

Итак, технология деятельностного метода, ориентирующая на личность ученика, состоит в осуществлении разного вида деятельности для решения проблемных задач. Именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.

Таким образом, целью моего педагогического опыта является использование современных образовательных технологий для развития личности учащихся.В соответствии с целью я решаю следующие
задачи:

1. Изучение передового педагогического опыта по использованию современных технологий развивающего обучения в рамках классно-урочной системы.

2. Внедрение в педагогический процесс наиболее эффективных технологий, позволяющих сформировать ведущие компетентности учащихся.

3. Ориентация образовательного процесса на развитие личностного потенциала учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.

4. Повышение эффективности учебного процесса и, как следствие, повышение качества обучения по предмету.

5. Подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества, развитие социальной компетенции учащихся.

Для достижения поставленных целей и соответствующих задач проектирование уроков начинаю с планирования необходимых конечных результатов, которые должны быть достигнуты всеми учащимися при изучении данного учебного материала на разных уровнях. Эти необходимые планируемые результаты представляют собой требования к усвоению учебного материала учащимися. Так, знакомясь с предметом химии в теме «Введение» ученики 8 классов должны не только освоить основные понятия (предмет химии, физическое тело, вещество), но и приобрести навыки поведения и работы в химическом кабинете, освоить основные приемы обращения с лабораторным оборудованием, научиться объяснять роль химии в жизни общества и в своей жизни, научиться применять полученные знания для безопасного обращения с веществами и материалами в быту.



В основе преподавания предмета химии я сочетаю следующие инновационные технологии: технологию проблемного обучения, технологию разноуровневого обучения, технологию игрового обучения, которая позволяет улучшить мотивацию учащихся к усвоению знаний, и поднимает их самооценку, проектную технологию, технологию интегративного обучения, информационно-коммуникативные технологии.

Проблемно-диалогическое обучение. Столкнувшись с проблемой неуспеваемости учащихся при изучении химии, я решила, что наиболее удачным приемом подачи материала является проблемное обучение. Проблемное обучение используется как элемент в таких технологиях как развивающее обучение, системно-деятельностный подход, т.к. система методов при этом направлена на всестороннее развитие школьника, развитие его познавательных потребностей, на формирование интеллектуально активной личности. Методически грамотно организованные учителем на уроке проблемные ситуации, «затруднения в деятельности» - все это дает учителю возможность: учить детей учиться.


Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. [6]

Цели обучения:

- активизация мышления обучающихся;

- формирование интереса к изучаемому предмету.

Постановку проблемы во время урока можно сделать с помощью вопроса, системы вопросов, таблиц, диаграмм, рисунков, фотографий. Работа над решением проблемы иногда бывает более ценной, чем само решение и происходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация, т.е. обучающийся испытывает интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы.

Каков Механизм психологических процессов при проблемном обучении?

При столкновении с новой, непонятной проблемой у обучающегося возникает состояние недоумения, удивления.

Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез → обоснование → проверка.

Ученик либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью учителя.

Проблемное обучение предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В его основе лежит деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет отдаётся поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся.

В развитии теории проблемного обучения Дж. Дьюи (американский философ и педагог ) рассматривает Психологические механизмы способности решать проблемы:

  • принимаются во внимание все возможные решения или предположения;

  • индивид осознает затруднение и формулирует проблему, которую необходимо решить;

  • предположения используются как гипотезы, определяющие наблюдения и сбор фактов;

  • проводится аргументация и приведение в порядок обнаруженных фактов;

  • проводится практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез.

М.И. Махмутов (академик, доктор педагогических наук):

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.