ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нию. Кроме этого, возросло количество материалов, образовавшихся
в процессе деятельности советских учреждений.
В 1925 г. секции ГАФ как аппарат управления упраздняются,
с этого момента они используются в качестве механизма научной
классификации фондов без физического дробления. В их основу был
положен принцип историзма, была создана более обоснованная сеть
центральных и местных архивов, архивов исторических и архивов
советской эпохи. В это же время решался вопрос об использовании
архивных материалов.
В феврале 1925 г. было утверждено положение о ЕГАФ и сети
государственных архивов: «Единым государственным архивным
фондом называется совокупность всех архивных материалов офи‑
циального и частного происхождения, принадлежащих государству
и состоящих в ведении Центрархива РСФСР» [Максаков, с. 155].
Такой формулировкой законодательно закладывались основы для
полного огосударствления всех документов, независимо от их про‑
исхождения, собственника и содержания.
Это положение открыло новый период в организации архив‑
ных фондов послереволюционного периода. Так, документальные
материалы, входившие в состав ЕГАФ, были впервые поделены
по времени возникновения (по хронологии) на документы дорево-
люционного периода (исторические архивы) и документы советского
периода (архивы Октябрьской революции). Датой размежевания
материалов был определен период февраля‑марта 1917 г.
Второй уровень деления — п о происхождению. ЕГАФ в пределах
указанных двух частей (исторические архивы и архивы Октябрьской
революции) был разделен на материалы центрального и местного
значения. Таким образом, фонды высших и центральных государ‑
ственных учреждений, общественных организаций республики
составили центральные архивы, а материалы местных учреждений,
организаций и предприятий — местные архивы.
Все архивные документы независимо от их происхождения
и времени возникновения должны были разделяться на секции
(народного хозяйства, политики и права, армии и флота, культу‑
ры и быта). Заведование ГАФ РСФСР возлагалось на Управление
Центрархива РСФСР. В результате такого деления документальные
материалы дореволюционного периода образовали в своей совокуп‑
ности центральные и местные исторические архивы.
Исторические архивы:
— Московский и Ленинградский центральные исторические
архивы;
— исторические архивы автономных республик и автономных
областей;
— областные и губернские исторические архивы.
Московский центральный исторический архив, в свою очередь,
включал в себя пять исторических архивов, ранее состоявших в ве‑
дении упраздненных секций:
1) Древлехранилище (бывшее Московское отделение юридиче‑
ской секции), созданное на базе МАМЮ, МГАМИД, Государствен‑
ного архива Российской империи, Московского дворцового архива,
монастырских архивных комплексов (Соловецкого, Пафнутиево‑
Боровского, Колоцкого и пр.);
2) Военно‑исторический архив (бывшее морское отделение во‑
енно‑исторической секции), включивший в себя документы Воен‑
но‑ученого архива (ВУА), московского отделения Общего архива
Генерального штаба, Московского военно‑окружного архива, ком‑
плекс документов по истории Первой мировой войны;
3) Архив революции и внешней политики — он объединил
бывшие Московский историко‑революционный архив и бывший
Петербургский Главный архив Министерства иностранных дел;
4) Архив народного хозяйства, культуры и быта, включивший
в себя хранилища московских отделений пятой и девятой секций
ЕГАФ;
5) Межевой архив [Савин, 2000, с. 150–151].
Материалы советского периода образовывали один центральный
и целую сеть местных архивов Октябрьской революции.
Архивы Октябрьской революции:
— Центральный архив Октябрьской революции в Москве;
— Архивы Октябрьской революции автономных республик
и автономных областей;
— Областные и губернские архивы Октябрьской революции.
Центральный Архив Октябрьской революции включил в себя
материалы четвертого отделения Госархива РСФСР, то есть непо‑
средственно АОР. Сам же Госархив РСФСР был расформирован.
По принципу организации ГАФ РСФСР строилась структура ГАФ
в других союзных республиках.
4 февраля 1926 г. было принято постановление СНК РСФСР
о передаче Центрархиву позитивов фотоснимков и кинофильмов,
имевших историко‑революционный интерес. В 1927 г. все фото‑
и кинодокументы были перемещены в новое здание, так возник
новый государственный архив — А рхив кинофотофонодокументов.
К 1925 г. состав документальных материалов ЕГАФ значительно
увеличился. В основном заканчивается собирание документов доре‑
волюционного периода, и главной задачей становится концентрация
материалов советских учреждений.
В 1920‑е гг. решался вопрос о передаче в госархивы материалов
советских учреждений. 13 марта 1926 г. СНК РСФСР пришлось
дополнительно в новом постановлении указать на обязанность
всех государственных общественных учреждений, предприятий
и организаций начать передачу в архивохранилища Центрархива
имеющихся у них материалов.
Большое значение для проведения этой работы имел декрет
ВЦИК от 22 февраля 1926 г. О приведении в порядок и сдаче в ЕГАФ
архивных материалов за 1917–1921 гг. По декрету, все государст‑
венные учреждения и предприятия должны были подготовить дела
за 1917–1921 гг. к сдаче в Центрархив до 1 января 1927 г. Более кон‑
кретные сроки устанавливались по результатам соглашения между
Центрархивом и каждым из ведомств [Максаков, с. 148].
Ужесточается контроль над архивами, архивистами и исследо‑
вателями. Это проявилось в подписанных еще в июле 1924 г. Пра-
вилах пользования архивными материалами ЕГАФ. Они содержали
требования при составлении заявления, дающего права на допуск
к занятиям в архиве, прикладывать к нему анкету, в которой указы‑
вались партийная принадлежность, цели исследовательской работы,
название издания, в котором планировалось опубликовать резуль‑
таты, и пр. Вводился особый пункт, предписывающий «предъявлять
заведующему помещением для занятий все сделанные выписки,
заметки и копии для просмотра, по окончании коего заведующий
возвращает их занимающимся с разрешением на вынос…» (цит. по:
[Хорхордина, 1994, с. 102–103]).
С середины 1920‑х гг. органы ОГПУ начали прямо вмешиваться
в деятельность архивистов, причем вмешательство это раз от раза
становилось все более угрожающим и жестким. И явно под давле‑
нием этой же организации уже в 1926 г. были переизданы Правила
пользования архивными материалами ЕГАФ, в которых содержались
дополнительные разъяснения. Так, впервые давалась официальная
версия понятия «секретные материалы»: таковыми являлись «ма‑
териалы секретного и несекретного делопроизводства учреждений
пореволюционного периода, сдаваемые в Центрархив в качестве
секретных, а равно те материалы дореволюционного периода, раз‑
глашение которых по характеру их содержания является в госу‑
дарственных интересах недопустимым». В соответствии с этими
разъяснениями ведомства получили полное право самостоятельного
определения степени доступности к своим материалам, произволь‑
но относя документы к категории секретных или открывая их, что
случалось гораздо реже. Особенно широко пользовались правом
засекречивания силовые центральные ведомства [Хорхордина,
1994, с. 106].
В 1926 г. были изданы Правила о порядке выдачи архивных спра-
вок, выписей и копий учреждениями Центрархива РСФСР. В них
было указано на то, что справки частным лицам выдаются лишь
по вопросам, касающимся их личных прав и обстоятельств их лич‑
ной жизни.
В дополнение к этому декрету 15 марта 1926 г. ВЦИК издает
новый декрет О концентрации архивных фондов и создании на ме-
стах архивов. ВЦИК предложил предоставить архивам на местах
помещения, приспособленные для хранения материалов, принять
меры к концентрации разбросанных документов, усилить штаты
архивов и восстановить институт уездных уполномоченных гу‑
бернских архивных бюро.
Руководитель архивного дела М. Н. Покровский свою архивную
политику в эти годы охарактеризовал следующим образом:
Я считаю, что в данный момент нам нужно на некоторые архивы
навесить замок: нельзя держать людей науки около бумаг, которые
могут через 30 только лет заинтересовать исследователя. Нужно устремить все внимание на документы, которые представляют ударный
интерес в смысле ценности для настоящего момента (цит. по: [Хор‑
хордина, 1994, с. 110]).
Таким образом, к середине 1920‑х гг. процесс политизации ар‑
хивов и идеологически, и организационно был вполне определен,
но не было в этой системе места архивистам старой школы, для
которых понятие политической ценности архивных документов
было органически чуждо.