ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблема истины в философии науки
Знание – это результат познания; информация об объекте.
Соответственно способам постижения реальности различают виды знания: мифологическое, религиозное, философское, научное, обыденное, художественно-образное.
Научному знанию противопоставляется знание обыденное, теоретическому – эмпирическое, рациональному – нерациональное и иррациональное, априорному – апостериорное (полученное из опыта).
Цель познания – истина, т. е. достоверное знание о познаваемом объекте.
Обыденное знание ориентировано на мир повседневного опыта и практическую пользу. Оно является результатом стихийного (неорганизованного) эмпирического познания свойств и внешних отношений предметов, включённых в жизненную практику и повседневный опыт. В структуре обыденного знания можно выделить процедурное знание (знание «как?»), которое, в свою очередь, может быть представлено как инструктивное и ситуационное знание. Обыденное знание выражается не только в традициях, обычаях, приметах, но и в инструкциях, правилах, системе рецептов и т. д. Этому типу знания характерна вера: носитель обыденного знания не сомневается в его истинности. Обычно за истину принимаются суждения здравого смысла. Истины здравого смысла – азбучные истины, истины обыденные. Истина на обыденном языке – правда. Истинность обыденного знания нередко определяется не по объективности его содержания, а потому, насколько оно помогает в решении конкретных житейских проблем.
Метод получения обыденного знания – метод проб и ошибок. Критериями истинности обыденного знания являются: повседневная практика, авторитетное мнение и мнение большинства. Мнение – это знание, основанное на определённом жизненном опыте. Таким образом, обыденное знание представляет собой конгломерат мнений.
Для всех видов знания актуальная оценка его на истинность: истинному знанию противопоставляется знание неистинное, ложное. Существуют представления о научных истинах (истинах разума), философских, религиозных истинах, истинах сердца, художественной правде (истине) и т.д. Что есть истина? Достижима ли она? Каковы её признаки? и т.д. – Как философия отвечает на эти и другие, связанные с проблемой истины, вопросы?
Проблема истины как ведущая проблема в теории познания
Проблема истины является ведущей в философии познания
, поскольку все проблемы в философии познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, либо форм её реализации, структуры, познавательных отношений и т. п. Все они концентрируются вокруг проблемы истины и дополняют её. Проблема истины для гносеологии является основной ещё и потому, что вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы её критерии, – это вопрос о познаваемости мира.
Понятие «истина» относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем, наряду с такими, как «смысл жизни», «добро», «справедливость». От того, как трактуется истина, как решается вопрос о её достижимости, – зачастую зависит и жизненная позиция человека, понимание им своего предназначения.
Августин Блаженный: Путь познания истины – это восхождения разума к Богу. Кульминация познания – мистическое прикосновение разума к божественной Истине. Само сокрытие истины есть или испытание нашего смирения, или уничтожение гордости.
Концепции истины
Классическая концепция истины. (классическая – образцовая, устойчивая). Согласно Платону, истинное знание – это знание всех сущностей, всех совершенных качеств, с помощью которых мы измеряем окружающий мир – мир вещей. Оно дано человеку до всякого опыта – наша бессмертная душа обладает истиной. Впервые в явной форме концепцию сформулировал Аристотель: истина и ложь могут появиться только в нашем мышлении; в самих вещах их нет. Истина – это чисто понятийное знание общего. Истина в мыслях выражает действительную связь вещей. Согласно этой концепции, высказывание считается истинным, если то положение дел, существование которого утверждается (или отрицается) в высказывании, имеет место (или отсутствует) в действительности. Основу классической или корреспондентской концепции составлял принцип (идея) соответствия. Согласно этому принципу, истина – соответствие знаний об объекте самому объекту. В этом смысле классическая концепция истины является положительным ответом на вопрос о познаваемости мира. История философии насчитывает ряд формулировок принципа соответствия и, следовательно, существует несколько определений классического понятия истины:
И. – соответствие мыслей действительности;
И. – соответствие понятия (или представления) предмету;
И. – соответствие суждения факту и др.
Эти определения близки по смыслу, но не совпадают между собой. Разнообразие определений классического понятия истины говорит о том, что классическим является сам принцип соответствия или принцип корреспонденции – принцип соответствия субъективного образа предмета самому предмету. Классическая концепция истины – самая солидная по представительству. Верное (соответствующее, адекватное) отображение как мысленный образ, возникающий в результате познания объекта, есть:
отображение, причинно-обусловленное отображаемым;
отображение, которое сходно по форме и по компонентам с отображаемым;
Всякое верное отображение (как мысленный образ) находится в указанных отношениях с отображаемым и поэтому может быть охарактеризовано как истинное.
Классическая концепция была уточнена А. Тарским (семантическая концепция истины) посредством схемы, задающей условия истинности высказывания (предложения) – Т «р» ≡ р, которая читается так: «предложение «р» истинно, если и только если имеет место р.
При всей очевидной ясности этой концепции истины нельзя не заменить, что она имеет свои слабые стороны. Явным образом они обнаружились после того, как И. Кант поставил вопрос о том, что такое объект сам по себе, вне нашего восприятия. Философия и наука 19 – 20 вв., опираясь на реальную практику научных исследований, главным образом в области естествознания, развивают идею И. Канта о том, что человек не может знать, что есть объект сам по себе, и наше сознание является не отражением объективно существующей вещи, а, скорее, конструированием предмета познания. Т. е. мир таков, каким его представляет наше сознание. В этой связи сторонников классической концепции истины резко сократилось.
Кроме того, эта концепция практически не применима в гуманитарных науках, в т. ч. к оценке самих философских доктрин.
В такой ситуации наряду с дальнейшим развитием классического понимания истины как соответствия (семантическая концепция истины, диалектико-материалистическая теория истины) формируется концепция, альтернативная классической (герменевтическая концепция истины). В прагматической и конвенциональной концепциях понятие истины вообще заменяется другими категориями.
Диалектико-материалистическая концепция истины строится на классическом принципе соответствия. Понимая познание как отражение объективной действительности
, Д. М. развивает учение об объективной, абсолютной и относительной И. Понятие «объективная И.» выражает убеждение в том, что человеческое знание субъективно по форме, т. к. оно всегда является знанием субъекта – конкретного человека, научного сообщества. Вместе с тем, по содержанию знание объективно (особенно научное), поскольку отражает подлинные свойства изучаемого объекта. Под объективной И. диалектический материализм понимает то содержание сознания человека, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Под абсолютной И. понимается, во-первых, знание, которое не может быть опровергнуто в дальнейшем ходе развития науки, во- вторых, – полное, исчерпывающее знание об объекте. В последнем смысле истина выступает как цель познания, реально недостижимая, но стимулирующая научный поиск. Конкретные достижения науки оцениваются как относительная И. –неполное, одностороннее знание предмета.
Из понимания истины как объективной следует её конкретность, т. е. зависимость знаний от связей и взаимодействия, присущих тем или иным явлением, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Принцип конкретности истины предписывает рассматривать вопрос об истине только применительно к конкретным общественно-историческим условиям. Истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. Изменение условий, времени и т. д. объекта и субъекта может привести к тому, что знание утратит свою объективность.
Когерентная концепция истины. Когерентность (от лат. cohaerete – быть связанным) взаимосвязь. Высказывание (знание) является истинным, если оно логически выводится (дедуцируется) из исходных постулатов (аксиом) некоторой непротиворечивой теории. Представитель – Г. Лейбниц, Г. Гегель.
Конвенционалистская концепция истины. Основатели конвенционализма – французские учёные Анри Пуанкаре, Пьер Дюгем. Они утверждали, что основания теорий аксиомы – не истинны и не ложны, они являются конвенциями (соглашениями) учёных. Факторы, обусловливающие, почему учёные приходят к конвенциям и договариваются использовать те или иные аксиомы, – удобство аксиом для описания тех или иных фактов, их простота. Выбор между научными теориями определяется целесообразностью применения их для решения той или иной задачи. Т. о., теории не могут быть оценены как истинные или ложные, как соответствующие или несоответствующие действительности. Однако А. Пуанкаре, полагал, что отдельные гипотезы должны проходить проверку опытом и, таким образом, допускал возможность для действия классического принципа соответствия. Конвенциональная истина – это высказывание, истинность которого основана на принятых соглашениях (определениях).
Замечание: 1. Эта концепция чрезвычайно важна для логики, математики, теоретического естествознания. На основе принятых конвенций (определений) в этих дисциплинах удаётся чисто аналитически, т. е. без обращения к внешнему миру, обосновывать истинность некоторых высказываний этих дисциплин.
Замечание 2. Понятию логической истинности противостоит понятие фактической истинности. Фактически истинными называются те высказывания, истинность которых не может быть обоснована только логическим путём – это теоретически истинные и эмпирически истинные высказывания. К теоретически истинным относят высказывания, которые обосновываются с помощью когерентной концепции истины. Те высказывания, истинность которых устанавливается с помощью различного рода эмпирических процедур – наблюдений, экспериментов, измерений – являются эмпирически истинными. Эмпирически истинные высказывания играют важную роль в теоретическом естествознании.
Прагматическая концепция истины. Её основы закладывались американскими философами (вт пол. XIX в. – нач. XX в.) – Чарлзом Пирсом, Уильямом Джеймсом, Джоном Дьюù. Понимание истины в этой концепции связано с мировоззренческой установкой – смысл человеческой жизни не в созерцании, а в действии. Высказывание (знание) считается истинным, если его практическое использование ведёт к достижению цели. Непосредственно Ч. Пирс – сторонник избыточной теории истины, поскольку полагал, что человек всегда относится к своему мнению как истинному. У. Джеймс не отказывается от требования, которое подразумевает классическая концепция – «согласия с реальностью», но он переосмысливает его, даёт этому тезису новую интерпретацию. Согласие с реальностью, По Джеймсу, означает, что истинная идея помогает нам лучше с этой реальностью работать. Джон Дьюи признаёт в качестве истин только те итоговые научные знания, истинность которых признана научным сообществом, а не то, что признаётся таковым в повседневной жизни. Частные (промежуточные) научные высказывания, полагает он, не являются ни истинными, ни ложными, они лишь инструмент исследования.