Файл: Современный федерализм как способ государственного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» (АНОО ВО «ВЭПИ»)

Курсовая работа

на тему:

Современный федерализм как способ государственного

устройства.


Выполнила: Рыжкова А.С.

Группа: ССП-224-1210

Современный федерализм как способ государственного

устройства.
Введение……………………………………………………………………………….…3

1. Форма государственного устройства: понятие и виды…………………………..…5

2. Виды федерации и модели федерализма…………………………………….............8

3. Становление, современное состояние и перспективы российского федерализма…………………………………………………………………………………….12

4. Федеральные территории и их место в федеративном устройстве современной России…………………………………………………………………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………………...20

Библиографический список…………………………………………………………….21

Введение
Особую популярность понятия "федерация" и "федерализм" получили в XX веке. Известный французский общественный деятель Ж.-П. Прудон даже сделал прогноз о том, что XX столетие станет веком федерализма. Этот прогноз во многом сбылся, что подтверждается тем, что федеративный тип государственного устройства утвердился во многих странах современного мира. В настоящее время в мире существуют более 20 федеративных государств, среди которых и высокоразвитые гиганты (США) и малые индустриальные страны (Швейцария, Австрия). Можно не без оснований предположить, что ряды этих государств в ближайшей перспективе пополнятся новыми федеративными государствами, поскольку в характере развития современного мира господствуют две тенденции: интернационализация важнейших сфер жизни различных стран и народов, с одной стороны, и децентрализация - с другой. Процессы экономической, а в отдельных случаях социальной и политической интеграции охватили целые регионы (создание НАФТА, ВТО). Децентралистские тенденции наблюдаются в большинстве унитарных государств Запада (Италия, Франция, Великобритания), что проявляется в передаче местным органам все большего круга властных полномочий и функций, что позволяет местным властям принимать решения по самым различным вопросам, оперативно реагировать на быстро изменяющиеся условия жизни на местах, гибко и эффективно руководить социальными и политическими интересами.


Таким образом, федеративная форма государственного устройства становится востребованной, поскольку позволяет продуктивно сочетать в себе две, казалось бы, противоположные тенденции.

Современная гуманистическая мысль активно исследует феномен федерализма. Эти исследования вызваны к жизни попытками ответить на глобальные вопросы. Как разделить власть так, чтобы управление государством выражало интересы конкретного человека и гражданина? Какое государственное устройство в наибольшей степени соответствует задачам гармоничного развития общества? Где пролегает та тонкая грань, за пределами которой централизация власти ведет к снижению ее эффективности и отдалению от народа, а децентрализаия - к распаду государства?

В настоящее время многие вопросы современной теории федерализма являются дискуссионными. Это объясняется многообразием федераций, представленных в мире в настоящий момент, а также существовавших ранее, базирующимся на разных исторических основах, уровнях экономического развития, общественных отношений и т.д. В основной части работы мы упомянем некоторые расхождения в понимании тех или иных аспектов федерализма и обоснуем ту точку зрения, которой придерживается автор.

В качестве основных методов своего исследования мы можем назвать сравнительно-правовой и исторический, что обусловлено выбранной тематикой. Для иллюстрации теоретического материала мы обращаемся к примерам федеративного устройства разных стран и разных эпох.

Актуальность работы определяется повышенным интересом к способности и интенсивности реализации федеративных отношений состоит в том, что одной из важнейших задач, стоящих перед юридической наукой, является развитие и совершенствование правовой формы общественных отношений с целью повышения их эффективности. На данный момент времени ученые представляют форму государства, как совокупность элементов, одним из которых является форма государственного устройства.

В настоящей работе мы обращаемся к изучению проблемы федерации как формы государственного устройства с тем, чтобы сквозь призму существующих теоретических воззрений взглянуть на российский федерализм в его современном состоянии, оценить его продуктивность и соответствие потребностям населения Российской Федерации, а также сделать выводы о жизненности и перспективности федерализма в условиях современного мира вообще. Попутно мы рассмотрим альтернативные формы государственного устройства и межгосударственных объединений, затронем проблемы классификации федераций по различным признакам, исследуем историческую подоплеку формирования российского федерализма.




1.Форма государственного устройства: понятие и виды.
Государство, как и всякое другое явление, характеризуется взаимосвязью формы и содержания. Трудно переоценить значение формы государства, ведь эффективность действия его механизмов напрямую зависит от того, на сколько она соответствует его содержанию и другим реалиям. Под формой государства мы понимаем внешнюю организацию государственной власти, которая характеризуется сочетанием трех компонентов: формой правления, политическим режимом и формой государственного устройства. Форма государства во многом определяется его содержанием, т.е. сущностью государства, его функциями и т.д. Но кроме этого она зависит и от других факторов: уровня экономического развития общества, соотношения классовых сил, национальных и культурных традиций, международной обстановки и т.д. Невозможно представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.

Подробнее зависимость формы государства от его содержания и совокупности других факторов рассмотрим на примере федеративной структуры государства.

В крупных государствах только федерализм способен обеспечить подлинный децентрализм и реальное включение всех звеньев и всех уровней власти в решение актуальных для общества проблем. С данной точки зрения институты политической демократии и федеративного государственного устройства дополняют друг друга и в совокупности составляют единую государственно правовую систему. Кажется самой историей и географией крупные территориальные государства обречены на то, чтобы организоваться на принципах федерализма. Из шести крупнейших государств, существующих в мире, пять (Австралия, Бразилия, Канада, США, Россия), за исключением Китая, имеют федеративные конституции.

Но не всегда и не обязательно размер территории является главным детерминирующим фактором, определяющим форму государственного устройства. Большинство людей идентифицирует себя не только с определенной территорией, но и с политической и экономической системой, определенными ценностями, образом жизни и социокультурными факторами, историей и национальной судьбой.

Поэтому помимо территориального фактора необходим целый комплекс других параметров: многонациональность, многоконфессиональность, национальный менталитет, господствующая политическая культура. Все эти факторы в совокупности являются основаниями для формирования и институционализации федеративной системы организации властных структур.


Таким образом, форма государства в целом и форма его государственного устройства в частности определяются совокупностью конкретно-исторических факторов его возникновения и развития.

Обратимся к одной из составляющих формы государства, а именно к форме государственного устройства.

Форма государственного устройства — это территориальная организация государственной власти, выражающаяся в соотношении властных полномочий центральных и местных государственных органов1.

Исходя из характера распределения власти в центре и на местах различают следующие формы государственного устройства: (Унитарная (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; всей полнотой государственной власти обладают только центральные государственные органы, т.е. в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, компетенция центральных органов не ограничивается полномочиями местных органов государственной власти (Польша, Венгрия, Болгария) )Федеративная (сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности, это выражается прежде всего в разграничении компетенции, т.е. сосуществованием сфер исключительного ведения субъектов федерации и федерального центра; в федерации наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существует высшие органы и законодательство субъектов федерации (Германия, Индия, Мексика).

Получая значительные выгоды от объединения, субъекты федерацию частично утрачивают самостоятельность. В этой связи особо остро встает вопрос о возможности обладания элементами суверенитета государственных образований. При этом следует учитывать, что содержание суверенитета претерпевает качественные изменения в современных условиях.

В условиях взаимозависимости, а также происходящей интеграции и глобализации даже государства при вступлении в межгосударственные союзы и при создании наднациональных органов вынуждены признавать самоограничения своего суверенитета. Поэтому было бы неверно говорить о полной как фактической, так и юридической самостоятельности и независимости государств, их абсолютном суверенитете. Тем более это относится к государствам, вошедшим в состав федерации. Обеспечивая целостность и суверенность федерации в целом, они не могут выступать в качестве самостоятельных и независимых субъектов международного права, а во внутренней политике их юридические акты должны издаваться в соответствии с общефедеральной конституцией. В то же время вошедшие в состав федерации государства остаются государственными образованиями, имеющими свою конституцию, свои органы государственной власти, свою судебную и законодательную системы, отражающие историческую и национальную самобытность страны. Эта самобытность и проявляется в наличии некоторых элементов суверенитета, позволяющим говорить о субъекте не как об административно-территориальной единице, а как о государственном образовании.


В этой связи принято различать верховный суверенитет, им в федерации обладает государство в целом, и частичный суверенитет субъектов федерации.

Следует отличать от разновидностей форм государственного устройства такие межгосударственные объединения, как конфедерация и содружество.

Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной и иной интеграции государств.

Заметим, что конфедерацию часто ошибочно причисляют к форме государственного устройства, однако все входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют.

На современном этапе конфедеративных объединений в "чистом" виде не существует. Конфедерацией были США в 1781 - 1787 гг. (а фактически до 1791 г., когда вступили в силу первые десять поправок к Конституции США);

Швейцария - в 1815 - 1848 гг.; Объединенная Арабская Республика, соединявшая Египет и Судан, - в 1958- 1961 гг.

Конфедерации присущи следующие особенности:

сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, конституцию, законодательство, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории;

для достижения общих целей формируются органы управления с узко ограниченной компетенцией отсутствует единое гражданство и единая территория;

акты, принятые органами конфедерации, носят рекомендательный характер, для принятия их в силу требуется одобрение высших органов субъектов конфедерации.

отсутствует общая конфедеративная собственность, налоги; финансовые средства образуются по соглашению субъектов;

за субъектами сохраняется право сецессии, т.е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке.

Все перечисленное отличает конфедерацию от федерации. Нужно понимать, что конфедерация является временным объединением, которое по достижении своих целей распадается или же перерастет в федерацию.

Другим упомянутым нами видом межгосударственных объединений является содружество. В настоящее время действует Содружество Независимых Государств (СНГ), объединившее в 1991 г. 12 бывших союзных республик. Все государства, входящие в содружество, являются суверенными, обладают полной международной правосубъектностью, такой союз основан на равенстве членов и учете позиции каждого из них.