Файл: Статья Организация формирующего оценивания первоклассников на этапе адаптации к обучению школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статья «Организация формирующего оценивания первоклассников на этапе адаптации к обучению школе».

Творческий коллектив педагоговГБОУ школы № 3 Петроградского района Санкт-Петербурга:

Аграновская Елена Евгеньевна,методист;

Григорьева Анна Павловна, методист;

Иванова Елена Викторовна,учитель начальных классов;
Саурина Ирина Александровна, учитель начальных классов;

Семенова Ирина Викторовна, учитель физической культуры.
В современных образовательных реалиях по требованиям нового ФГОС НОО оценка должна отражать индивидуальное развитие учащегося, развивать навыки рефлексии и оценочной деятельности учеников, формировать у них умение учиться. Её целью является обеспечение качества обучения.

В психолого-педагогической литературе под формирующим оцениванием понимается умение ученикаоценить личностные достижения,умениеодноклассниковувидетьдостижениядругдруга,умениеставитьиндивидуальныецелиистремитьсякихдостижениюпоиндивидуальнойтраекторииивсвоёмсобственномтемпе.

Формирующее оценивание обладает характеристиками, присущими большинству моделей оценивания (подготовка к проведению оценивания, постановка целей, планирование, принципы, наличиекритериевиобязательныхэлементов,отбортехнологийпроведения, анализ результатов, коррекция процесса), а также имеет ряд отличительных свойств (наличие обратной связи, непрерывность, развитие самооценки и взаимооценки, центрированность на ученике).

Центральное место
на первом этапе обучения по формированию контрольно-оценочной деятельности отводится пооперационному контролю. Пооперационный (или пошаговый) контроль это «контроль за правильностью процесса осуществления способа действия, который обеспечивает соответствие выполнения учебного действия его ориентировочной основе». Пооперационный контроль выполняет функциюобратнойсвязи,помогаетвыявлятьполноту,правильностьипоследовательностьпроизведенныхдействий,атакжеспособствуетповышениюмотивацииучащихся.

Проблемы и задачи организации формирующего оценивания:

Адаптацияпервоклассника на начальном этапе обучения (Задачи: обеспечить усвоение навыков самоощущения себя в процессе обучения- самодисциплины, соблюдения правил учебного процесса и коммуникации доступными и понятными средствами, обеспечить комфортный переход от игровой деятельности к учебной через игровые формы взаимодействия.

Обеспечение единства критериев оцениванияобразовательных результатов. Выработать единый системный подход к оцениванию образовательных результатов на уровне школы (для учителей начальной школы).

Обеспечение наглядности формирования отметки, внятной для обучающихся и их родителей (Задача: подготовить детей к концу первого класса к переходу на пятибалльную систему оценивания образовательных результатов через простую и наглядную методику, применяемую в переходном периоде).

Осуществить подготовку раздела«Текущее оценивание» Фонда оценочных средств ООП, согласно требованиям ФГОС НОО (Задача: при переходе от безотметочного обучения к отметочному, усовершенствовать критериальную систему оценивания по мере наращивания содержательной части учебного материала).

Авторская методика «ЛАДОШКИ» творческого коллектива педагогов ГБОУ школы № 3 Петроградского района Санкт-Петербурга.



Так как одной из ведущих задач при разработке методики был переход от безотметочной оценки первоклассника к пятибалльной системе оценивания во втором классе, то за основу была взята детская ладошка, простая и понятная всем. На ней пять пальцев, и к ним очень удобно привязать пятибалльные критерии оценивания в будущем. Удачно и наглядно, что ладошки у нас всегда с собой и их две не нужны письменные принадлежности или другие атрибуты, используемые в других приёмах самооценивания, это то, что нам нужно на первичном этапе обучения ребёнка в школе. Преимуществом данной методики также является параллельная работа над развитием мелкой моторики пальцев рук и нейронных связей у первоклассника.

Применяя эту методику, мы предлагаем ребёнку анализировать два параметра: своё поведениеи знания-умения (Рис.1). Левая ладонь отвечает за часть метапредметных навыков (для начала мы упростили их до оценивания поведения) правая – за предметные. Критерии также просты и состоят из градации для левой ладошки (поведение): без замечаний, иногда, часто, очень часто. И правой ладошки (успеваемость): сделал самостоятельно, требовалась помощь, была серьезная ошибка, были ошибки.



Рис.1. Методика формирующего оценивания «Ладошки».

Самооценка своего поведения не влияет на выставление предметной отметки, но косвенно указывает ребёнку на то, что успеваемость может зависеть от поведения.

Этапов работы с введением методики четыре. На двух первых детям наглядно сообщаются правила самооценивания с совместным проговариванием критериев, вынесенных в таблицу и соотнесенных с пальцами руки.

На третьем и четвёртом этапах, когда дети познакомились с методикой достаточно хорошо, им предлагается с визуальной опорой на Таблицу критериев, проводить оценивание письменно в тетради. Для этого вводится оригинальный приём со штампом с изображением двух ладошек, который проставляется учителем напротив записи «Классная работа», где так же, на двух ладошках, но уже в игровой графической форме, дети производят самооценку своей работы на уроке, заштриховывая необходимое количество пальцев на каждой ладони.

Переход к этим этапам начинается во второй четверти первого года обучения в школе. Далее, на содержательном этапе организации
формирующего оценивания учителем разрабатывается дидактический материал, который позволит осуществлять контроль и оценивание учебных достижений учащихся по ключевым темам предметов.

Принцип формирования фонда оценочных средств следующий: мы берем рабочую программу по предмету и готовим по ней письменные практические блиц-задания, раскрывающие владение предметными знаниями и умениями по соответствующей теме каждого раздела.Прописываемискомое знание/умение и проверочное задание к выбранным знаниям/умениям. Данные блиц-задания хорошо использовать в начале урока, после актуализации знаний предыдущего урока как практическую проверку пройденной темы. Таким образом, помимо детского самооценивания, не всегда объективного, мы получаем достоверный срез предметных результатов обучения, на основе которого и производим текущее оценивание усвоения детьми учебного материала.
Литература.

1. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М.: Академия, 2001. – с. 400.

2.Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: 1. Педагогика, 2007.

3. Бойцова, Е.Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Человек и образование. – 2014. - №1. – с. 171 – 175.

4. Виноградова, Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. (УМК «Начальная школа XXI века»). // Начальная школа. –2006. -№15. –с. 4-5.

5. Виноградова, Н.Ф. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. – М.: Дрофа, 2000. – 4 - 34 с.

6. Воронцов А.Б., Заславский В.М. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка. – М.: МАРО, 2001.

7. Габасов, З.А. Проектирование и совершенствование контрольно – оценочного компонента учебной деятельности // Завуч-2 – 4. - №8. – с. 21-45.

8. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Издательство ИНТОР, 1996. – 554 с.

9. Кожина, Г.А. Функции оценки в современном учебном процессе [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2014/12/09/funktsii-otsenki-v-sovremennom-uchebnom-protsesse

10. Корчемлюк, О.М. Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников [Электронный ресурс]: Педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/sovremennye-podhody-k-otsenivaniyu-uchebnyh-dostijeniy-mladshih-shkolnikov .


11. Костылев, Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. – М., 2000. 103с.

12. Красноборова, А.А. Технология критериального оценивания в логике компетентностного и личностно ориентированного подходов // Начальная школа плюс До и После. – 2010. - № 1. - с.76–81.

13. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (часть 1, 2) // под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Издательство «Просвещение», 2010.

14. Перовский, Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе /Академия пед. наук РСФСР. - М., 1960. – 512 с.

15. Пинская, М.А. Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»: курс на 36 часов. – М.: педагогический университет «первое сентября», 2013. – 96 с.

16. Пинская, М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа/ М.А. Пинская, И.М. Улановская. – М.: Просвещение, 2013.

17. Пинская, М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.