Файл: Рубежный контроль по общим темам правоведения и гражданскому праву Перечислить признаки государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Как соотносится право и мораль?

Прежде чем сравнивать эти две категории нужно дать им определение.

Право – это система особых социальных норм, которые с учетом общечеловеческой справедливости и свободы признаются, устанавливаются и охраняются государством, формально определены, регулируют общественные отношения, общеобязательны для всех членов общества.

Мораль — это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. Норма морали регулируют общественные отношения на основании исторически складывающихся представлений о добре и зле, честном и не справедливом.

Единство между правом и моралью состоит в том, что у них:

  • единая основа – это общечеловеческая система социальных ценностей и представлений о добре, справедливости, честности, равноправии;

  • общий нормативно-регулятивный характер действия: право и мораль выступают в качестве определителей границ поведения людей в типичных жизненных ситуациях;

  • единый объект регулирования (я имею в виду конкретные общественные отношения в области социальной, экономической и культурной жизни).

В чем различия между правом и моралью:

  • по происхождению (мораль возникает вместе с обществом, право - вместе с государством);

  • по форме выражения (мораль содержится в общественном сознании, право - в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму);

  • по сфере действия (мораль может регулировать практически все общественные отношения, право – наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);

  • по времени введения в действие (моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, правовые — в конкретно установленный срок);

  • по способу обеспечения (нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, нормы права — мерами государственного воздействия);

Взаимодействие права и норм морали проявляется в схожем регулировании общественных отношений, формировании у населения должной юридической и нравственной культуры, ответственности, правосознания. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот.

Многие правовые нормы вытекают из нравственных, религиозных правил (не убий, не укради и т.п.).


5. Дать понятие отрасли права и нормы права.

Норма права – это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкиционированное) государством, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью государственного принуждения.

Виды:

• по характеру предписываемого поведения:

• обязывающие (предписывают совершить определенные дей­ствия, например, обязанность платить налоги);

• запрещающие (например, запрет подвергать других пыткам);

• уполномочивающие (предоставляют определенное право, например, право на образование);

• по категоричности предписания:

• императивные (представляют собой категорические предписания, допускают один вариант трактовки. Императивными являются нормы уголовного, административного, финансового права);

• диспозитивные (предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность самостоятельного выбора варианта в законных пределах.

• в зависимости от цели:

• регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений);

• охранительные (предписания, регулирующие общественные отношения, которые связаны с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения);

• в зависимости от предмета регулирования (отрасли, к которой принадлежат):

• конституционные;

• уголовно-правовые;

• административные;

• гражданско-правовые;

• трудовые и др.;

• в зависимости от субъекта, создавшего:

• нормы Конституции;

• нормы законов;

• нормы подзаконных актов;

• делегированные нормы права (изданы органом местного са­моуправления, иным органом по поручению компетентного государственного органа);

• по степени определенности:

• абсолютно-определенные (формулируют единственный воз­можный вариант поведения);

• относительно-определенные (устанавливают ряд вариантов поведения, при этом дают возможность выбрать один из них в пределах нормы);

• по способу изложения:

• прямой способ изложения (в статье содержатся все три элемента нормы права);

• отсылочный (бланкетный) способ изложения (одного элемента не хватает, поэтому имеется отсылка к другой норме права, в которой содержится недостающий элемент, или компетент­ным государственным органам предоставляется право само­стоятельно установить его);



• по времени действия:

• постоянные (они действуют, пока их не отменят или примут новые);

• временные (они действуют строго определенный промежуток времени или до наступления какого-либо события);

• по кругу лиц, на которых они распространяются:

• общие (распространяют свое действие на всех лиц, живущих

в данной местности, в государстве);

• специальные (действуют в отношении определенной катего­рии лиц, например, обращены к военнослужащим).

Отрасль права – это совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества.

В системе современного российского права объединены следую­щие основные отрасли:

1. Конституционное (государственное) право - комплекс норм, зак­репляющих основы конституционного строя, основы правового статуса личности, принципы государственного устройства, систему высших госу­дарственных органов РФ и местное самоуправление, их основные полно­мочия.

2. Гражданское право - наиболее объемная и приобретающая все большую социальную значимость отрасль, регулирующая разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отноше­ния.

3. Административное право - состоит из норм, регулирующих об­щественные отношения в сфере государственного управления, исполни­тельно-распорядительной деятельности государственных органов как во взаимоотношениях между собой, так и в сфере взаимоотношения органов управления с гражданами и их объединениями.

4. Трудовое право - регулирует общественные отношения в облас­ти трудовой деятельности - заключение трудового договора (контракта), установление рабочего времени и времени отдыха, правил безопасности условий труда, гарантий прав и обязанностей работников, мер ответствен­ности за нарушение трудовой дисциплины.

5. Финансовое право - регулирует общественные отношения в сфе­ре финансовой деятельности государства (формирование государствен­ного и местного бюджетов, их исполнение; основания и порядок взимания налогов и других платежей в бюджет, а также некоторые другие вопросы мобилизации, распределения и использования денежных средств).

6. Земельное право - отрасль, охватывающая правовое регулирова­ние общественных отношений в области использования и охраны земли, её недр, вод, лесов, охрана прав субъектов собственности и землепользо­вания, укрепление законности и правопорядка.


7. Уголовное право представляет собой комплекс норм, устанавли­вающих, какое противоправное деяние является преступлением и какие наказания за его совершение применяются.

8. Семейное право - имеет предметом регулирования личные и имущественные отношения между лицами, возникающие в силу брака, родства, принятия детей в семью на воспитание.


6. Перечислить источники права, дать их определение.

Источники права определяются как исходящие от государства или признанные им официально документальные способы выражения или закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Официальный, публичный характер источникам права практически придается двумя путями:

  • путем правотворчества, когда нормы права устанавливаются компетентными органами государства посредством издания, изменения или отмены правовых актов;

  • путем санкционирования, когда государственные органы, например, суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.

В зависимости от субъектов правотворческой деятельности выделяют следующие виды источников права:

  • правовые обычаи;

  • юридический прецедент;

  • нормативно-правовые акты.

Рассмотрим подробнее эти три вида источников права.

Правовые обычаи – это вошедшие в привычку правила, которым государство придало общеобязательное значение, и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой.

Не каждый обычай становится правовым, а только тот, который отвечает интересам определенной группы людей, всего общества в целом.

Место обычая в системе источников права в разные эпохи было различным. Оно занимало доминирующее положение в процессе становления правовых систем.

В настоящее время обычай практически утратил свое значение, хотя до сих пор в качестве источников права используются деловые, судебные обычаи (например, обычаи делового оборота в Гражданском кодексе Российской Федерации).

Юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение.

Этот источник права присущ англосаксонским правовым системам (например, правовым системам Великобритании, США).

Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение государственного органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы при последующем решении подобных дел.

Основными источниками английского права являются судебные прецеденты (решения высших