Файл: Актуальность темы диссертационного исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Уголовный кодекс РСФСР, принятый в 1960 году, расширил перечень норм, предусматривающих уголовную ответственность за совершение экологических преступлений. Эти изменения свидетельствуют об осознании государством важности охраны окружающей среды ввиду расширения хозяйственной деятельности, а следовательно и неконтролируемой опасности ее влияния на благоприятную окружающую среду.

С принятием в 1996 году УК РФ произошли кардинальные изменения в части экологических преступлений. Так, впервые за историю формирования уголовного законодательства в сфере охраны экологии, экологические преступления выделены в отдельную главу.

Таким образом, формирование уголовного законодательства за совершение экологических преступлений берет свое начало лишь с конца XVII века.

Во втором параграфе «Систематизация, сущность и особенности экологических преступлений» проводится анализ определений, разработанных наукой уголовного права. Действующий УК РФ не содержит понятия экологических преступлений, что вызывает неоднозначное толкование данного термина. Между тем уяснение содержания понятия экологических преступлений является основополагающим для решения вопроса об уголовной ответственности. Автором предлагается авторское определение понятия экологических преступлений, под которыми следует понимать «предусмотренные уголовным законодательством и запрещенные им под угрозой наказания виновные общественно опасные деяния, которые посягают на окружающую среду в целом и отдельные её компоненты, а также на экологическую безопасность населения и территорий, и приводят к негативным изменениям состояния и качества окружающей среды, если эти деяния причинили существенный вред охраняемым отношениям».

Установлены особенности, присущие экологическим преступлениям:

а) посредством загрязнения какого-либо компонента окружающей среды вред наносится как самой природе, так и живому на земле вне зависимости от количества причиненного ущерба.

б) экологические преступления оказывают большое влияние на сферу экономики.

В третьем параграфе «Виды и состав экологических преступлений по действующему уголовному законодательству» проводится анализ норм, предусматривающих ответственность за экологические преступления, с точки зрения системного подхода. УК РФ 1996 г. выделил экологические преступления в отдельную главу, включающую в себя 18 статей, что является значительным шагом в части совершенствования закона. Законодатель подчеркнул этим важность экологических преступлений и их единую направленность. Именно с этого момента стало возможным говорить о системе экологических преступлений, т. е. преступлений, имеющих один и тот же родовой и видовой объект и предназначенных в своей совокупности для охраны природы. Однако на сегодняшний день можно говорить о незаконченности формирования системы экологических преступлений.


В соответствии с действующим уголовным законодательством родовым объектом экологических преступлений является общественная безопасность и общественный порядок. Данное обстоятельство исходит из того, что, несмотря на то, что окружающая среда выделена в отдельный объект уголовно-правовой охраны, глава 26 УК РФ, включающая в себя экологические преступления, входит в раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Таким образом, в действующем уголовном законе при определении родового объекта экологических преступлений не учитываются специфические особенности данного вида преступлений и ограничивается сфера общественных отношений, взятых под охрану.

Указанную проблему предлагается решить следующим образом: необходимо внести изменения в УК РФ и выделить из раздела 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» главу 26 «Экологические преступления» в качестве самостоятельного раздела.

Глава 2 «Актуальные проблемы и основные направления совершенствования уголовной ответственности за экологические преступления» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Сравнительный анализ уголовной ответственности за экологические преступления в России и зарубежных странах» проведен анализ уголовной ответственности за совершение экологических преступлений в зарубежных странах, что позволило выявить их специфические особенности, лучшие правовые решения в процессе законотворческой и правоприменительной практики других государств, а также высказать предложения по трансформации передовых правовых решений в российское уголовное законодательство.

Отличительной особенностью применения мер уголовной ответственности за совершение экологических преступлений в России и зарубежных странах является ее строгость.

В ряде государств (Молдова, Азербайджан, США, ФРГ) установлена уголовная ответственность юридических лиц за экологические преступления с закреплением в законе отдельной системы наказаний для этих субъектов.

Во втором параграфе «Проблемы квалификации экологических преступлений» в ходе анализа законодательства о применении мер воздействия за совершение деяний в сфере экологии следует, что в действующем законодательстве существуют меры как административного (глава 8 КоАП РФ), так и уголовного (глава 26 УК РФ) воздействия за нарушения требований природоохранного законодательства.



Одной из причин редкого применения норм уголовной ответственности являются проблемы разграничения уголовных преступлений и административных правонарушений.

Установлено, что критерием разграничения административных правонарушений и экологических преступлений выступает размер нанесенного ущерба. Признак существенности причиненного вреда не раскрывается в нормативно-правовых актах и является оценочным понятием.

Правовым решением данной проблемы может быть не исчерпывающая конкретизация понятия «существенного вреда».

Таким образом, существующие в настоящее время пробелы в действующем законодательстве приводят к подмене уголовной ответственности административной. А с учетом складывающейся неблагоприятной экологической обстановки данное обстоятельство является недопустимым.

В третьем параграфе «Проблемы эффективности применения уголовно-правовых норм об ответственности за экологические преступления» поведен анализ эффективности применения уголовно-правовых норм об ответственности за экологические преступления. Выявлена проблема наличия содержательного плана уголовно-правовых норм в сфере экологии, который включает в себя сложные для восприятия конструкции, перегруженные больших количеством признаков. Вышеизложенное приводит к неверному, а в некоторых случаях к их двоякому толкованию.

Большинство составов экологических преступлений являются бланкетными диспозициями. Для определения их содержания необходимо обращение к достаточно огромному количеству нормативно-правовых актов, связанных с окружающей средой и ее компонентами. Таким образом, качество норм, к которым отсылают бланкетные диспозиции в рамках главы «Экологические преступления», в большей степени влияет на эффективность уголовно-правовых норм об ответственности за экологические преступления.

Проанализировав санкции за совершение экологических преступлений в рамках 26 главы УК РФ «Экологические преступления» установлено, что главной проблемой эффективности применения уголовно-правовых норм об ответственности за экологические преступления выступает несоразмерные наказания за их совершение.

Глава 3 «Меры предупреждения экологических преступлений» включает два параграфа. В первом параграфе «Общие меры предупреждения экологических преступлений» рассмотрены общие меры предупреждения экологических преступлений, к которым относятся:


- общественный контроль в области охраны окружающей среды;

- активная гражданская позиция населения;

- реализация конституционных прав на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

- меры социально-экономического характера, связанные, в частности, с совершенствованием промышленного производства, прежде всего, горнодобывающих, металлургических, энергетических и иных отраслей производства, интенсивно воздействующих на окружающую среду, совершенствованием сельскохозяйственного производства, развитием оптимальных технологий, направленных на бережливое отношение к земле, породному составу сельскохозяйственных животных, сохранению среды обитания диких животных и др., интенсивным развитием и эксплуатацией современных видов транспорта на основе ресурсосбережения, уменьшения вредного воздействия на атмосферу, почву, воды и иные биологические и физические параметры;

- разработка и утверждение организациями планов мероприятий по охране окружающей среды, а также программ повышения экологической эффективности.

Таким образом, общие меры предупреждения экологических преступлений играют большую роль снижения уровня загрязнения окружающей среды.

Важно отметить, что главной мерой предупреждения экологических преступлений является вовлеченность не только государства, но и всего общества и каждой личности отдельно.

Во втором параграфе «Специальные меры предупреждения экологических преступлений» рассмотрены специальные меры предупреждения экологических преступлений, к которым относятся:

- осуществление надзора за соблюдением правовых норм, регламентирующих экологические правоотношения. Это - прокурорский надзор за исполнением природоохранного законодательства, деятельность разрешительной системы (правила обращения оружия, взрывчатых веществ и др.), административный надзор и т.п.;

- контроль (надзор) уполномоченных органов в сфере охраны окружающей среды.

В третьем параграфе «Проблемы предупреждения экологических преступлений» рассмотрены существующие проблемы предупреждения экологических преступлений.

В первую очередь, самой главной и трудно решаемой проблемой является осознания человечеством потребности в экологической профилактике.

В качестве проблемы предупреждения экологических преступлений можно выделить бездействие граждан при выявлении ими совершения преступлений в сфере экологии.


Ещё одной проблемой предупреждения экологических преступлений является их латентность. Зачастую такие правонарушения и преступления совершаются в отдаленной местности, в местах, где не бывает большого скопления людей или в темное время суток.

Кроме того, в качестве еще одной проблемы предупреждения экологических преступлений является нежелание организаций и предприятий финансировать улучшение механизмов воздействия на окружающую среду на своем производстве, к примеру, систем очистки. Таким образом, происходит воздействие на окружающую среду, в большинстве случаев с накопительным эффектом, приводящее к загрязнению природного ресурса, которого можно было бы избежать при желании улучшения качества используемых техник.

В заключении сформулированы и систематизированы основные выводы и предложения автора по рассмотренным в диссертационном исследовании проблемам.

Основные положения диссертационной работы, опубликованные в научных изданиях и журналах

1. Бредихина Е.Э. Проблемы классификации экологических преступлений // Сборник научных трудов научно‐практической конференции «Частно-правовое регулирование в публичной сфере» (03 декабря 2020 г., г. Липецк) / под общ. ред. канд. юрид. наук, доц. А.Д. Моисеева, канд. юрид. наук. М. А. Кочкиной. – Липецк: ФГБОУ ВО «Липецкий филиал РАНХиГС», 2021. С. 61-67.

2. Бредихина Е.Э. Некоторые проблемы разграничения экологических преступлений и правонарушений в области охраны окружающей среды на примере загрязнения водного объекта // Сборник научных трудов ХVIII Международной научно-практической конференции «Цифровые трансформации в развитии экономики и общества» (22 апреля 2021 г., г. Липецк) / под общ. ред. канд. юрид. наук, доц. А.Д. Моисеева. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2021. С. 99-102.