Файл: Период Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Период Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Средневековая философия внесла существенный вклад в развитие гносеологии, особенно формальной логики, отличила знание от веры, обосновала необходимость изучения природы.
В основе большинства утопий лежит религиозно-мифологическая идея о Земле Обетованной, неком месте где каждому воздается по заслугам, где жизнь течет равномерно и по определенным правилам. Сам термин утопия греческого происхождения. Еu это благо и topos — место, то есть «благословенная страна». Еще есть другой вариант: u — нет и topos, «место, которого нет».
Целью работы является изучение утопий эпохи Возрождения. Для выполнения данной цели ставятся следующие задачи: изучить основные идеи «Утопии» Томаса Мора; исследовать «Город Солнца» Т. Кампанеллы.
Глава 1. Общая характеристика идей Эпохи Возрождения
Перед тем, как рассматривать непосредственно идеи утопизма, следует отдельно дать оценку периоду Эпохи Возрождения. Здесь, в нижеприведённой главе, я даю историко-философскую характеристику данного периода.
Эпоха Возрождения XV — XVIII вв. — период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Само понятие «Возрождение» употребляется для того, чтобы обозначить стремление возродить ценности и идеалы античности. Тем не менее, де-факто это обозначало поиск нового, а не возрождение, ренессанс античного мышления. Однако, уже написанная к тому моменту история – это уже определённый склад мировоззрений, систем ценностей. Иными словами, это наследие и капитал. Для философов Эпохи Возрождения, историческим капиталом стали античность и средневековье. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, прежде всего, в сфере экономики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология секуляризма и гуманизма. По сути, мы имеем переходный период, между феодализмом и капитализмом. Для философии такой период – это зарождение и бурное развитие новых и старых идей. И, конечно, утопизм не стал исключением.
Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, и в средние века — религиозная жизнь — проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь,
деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия теперь понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.
Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не Бог, а человек. Бог—начало всех вещей, а человек — центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу, он может все. Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостности свободомыслие становятся отличительными качествами передовая человека того времени. Поэтому именно эпоха Возрождения дает миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих яркий темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди людей своей волей, целеустремленностью, огромной энергией. Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрения истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его первотворцом мира и человека. Сотворив мир и человека Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущности человека, «испорченности его природы" Основная ставка делается не на помощь Божию — «благодать», а собственные силы человека. Оптимизм, вера и безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи.
Глава 2. Зарождение и развитие утопизма в Эпоху Возрождения
2.1. Проблема социальной утопии в философии
Понятие «утопия» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также в расширительном смысле всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований. В истории человечества утопия как одна из своеобразных форм общественного сознания воплощала в себе такие черты, как осмысливание социального идеала, критику существующего строя, стремление бежать от мрачной действительности, а также попытки предвосхитить будущее общества. Первоначально утопия тесно переплетается с легендами о «золотом веке», об «островах блаженных». В эпоху Возрождения утопия приобрела преимущественно форму описания совершенных государств, якобы существующих где-то на земле либо существовавших в прошлом, в XVII–XVII вв. получили распространение различные утопические трактаты и проекты социальных и политических реформ. С середины XIX в. утопия всё больше превращается в специфический жанр полемической литературы, посвященной проблеме социального идеала и моральных ценностей.
2.2. Томас Мор
Утопизм, как философское течение, не был столь ярким явлением, как доктрина Макиавелли. Тем не менее, определённые черты самоотрицания здесь вполне заметны. Уже одно то, что создание идеального общества приписывалось весьма отдаленным и вполне неопределенным временам, достаточно ярко свидетельствовало о неверии авторов такой утопии в возможность создать идеального человека немедленно и в результате усилий людей текущего времени. Здесь утопизм представляется абстракцией, которую невозможно достигнуть на данный момент.
Первый утопист эпохи Ренессанса - это Томас Мор (1478 - 1535), либерально настроенный английский государственный деятель, сторонник наук и искусств, пропагандист веротерпимости и яркий критик тогдашних феодальных и зарождавшихся капиталистических порядков. Но он оставался верным католиком, выступал против протестантизма и после отхода Генриха VIII от католической церкви был беспощадно казнен за свои католические убеждения. В целом его деятельность относится либо к гражданской истории, либо к истории литературы. Для данного реферата только одно его произведение, которое вышло в 1516г. под названием "Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии", отдельно требует анализа, поскольку вся эстетика Ренессанса основана на стихийном самоутверждении человеческой личности в том государстве, которое сам Мор считал идеальным.
Изображение утопического человека у Мора представляет собою определённую смесь всякого рода старых и новых взглядов, часто либеральных, часто вполне реакционных, но, по-видимому, с одним основным отличием: от яркого возрожденческого артистизма в утопическом государстве Мора, можно сказать, ровно ничего не осталось. По Утопии, все люди уравнены, управляемы государством абсолютистского толка. Все выполняют физический труд, распределенный государством. В брачные дела государство у Мора тоже вмешивается самым существенным образом, и многое в них определяется просто государственным декретом. Государственный декрет диктует разделение общества на семьи, при том, семьи могут перераспределяться в соответствии с тем же декретом, исходящим из рационального. Допускается любая религия, включая языческие верование. Очевидно, требуется полная веротерпимость. Священники должны избираться народом. Деятельность атеистов весьма ограничена, поскольку отсутствие религиозной веры мешает нравственному состоянию общества. Во всяком случае, открытые выступления атеистов запрещаются. Кроме того, считается высшей верой христианство (в частности, католицизм).
Быт семьи также регламентируется государством: суть в полной унификации, от принятия пищи, до одежды. Материальные удовольствия признаются. Тем не менее, у Мора мы читаем: "Утописты особенно ценят духовные удовольствия, их они считают первыми и главенствующими, преимущественная часть их исходит, по их мнению, из упражнения в добродетели и сознания беспорочной жизни". Другими словами, яркая и блестящая артистическая эстетика Ренессанса сведена здесь только на моралистику, которая и объявлена высшим "духовным удовольствием".
Большое внимание Мор уделял организации труда в совершенном обществе, особо рассматривая проблему продолжительности рабочего дня. Последнее имеет значение даже на сегодняшний день. Также рассматривается проблема рабочего времени в период появления капиталистической мануфактуры и фермерства. В XVI в. это не менее важная проблема и для цеховой промышленности. Мастера стремились как можно больше увеличить рабочий день, принуждая подмастерьев и учеников отработать от зари до зари. Предприниматели-мануфактуристы (например, в суконной промышленности) доводили продолжительность рабочего времени до 12-15 часов в сутки. Мор отдельно указывает на то, что продолжительность рабочего дня должна быть 6 часов в сутки, принимая во внимание волнения рабочих в Англии.
Бросается в глаза превознесение производства в сравнении с потреблением. Также утверждается превосходство государства над человеком. Ясно, что все такого рода черты утопизма Мора были связаны с зарождением тогдашнего буржуазно-капиталистического общества. Но для нас важнее то, что это является модифицированным Ренессансом и что модификация эта направлена у Мора в сторону ликвидации стихийно-личного и артистически-субъективного индивидуализма классического Ренессанса.
Одна из слабых черт «Утопии» Мора – это институт рабства. Чтобы избавить общество от грязных и тяжёлых работ, он вводит рабство на острове. Рабы «закованы в цепи и постоянно заняты работой». Поскольку уровень развития техники не позволял выполнять многие работы иными путями, это был необходимый, по мнению Мора, атавизм. Считается, что именно этот аспект у Мора – серьёзный недостаток, поскольку, позиционируя Утопию как бесклассовое общество, можно наблюдать кастовое разделение между рабами и человечеством.
2.3. Томаззо Кампанелла
Другой представитель возрожденческого утопизма - Томмазо Кампанелла (1568 - 1639). Это крупный писатель и общественный деятель своего времени, пострадавший за подготовку антииспанского заговора в Неаполе и проведший 27 лет в тюрьме, монах и убежденный коммунист раннего утопического типа. Черты раннего утопического коммунизма выступают у Кампанеллы гораздо ярче, чем у Мора. В своем трактате 1602г. под названием "Город Солнца" Кампанелла выдвигает на первый план учение о труде, об отмене частной собственности и об общности жен и детей, т.е. о ликвидации семьи как первоначальной общественной ячейки. Радикализм Кампанелла философы Эпохи Возрождения связывали с влиянием идеологии радикального христианства, однако исторически, это не так: Кампанелла имеет много общего в своих трудах с произведениями Платона.
В идеальном Государстве Солнца Кампанеллы, как и у Платона, во главе стоят философы и мудрецы, поскольку они являются наиболее компетентными членами общества. Они регламентируют всю жизнь общества, начиная от чисто бытовых вопросов. Браки совершаются только в порядке государственных декретов, а дети после вскормления грудью немедленно отбираются у матери государством и воспитываются в особых учреждениях не только без всякого общения со своими родителями, но даже и без всякого знакомства с ними. Мужей и жен вовсе не существует как таковых. Они являются таковыми только в моменты декретированного сожительства. Они даже не должны знать друг друга, как не должны знать и своих собственных детей. В городе Солнца, жителей которого Кампанелла называет соляриями, ликвидировано частную собственность; труд - общая повинность и главнейшая потребность человека; в нем "нет места негодяям и тунеядцам". Все солярии "принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве... А тот, кто знает большее число искусств и ремесел, пользуется и большим почетом; к занятию же тем или иным мастерством определяются те, кто оказывается к нему наиболее способным. Самые тяжелые ремесла... считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими... Менее тяжелыми ремеслами занимаются женщины". "Дома, спальни, кровати и все прочее необходимое - у них общее". Монах Кампанелла пишет, что солярии "на деторождение смотрят как на религиозное дело, направленное ко благу государства, а не отдельных лиц". В античности это ослабленное чувство личности вообще было явлением естественным, и у Платона лишь доводилось до своего предела. Что же касается Ренессанса, то человеческая личность была тут уже во всяком случае на первом месте. А поэтому то, что мы находим у Кампанеллы, есть, конечно, отказ от идей Возрождения. Стоит отметить, что идеи Кампанеллы жестоко критиковались философами данного времени.
Тем не менее, сказать, что Кампанелла совсем не имеет никакого отношения к Ренессансу, тоже нельзя. Он не только проповедник позитивно понимаемого труда; вся его утопия, несомненно, носит на себе следы возрожденческих воззрений. Поэтому точнее будет сказать, что тут перед нами именно модифицированный Ренессанс и именно Ренессанс, критикующий сам себя в общественно-политическом отношении.