Файл: Кризисные состояния личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 1187

Скачиваний: 66

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа 35

Создайте буклет или памятку на тему «Кризисные состояния личности» для проведения просветительской работы среди возможных клиентов психологической службы.

Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, выход; буквально означает «перекресток») — один из неизбежных и необходимых моментов жизни, одна из движущих сил развития, в том числе развития личности, группы, общества. Поэтому, с одной стороны, кризис является необходимой частью жизни отдельного человека и общества, всего человечества как организма. Кризис — это всегда момент выбора между несколькими возможными альтернативами, выбор между регрессивным и прогрессивным дальнейшим развитием личности. От сделанного выбора зависит вся дальнейшая жизнь человека.

Кризисная психология и психотерапия — относительно новые, но интенсивно развивающиеся области психологической практики. Своим появлением они обязаны в первую очередь негативным плодам цивилизации — техногенным катастрофам, военным действиям, авариям.

Исследования психического состояния людей — участников, жертв или свидетелей подобных событий или стихийных бедствий — выявили наличие различных психологических расстройств, включая особое заболевание — посттравматическое стрессовое расстройство. Общество постепенно осознало проблемы дезадаптации ветеранов войны, свидетелей аварий на атомных электростанциях, стихийных бедствий и других экстремальных событий.

Обнаружение большого количества самоубийств, насильственных действий бывших ветеранов войны, психических расстройств и проблем адаптации у жертв и свидетелей катастроф привело к разработке программ по изучению долгосрочных последствий травматических событий и способов их предотвращения и устранения. Концепции кризисов развития и жизненных кризисов были разработаны в рамках психологии личности и психологии развития, и исследования в этих областях также предоставили информацию о возможных серьезных негативных последствиях кризисов, не связанных с глобальными и широкомасштабными катастрофами. Кризис как поворотный пункт человеческой судьбы, в котором рушатся основы прежней жизни, а новой еще нет, требует особого подхода и особых форм помощи переживающему его человеку. Часто задача специалиста сводится в основном к выявлению и активизации возможных возможностей выхода из кризисного состояния или определению степени риска развития кризиса в неблагоприятном направлении.




Кризисные состояния личности

Кризисные состояния — это особые состояния, выходящие за рамки повседневности, которые случаются в жизни каждого человека и возникают как реакция на определенные внешние или внутренние причины и обстоятельства, психологические травмы.

Кризисное состояние обычно носит системный характер и затрагивает различные уровни человеческого существования: соматический, нейропсихологический, психологический и социально-психологический. Она также тесно связана с понятием психического здоровья. Психическое здоровье можно определить как одну из интегральных характеристик человека, которая связана с его внутренним миром и со всем многообразием отношений с окружающей средой. Основными показателями наличия психического здоровья у личности являются ее внутренняя целостность и согласованность структурных компонентов, гармоничная социальная интеграция и стремление к самоактуализации.

На уровне личности кризисное состояние может принимать следующие формы:

  • соматический кризис — болезнь, старость;

  • нервно-психический кризис — фрустрации, стресс, конфликты между основными личностными структурами, фобии, депрессия, астения

  • социально-психологические нарушения коммуникативных функций и механизмов адаптации к социальной среде

  • Кризисные состояния гигиенических факторов: Жилищно-бытовые условия, уровень материального благосостояния, физические условия на работе и т.д.

Кризисом личности в самом общем смысле можно назвать определенный дисбаланс в жизни и деятельности человека, вследствие которого возникают неадекватные личности и социально неадекватные поведение, поступки и действия, а также нарушения нервно-соматического состояния.

Термин «кризис личности» включает в себя следующие аспекты:
(a) Резкое изменение базовых структур личности;
(b) Изменения в характере и содержании взаимодействия человека и общества;
(c) Взаимосвязь текущего опыта с социальными, экзистенциальными, духовными компонентами кризисного состояния.
г) Кризис личности — это пограничная ситуация, в которой есть как потенциал для роста и обновления, так и деструктивные тенденции.


Существует концепция трех типов кризисов личности, которая выделяет следующие виды кризисов: материальный, социальный и духовный. Для всех этих типов кризисов характерны общие признаки переживания: ощущение несправедливости жизни и враждебности окружающих (68,2%), чувство отчаяния (59,2%), неуверенность в себе (38,3%), чувство одиночества (29,4%), тревога (27,6%), изменение системы ценностей (23,6%), неадекватные реакции (17,1%), повышенная тревожность (13,9% испытуемых).

Теория стресса в психологии кризисных ситуаций

Одной из важнейших в психологии кризисных ситуаций является теория стресса, основатель которой — Г. Г. Селье определил стресс как «реакцию на требование, предъявляемое к организму». Современные исследователи понимают стресс как неспецифическую реакцию организма на действие экстремального фактора (стрессора), угрожающего нарушением гомеостаза, которая заключается в стереотипных изменениях функций нервной и гормональной систем.

Поскольку нервная и эндокринная системы являются основными регулирующими системами организма, во всем организме происходят и другие изменения. Деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и выделительной систем сильно активизируется, а деятельность пищеварительной и репродуктивной систем одновременно тормозится. В результате перераспределения энергии организм получает возможность продолжать функционировать в изменившихся условиях.Чтобы подчеркнуть защитную функцию стрессовых изменений, происходящих в организме, Г. Селье дал стрессу другое название — общий адаптационный синдром.Он также описал этапы процесса реакции организма на стрессор

1) фаза тревоги (6-48 часов), когда активизируются поверхностные резервы организма;

2) стадия сопротивления, адаптации или антишока, которая возможна благодаря активации глубинных ресурсов организма. Продолжительность стадии зависит от общей приспособляемости организма и часто может длиться годами. Однако если стрессор является хроническим или его интенсивность возрастает со временем, возникают условия для перехода к третьей стадии;

3) стадия истощения, проявляющаяся в появлении или обострении хронических заболеваний какой-либо системы или органа. (Следует отметить, что если на втором этапе стрессор устранен, то после этапа стабильности следует этап восстановления).


Любая кризисная ситуация в жизни человека является мощным стрессовым фактором. Как и любой стресс, кризисная ситуация затрагивает все структуры и влияет на все аспекты жизни. Традиционно в научной литературе выделяют следующие области воздействия стресса и соответствующую симптоматику. Можно выделить следующие аспекты воздействия стресса.

  1. на личность (появление тревоги, агрессии; депрессии, апатии; чувства вины, одиночества, стыда, растерянности; повышенной раздражительности, постоянного напряжения, низкой самооценки и т.д.)

  2. на поведение в целом (высокая травматичность, развитие аддиктивного поведения различного рода — наркомания, алкоголизм, азартные игры и т.д., эмоциональные срывы, нарушения питания, нарушения сна, нарушения речи, импульсивное поведение, внезапное появление дрожи всего тела и т.д.)

  3. здоровье (развитие разнообразных психосоматических заболеваний, которые, в зависимости от характера и тяжести кризисного состояния, могут принимать лавинообразное развитие: Бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертония, диабет и т.д.) Постоянные боли в спине и груди неизвестной этиологии, обмороки и головокружения, хроническая бессонница, мигреневые головные боли и т.д.

  4. когнитивные нарушения (неспособность принимать решения, неспособность сосредоточиться, выраженное ухудшение памяти, повышенная чувствительность к критике, умственная отсталость)

  5. физиологические эффекты (повышение артериального давления, повышение уровня сахара в крови, сухость во рту, повышенное потоотделение, жар и озноб, затрудненное дыхание, сухость во рту, повышенное потоотделение, жар и озноб, затрудненное дыхание, комок в горле и иголки в конечностях, частичное онемение конечностей и т.д.)

Причины возникновения кризисных состояний личности

В настоящее время понятие кризиса стало центральным во многих психологических исследованиях и в социальной работе. О важности этой темы писали уже в начале века.

Актуальность всех кризисных проблем не случайна и, как всегда в науке, не причуда. Существует ряд факторов, как универсальных, так и характерных только для нашей страны. В России в последние годы особенно остро встала проблема сохранения здоровья отдельных людей и населения в целом, особенно молодого поколения. Вклад психологов в области здравоохранения трудно переоценить, поскольку большинство соматических заболеваний берут свое начало в нарушениях нервно-психической сферы человека.


Изучение кризисных состояний личности актуально еще и потому, что, во-первых, они являются естественным состоянием социально-психологического становления личности. Но когда это естественное состояние индивидуации провоцируется, начинается процесс дезадаптации с такими показателями, как патологические формы переживания кризисов, маргинальность, деструктивность не только по отношению к себе, но и к обществу. Во-вторых, актуальность обусловлена высокой социально-психологической значимостью кризисов личности. В-третьих, недостаточно разработана технология профессионального сопровождения кризисов.

Поскольку проблема профилактики подобных состояний актуальна в силу широкой распространенности и серьезных последствий, необходимы научно-практические решения вопросов повышения эффективности диагностики и коррекции, реализации комплекса профилактических и постситуативных мероприятий, осуществляемых психологами, психиатрами, педагогами. Диагностические и корректирующие меры требуют постоянной научной разработки и практического тестирования эффективного набора инструментов.

Причины возникновения кризисных состояний многообразны. Они определяются, с одной стороны, социальными и ситуационными факторами, а с другой — индивидуально-типологическими и биологическими характеристиками личности.
К внешним причинам относятся ситуации потери (или предстоящей потери) близких родственников, работы и т.д.; ситуации невозможности добиться, получить; ситуации насилия и т.д. Внутренними причинами могут быть возрастные и физиологические факторы, болезни, травмы.

Состояние кризиса насыщено разнообразными эмоциями и переживаниями: Депрессия, тревога, чувство вины, обида, гнев, беспомощность, безнадежность, одиночество и т.д. Человек в кризисе часто испытывает желание уйти, которое, в свою очередь, часто сосуществует с не менее сильным желанием жить.

Многие из чувств, которые испытывает человек, необычны для него и считаются неприемлемыми в обществе. В результате человек чувствует себя «ненормальным» и изолированным от общества.

Психологическая помощь в кризисных ситуациях

Каждый современный человек знает о существовании специалистов, оказывающих психологическую помощь людям, которые в ней нуждаются. В то же время профессию этих специалистов часто ошибочно называют «обывательской». В то же время каждый образованный человек должен знать, что психологическую помощь оказывают психологи, и ее цель — помочь психически здоровому человеку справиться с проблемами. Психиатры работают с психически больными людьми. Некое промежуточное положение занимают психотерапевты, которые могут работать как со здоровыми, но нуждающимися клиентами, так и с больными. Тем не менее, психологическая помощь остается основным методом их работы.