Файл: Рубежный контроль по общим темам правоведения и гражданскому праву Перечислить признаки государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
судов, имеющие обязательную силу для них самих и нижестоящих судов).

Нормативно-правовые акты – официальные документы, содержащие юридические нормы, а также положения, отменяющие или изменяющие действующие правовые нормы, которые издаются в установленном порядке, уполномоченными на то государственными органами.

В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, указы, постановления правительства, приказы федеральных министерств, служб, агентств, решения и постановления, принимаемые местными органами власти.

Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является их юридическая сила. Юридическая сила является особым свойством нормативно-правового акта. Она определяет его место и роль в системе законодательства, зависит от положения и полномочий органа, издавшего акт.

По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Закон – нормативно-правовой акт высшего государственного (представительного) органа, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы.

Законы подразделяются на основные и обыкновенные законы.

Конституция – это основной закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы гражданформу правления и государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои жизни общества.

В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой и прямым действием.

Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, регулирующие различные стороны экономической, политической, социальной жизни общества. Обыкновенные законы, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать

Конституции, конституционным законам.

В зависимости от органов, издавших тот или иной акт, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации.


Первые издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю ее территорию.

Вторые – высшими органами государственной власти субъектов федерации и имеют юридическую силу лишь на подведомственной территории.

В случае расхождения федеральных законов с законами субъектов федерации действуют федеральные законы. Это вытекает из положений Конституции России, а именно: в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права.

Существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют такие отраслевые законы как: административные, гражданские, уголовные, земельные, о труде и др.

Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых ест нормы административного, гражданского и других отраслей права).

Среди законов (и иных нормативно-правовых актов) выделяют кодифицированные законы. Кодекс (кодифицированный закон) — это систематизированный, внутренне согласованный, единый нормативноправовой акт, регулирующий какую-либо однородную область общественных отношений.

В ряде случаев законы по отдельным проблемам издаются в качестве самостоятельных актов потому, что еще не принят кодекс, в котором были бы закреплены соответствующие нормы. В последние годы в России изданы десятки специальных актов, призванных регулировать отношения в сфере экономического оборота (такие, например, как законы об акционерных обществах, о регулировании отношений в информационной сфере и т.д.)

Многие из этих законов были впоследствии поглощены Гражданским кодексом.

Подзаконные нормативно-правовые акты – это нормативно-правовые акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Они конкретизируют основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.

Существует большое многообразие подзаконных нормативно-правовых актов. Между собой они различаются по своей юридической силе и образуют довольно сложную иерархическую систему.

По сфере распространения и субъектам издания подзаконные акты подразделяются на общие, местные, ведомственные и корпоративные акты.

Общие подзаконные акты. Действие этих актов распространяется на всех лиц, находящихся на территории определенного государства. В Российской Федерации к общим подзаконным актам относятся: указы и распоряжения 

Президента Российской Федерации, изданные в пределах его компетенции; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

Местные подзаконные акты издают органы представительной и исполнительной власти на местах: в краях, областях, округах и т.д. действие этих актов ограничено подвластной им территорией.

Эти акты принимаются по вопросам ведения субъектов Федерации (например, утверждение бюджетаприватизация имущества, предоставление в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте и другие).

Ведомственные акты, в основном в виде инструкций и приказов министерств и ведомств – это нормативные акты отраслевых органов государственного управления, которые связаны с реализацией специальных исполнительных, контрольных, разрешительных и надзорных функций государства.

Инструкции, положения, правила, уставы регулируют основные виды служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Отдельные из них носят межотраслевой характер или распространяются на все организации и всех граждан (Инструкции Центрального банка РФ, Минфина РФ и др.).

Нужно отметить, что такие акты подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяют их законность, прежде чем они вступят в действие и будут опубликованы в печати.

Выделяются также корпоративные акты (внутрифирменные). Эти нормативные акты издаются различными организациями и распространяются только на членов этих организаций. Они регулируют внутри предприятий финансовые, трудовые, управленческие, информационные и иные отношения. По мере того, как государство меньше вмешивается в деятельность предприятий, роль корпоративных актов существенно возрастает.

7. Какие правовые методы вы знаете? Перечислить.

Метод правового регулирования - определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.


В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов - особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);

    • издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;

    • наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;

    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Виды методов правового регулирования

Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

    • императивный;

    • диспозитивный;

    • поощрительный;

    • рекомендательный;

    • и другие.

Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.

Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по 
перевозке отходов на объекты их утилизации.

Поощрительный метод свойственен, например, трудовому праву, где действуют премиальные системы.

Рекомендательный метод используется при регулировании общественных отношений между негосударственными организациями (например, в сельском хозяйстве). Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, рекомендательных актов.

Правонарушение'>8. Дать понятие и перечислить виды правонарушений.

Правонарушение – это нарушение норм права, а именно акт, который является противным праву, его предписаниям, законам. Считается, что совершить правонарушение – это значит нарушить право. Правонарушитель, преступая запрет или не исполняя обязанности, которые устанавливают нормы права, своим поведением противопоставляет личные интересы интересам всего общества. Деформация поведения, которая вызвана социальными и психологическими причинами, может привести в отдельных случаях к противозаконному поступку, а именно к правонарушению.

Каждое отдельное правонарушение является конкретным, так как оно:

1) совершается конкретным человеком;

2) происходит в определенном месте и в определенное время;

3) приходит в противоречие с действующим правовым предписанием;

4) характеризуется точными конкретными признаками, притом, что отдельные правонарушения и их типы различны, хотя, как антисоциальное явление они обладают общими чертами.

Можно выделить следующие признаки правонарушения, которые вместе и образуют это понятие:

1) правонарушение – это всегда деяние (действие или бездействие);

2) правонарушение – это всегда виновное деяние;

3) правонарушение – это нарушение правовых норм, которые содержат юридические обязанности и запреты.

Правонарушение – это деяние, поступки людей, поведение, действие или бездействие. Деяние – это внешне объективированный акт, который проявляется и воспринимается как отношение субъекта к реальной действительности, иным субъектам, государству и обществу. Вина является субъективным моментом деяния и необходимым признаком правонарушения.

Итак, правонарушения – это:

1) противоправные, виновные действия;

2) противоречащие нормам права деяния;

3) общественно опасные деяния;

4) нарушение общественных и личных интересов, общественного правопорядка и субъективных прав.