Файл: Современный федерализм как способ государственного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Существуют также универсальные объединения государств типа ООН, объединяющей около 200 государств мира.

Существование таких объединений является следствием интеграционных процессов, присущих современному мировому сообществу. Эти процессы оказывают влияние и на эволюцию федерализма, на чем мы подробнее остановимся в последующих главах.
2. Виды федерации и модели федерализма.
Понятие «федерация» – это форма государства, а федерализм – трактуется как комплекс идей, теорий и доктрин соответствующего государственного устройства.

Федеративная форма государственного устройства – это такая форма государственного устройства, при которой части сложного государства являются государствами либо же государственными образованиями, имеющими некоторые признаки государственности.

Федерация, в свою очередь, представляет собой сложносоставное государство, объединяющее в себе несколько других государств или государственных образований.

Федерация имеет двухуровневое строение.

При этом традиционно, в качестве основных признаков федерации выделяются следующие:

  1. Территория федерации складывается из территорий ее субъектов, а также федеральной территории;

  2. За субъектами федерации признается относительная политическая самостоятельность;

  3. Законодательную власть реализует двухпалатный парламент, при этом одна из палат формируется из представителей субъектов федерации;

  4. Законодательно закреплено разграничение полномочий между высшими органами власти федерации и высшими органами власти ее субъектов;

  5. В федеративном государстве параллельно действуют федеральная конституция и конституции (уставы) субъектов федерации;

  6. Федеральная Конституция не может быть изменена без согласия ее субъекта2.

В этой связи, федерация представляет собой форму политико-территориального устройства государства, при которой существует разделение государственной власти между государством и относительно политически самостоятельными составляющими его субъектами путем конституционного или иного нормативного закрепления их определенных полномочий.

Что касается федерализма то он представляет собой и теорию, и идеологию, а главное – реальную политику и практику создания, построения, функционирования и развития федеративного государства3. Федерализм охватывает собой процессы федерализации, которые происходят в недрах унитарного государства или конфедерации при их переходе к федеративному устройству.


В этой связи, можно сделать вывод, что определение понятие «федерализм» намного шире понятия «федерация». В современных условиях федерализм должен рассматриваться не только как форма государственного устройства, но и как путь к объединению в мирное и гармоническое сообщество людей на всех уровнях территориальной организации государственной и общественной власти. Поскольку только в условиях федеративного устройства, где в законодательстве каждого субъекта учитываются территориальные, географические, экономические, исторические и этнические особенности, возможно сглаживание и преодоление межэтнических конфликтов. В то же время, недопустимым представляется деление государственного суверенитета, поскольку это чревато распадом государства.

Типология федерализма может осуществляться по целому ряду оснований, происходящих из разнообразия признаков, идентифицирующих особенности федеративного устройства. Это может быть и специфика разделения власти по вертикали, и однородность субъектов федерации с точки зрения их государственно-правовой природы, и цель учреждения федеративных устоев в государстве, и форма их юридического закрепления.

Такой взгляд заслуживает поддержки, поскольку он в полной мере отражает многообразие Российской Федерации как многонационального целостного государства, разностатусность ее субъектов и равноправие народов России. Тем более, что в России в настоящее время проживает 146 267 288 постоянных жителей, которые составляют более 180 народов4.

Федеративные отношения, складывающиеся в России, базируются на определенных политико-правовых принципах. Законодателем была предпринята попытка закрепить принципы федерализма в Федеральном законе № 96700167-2 «О принципах федерализма в России». Однако данный законопроект так и остался на уровне проекта и принят не был. Конституционные принципы федеративного устройства находят свое отражение в Основном законе, они определяют модель и природу федеративного устройства государства, закрепляют особенности разделения государственной власти между федерацией и ее субъектами, устанавливают основы разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.

Представляется возможным выделить две группы принципов. К первой группе можно отнести принципы, обеспечивающие единство и суверенность Российской Федерации. К числу данных принципов представляется возможным отнести принцип государственного суверенитета Российской Федерации, принцип единства системы государственной власти Российской Федерации. Во вторую группу включаются принципы, гарантирующие федеративную природу российского государства, к которым можно отнести: принцип равноправия субъектов Российской Федерации, принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, принцип равноправия народов, принцип самоопределения народов.



На особом месте находятся принципы политико-правового обеспечения взаимного уважения и взаимной ответственности федерации и ее субъектов; их равноправие; принцип приоритета федерального законодательства над законодательством субъектов федерации; принцип установления юридических механизмов разрешения конфликтов между федеральным центром и субъектами федерации.

Свое закрепление принципы российского федерализма нашли в ст. 4, 5, 11, и в главе 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ5. Вместе с тем положения, закрепленные в указанных статьях, не могут рассматриваться в отрыве от общих идей, нашедших свое отражение в Основном законе, которым регулируется построение правового демократического государства, поскольку они неотделимы, например, от принципов народовластия, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, организации системы государственной власти и местного самоуправления. Необходимо особо подчеркнуть, что конституционные принципы федеративного устройства объективно взаимосвязаны, каждый не существует изолированно друг от друга. Они оказывают взаимное влияние, представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему, и выражают качественную определенность ее содержания.

Российский федерализм является уникальным, ему нет аналогов в истории и современном мире. Российская Федерация насчитывает самое большое количество субъектов ее составляющих. Особенности Российского федерализма заключаются в том, что Россия построена при учете как территориальных, так и национальных основ.

Важность соблюдения принципов федерализма была еще раз подчеркнута и в Указе Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Необходимо отметить, что федерализм как форма и принцип организации государства по содержанию проявляет себя в виде совокупности задач, целей, способов, конституционно-правовых отношений, норм и принципов, определяющих основное предназначение Федерации – установление пределов централизации и децентрализации власти и управления на всей территории страны. Федерализм – это действие всей конструкции, это реальная политика и практика создания, построения, функционирования и развития федеративного государства. Федеративное устройство представляет собой принцип деления территории государства на государственно-территориальные образования, а федерация – это юридическое оформление этого принципа.


Таким образом, федерация – модель федеративных отношения, а федерализм – их практика 6.

3.Становление, современное состояние и перспективы российского федерализма.
Исследование эволюции федеративных отношений показывает, что тот путь, который прошла страна, был необходимым периодом в становлении России как федеративного государства. Стремление регионов к самостоятельному социальному творчеству отвечает логике российской федеративной государственности. В ситуации постоянных политических изменений именно федерализм стал гибкой и действенной формой государственной власти, обеспечивающей стабильность и согласие между всеми составляющими федеративного сообщества. Речь идёт о формировании такого типа федерации, который предполагает организацию отношений между центром и регионами на основе партнёрства, разграничения предметов ведения и полномочий. Центр и регионы должны обладать правами, обязанностями и ресурсами, которые были бы адекватны их базовым целям и функциям. Начиная с 1990-х гг., федеративные отношения в России постоянно видоизменялись. Российский федерализм, политикоправовые основы и методы реализации неоднократно подвергались жёсткой критике сторонниками унитарного государства и централизации.

Процесс становления федерализма в России был сопряжён с процессом формирования системы органов государственной власти перераспределения властных полномочий между центром и регионами в различные исторические периоды таким образом, что период централизации сменялся периодом частичной централизации государственной власти и передачи отдельных полномочий из центра на места.

На современном этапе развития федерализма в России можно выделить следующие основные черты:

смешанный этнотерриториальный характер субъектов РФ;

ассиметричность РФ и наличие сложнопостроенных субъектов;

нарастающая экономическая, социальная и политическая дифференциация регионов;

дотационность, а, следовательно, высокая степень зависимости большинства регионов от федеральной власти 7.

Среди первых шагов Президента РФ В.В. Путина, направленных на изменение модели федеративных отношений, следует назвать: создание первоначально семи федеративных округов; учреждение в них института полномочных представителей Президента РФ и иных органов федеральной власти; запуск механизмов реальной конституционноправовой ответственности. Эти реформы восприняли в стране по-разному: некоторые учёные увидели в реформах Президента РФ тенденцию к унификации, другими создание системы федеральных округов рассматривается как «унитаристская надстройка над федерацией»
8.

Существует множество концепций, определяющих ту или иную модель федерализма. Имелось предложение ввести в России дореволюционную систему деления страны на ведомственные округа (военные, таможенные и т.п.). Также существовала идея о построении федерации на основе территориального начала. Некоторые учёные предлагают усилить процессы интеграции в рамках ассоциаций экономического взаимодействия .

В соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» образование федеральных округов стало определённым этапом в развитии федеративных отношений в нашей стране. Систему федеральных округов следует рассматривать как один из административных способов поиска форм управления системой федеративных отношений, сглаживания проблем чрезмерной асимметричности и многосубъектности России, территориального приближения федеральной власти к субъектам РФ.

Образование федеральных округов не вносит изменений в административно-территориальное устройство России, в правовой статус субъектов РФ, не меняет их территориальные границы. Федеральные округа не являются самостоятельными субъектами России, и объединение в большей степени носит условный, формальный характер. В федеральных округах отсутствуют органы государственной власти, возможность проводить собственное нормативно-правовое регулирование и иные определяющие статус субъекта РФ признаки. Все государственные органы власти в федеральных округах - федеральные органы государственной власти. Если принять во внимание важную роль системы федеральных округов в укреплении федеративных горизонтальных связей между субъектами РФ, то именно федеральный округ должен стать тем полем, в границах которого необходимо последовательно реализовывать политику интеграции регионов9.

В федеративном государстве сложности связаны, прежде всего, с экономической разновеликостью субъектов и исторической нестандартностью их развития, что влияет на состояние общей, правовой культуры, состояние правового нигилизма. В России все эти своеобразия усугубляются национальными и религиозными различиями.

Уникальность федеративному устройству России придают следующие факторы: 1) национальные субъекты, которые отличаются не только национальным составом населения, но и культурными и религиозными особенностями; 2) Российская Федерация состоит из асимметричных по территории, экономической мощи, энергетическим ресурсам, культурному и политическому потенциалу субъектов; 3) субъекты неоднородны по своей привлекательности для инвесторов; 4) субъекты неодинаковы по своим потенциальным возможностям освоить современные технологии; 5) в структурно-функциональном и правовом плане остаются «представительными» учреждения федеральных округов; 6) субъекты различаются по состоянию экологической проблемы.