Файл: Лекция Васильева Татьяна Викторовна, Доктор педагогических наук, профессор План.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности официально-
делового стиля.
Речь делового человека
Лекция 7.
Васильева Татьяна Викторовна,
Доктор педагогических наук,
профессор
План
1. Особенности официально-делового стиля.
2. Культура и язык делового общения.
3. Условия успешной деловой коммуникации.
Область применения делового
стиля
Официально-деловой стиль — это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т. д.
Область применения делового
стиля
ДО возникают между
органами государства,
организациями или
внутри них, между
организациями и
частными лицами в процессе производственной, юридической деятельности.
Деловое общение может быть
А) необходимым - когда без межличностных контактов осуществление совместной деятельности невозможно,
Б) желательным – когда определенные контакты способствуют более успешному осуществлению задач,
В) нейтральным,
Г) нежелательным – когда контакты затрудняют достижение цели.
Область применения делового стиля
Официально-деловой стиль относится к
письменным стилям
литературного языка.
Устная форма
представлена выступлениями: доклады на конференциях, доклады на собраниях, судебная речь, служебный телефонный разговор.
Принципы официально-делового стиля
Для успеха в общении очень важно учитывать:
- интересы адресата,
- его ценности,
- ожидания,
- цели,
- сферу общения.
Особенности деловой речи
Устная деловая речь обращена к собеседнику и предполагает возможность влияния на него.
Деловое общение
требует строгого использования речевых конструкций, стандарта, не допускается жаргон и т.д.
Языковые особенности деловой речи
• Международная лексика
• Стандартизированные выражения
• Однокоренные слова
• Существительные с родовым значением
• Аббревиатуры
• Сложносокращенные слова.
Языковые особенности деловой речи
Деловое общение предполагает владение
профессиональным языком, знание
терминов, свойственных определенной
области общения - юридической, дипломатической, управленческой.
Культура речи делового человека
Виды деловых отношений
Отношения по вертикали – это
субординационные отношения. Такие отношения обусловлены социальным статусом, административно-правовыми нормами и характеризуются подчинением
младшего старшему по чину.
Виды деловых отношений
Отношения по горизонтали предполагают участие в совместной деятельности на
принципах сотрудничества,
взаимопонимания, с учетом общих
интересов.
В настоящее время в деловой жизни России наблюдается переход к субординационно - партнерским отношениям.
Специфика деловых отношений
Регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам – протоколу.
Протокол предписывает, как вести себя в деловой обстановке, на совещании, переговорах, а также как одеваться, что дарить, как вести деловую переписку и многое другое. Очень важное место уделяется при этом речевому этикету.
Рекомендации по созданию
психологического климата
1. Приветствовать собеседника искренней улыбкой, доброжелательным взглядом.
2. Обращаться к нему по имени – отчеству
или используя принятые в той или иной стране обращения.
3. Показывать свое желание понять позицию собеседника.
4. Ориентироваться на желаемый собеседником результат.
Рекомендации по созданию
психологического климата
5. Стараться выявлять положительные
качества собеседника.
6. Учитывать эмоциональное состояние
собеседника.
7. Подчеркивать равенство позиций, вести себя спонтанно и уверенно.
8. Эмоционально поддерживать разговор.
Рекомендации по созданию
психологического климата
9. Выражать искреннее одобрение: все люди любят, когда их хвалят, говорят о достоинствах.
10. Говорить комплименты. Любую деловую беседу, коммерческие переговоры можно начинать с них. Чем больше делает человек комплиментов, тем больше он их получает.
Ролевые отношения
Важная особенность делового общения –
строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа:
• начальник - подчиненный,
• партнеры,
• коллеги и др.
Формы делового общения
• беседа,
• переговоры,
• совещания,
• презентации,
• телефонные
переговоры,
• брифинги.
Этапы делового общения
1) установление контакта,
2) ориентация в ситуации,
3) обсуждение вопросов,
4) принятие решения,
5) достижение цели,
6) выход из контакта.
Помехи в установлении контакта
Эффект ореола.
Эффект типизации.
Эффект первичности.
Приемы , помогающие добиться цели
1. Принцип контраста.
2. Принцип взаимного обмена.
3. Принцип социального доказательства.
4. Принцип участия в рекламе известных
людей.
5. Принцип благорасположения.
6. Ланчевый метод.
7. Принцип авторитета.
Этикетные нормы
Специалисты советуют:
- никогда не распространяйтесь о своей личной жизни;
- не расспрашивайте о чужой;
- вежливо уклоняйтесь от разговоров на личные темы;
- не рекомендуется поддерживать разговоры о политике, религии, задавать вопросы о доходах, зарплате.