Файл: Ознакомление с индивидуальным планом производственной практики 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • получить информацию о развитии каждого ребенка;

  • понять темперамент каждого ребенка;

  • понять взаимодействие детей как группы и восприятие отдельными детьми друг друга внутри группы;

  • оценить, в какой степени воспитатели и среда соответствуют индивидуальным потребностям каждого ребенка.

Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в раннем возрасте.

Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, особенно когда он боится обследования. Предоставив ребенку, возможность заниматься с игрушками («возьми какие, хочешь игрушки и поиграй»), фиксируют первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, выраженная или сдержанная, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовывать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности. Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно тс игрушки, которые нужны для определенного действия (предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т. д.). В ходе производимых ребенком манипуляций психолог наблюдает за координацией движений, состоянием моторики.

Помимо наблюдения за свободной игровой деятельностью ребенка проводится специальное обследование с помощью игрушек. Например:

Доска Сегена №1. Предлагается детям с трех лет, представляет собой доску с углублениями, в которые вставляются соответствующие различные по форме геометрические фигуры.

Набор геометрических фигур разной формы (круг, квадрат, треугольник). Устанавливаются способности объединять предметы по общему признаку (простейшее обобщение), фигуры могут быть использованы для проверки счета, построения по образцу.

Матрешки. Ребенку предлагается разобрать, а затем собрать матрешку. Выявляется понимание инструкции, разумность действий, учет размеров матрешки.

«Мисочки». Выявляется уровень восприятия соотношения предметов по величине и овладения предметными действиями.

Мозаика. Предлагают разные варианты заданий: конструирование по образцу, по подражанию, свободное творчество. Исследуется наличие интереса, волевые усилия, пространственная ориентировка, способность к переносу показанного способа действия, мелкая моторика.


Предметные картинки с изображением знакомых детям предметов могут применяться с разной целью: при исследовании внимания, зрительной памяти, мышления.

Рекомендованный игровой материал является примерным образцом. Главное требование к нему: он не должен быть случайным, бессистемным. Порядок предъявления заданий предусматривает чередование легких и трудных заданий.

Этапы психодиагностики дошкольников.

1. Подготовительный этап:

  • составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации (карты развития ребенка) и беседы с медицинским работником;

  • составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;

  • составление педагогического анализа (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями и сотрудниками, взаимодействующих с ребенком;

  • составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями.

2. Адаптационный этап:

  • знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.

3. Основной этап:

  • тестирование или другой метод диагностики.

4. Интерпретационный этап:

  • составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).

5. Заключительный этап:

  • констатацию результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);

  • рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме.

Педагогическое просвещение родителей осуществляется в форме родительских собраний, круглых столов, которые главным образом опираются на возраст дошкольников и актуальность выбранных тем для родителей.

Совместно с психологом дошкольного учреждения было подготовлено и проведено родительское собрание на тему «Что я знаю о своем ребенке?» Родительское собрание было организованно в форме конкурса. Главными участниками были родители, воспитатели, старший воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования по изобразительному искусству и по физкультуре.

Цель родительского собрания:

  • способствовать развитию интереса к познанию внутреннего мира своего ребенка, помочь наладить активное взаимодействие с ребенком;

  • способствовать эмоциональному сближению всех участников родительского собрания, проведение их общения в неформальной обстановке;

  • осуществлять формирование способности оценить себя как родителя, критично оценить свою деятельность в процессе воспитания ребенка.


Перед проведением родительского собрания совместно с психологом и воспитателем группы, была осуществлена подготовительная работа:

  • подготовка сценария родительского собрания;

  • оформление материалов, необходимых для выставки «Что я знаю о своем ребенке?»;

  • разработка памятки для родителей;

  • проведение анкетирования с родителями по теме «Что я знаю о своем ребенке?»;

  • оказание помощи дошкольникам в подготовке их автопортретов;

  • дать задание родителям написать дома сочинение «Мой ребенок»;

  • провести и проанализировать беседу с детьми на тему «Что ты любишь?».

Правила психодиагностики дошкольников.

1. Использовать не менее 10-15 методик.

2. Подбирать методики в соответствии с его возрастом.

3. Строго следовать инструкции.

4. Не изменять стимульный материал.

5. Заинтересовать ребенка, не пытаться работать с ним через силу.

6. Наблюдать за ребенком во время обследования (реакция его на ситуацию обследования, его активность, интерес, степень расторможенности, напряженности, страхи, тревогу).

7. Чередовать методики (изучение памяти следует за анализом мышления, а изучение восприятия - за исследованием воображения. Начинать с рисуночных тестов. Методики на изучение личности давать в конце, когда установлен полный контакт с ребенком.

8. Проводить количественную и качественную обработку, сопоставляя данные, полученные по разным методикам.

9. Интерпретация результатов может быть сделана только на основе всей диагностики.

Разработка диагностических карт и проведение обследования среди детей младшей и старшей группы


  • 1. Выявление особенностей развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет.

  • Всего обследовано 20 детей. Диагностика проводилась с целью исследования познавательных процессов детей, определения группы детей с уровнем развития ниже среднего для оказания им своевременной психолого-педагогической помощи, составления рекомендаций педагогам и родителям по развитию детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

  • 1.1. В возрастной группе 3-4 года обследовано 24 ребенка.

Используемые методики: комплект методик Павловой Н.Н., Руденко Л.Г.:

«Коробка форм» (оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве);

«Матрешка 3 - составная» (выявление понимания ребенком инструкции, сформированное понятие величины; оценка уровня развития наглядно- действенного мышления);


«Разрезные картинки 2- 3 - составные» (оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом);

«Цветные кубики» (оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции);

«Парные картинки» (оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти);

«Угадай, чего не стало?» (оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания).

Результаты обследования:


Уровень готовности

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Высокий

19

79

Средний

5

21

Низкий

0





Таким образом, все обследованные дети имеют соответствующий возрасту уровень развития.

  • 1.2. В возрастной группе 4-5 лет обследовано 36 детей.

Используемые методики: диагностический комплект Павловой Н.Н., Руденко Л.Г.:

«Коробка форм» (оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений), «Покажи и назови» ( выявление общей осведомленности ребенка) ,

«Матрешка 4-составная» (выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса);

«Разрезные картинки 4-составные» (выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу);

«8 предметов» (исследование объема образной памяти);

«Лабиринты» (оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия);

«Найди такую же картинку» (выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия);

«Найди домик для картинки» (выявление уровня развития наглядно-образного мышле­ния, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова);

«На что это похоже?» (выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления).



Уровень психического развития

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Высокий

11

30

Средний

14

40

Низкий

11

30


Из таблицы видно, что 70% исследуемых детей имеют соответствующий возрасту уровень психического развития. 11 детей (30%) нуждаются в специально организованных занятиях по развитию познавательной сферы. Дети взяты на контроль с целью формирования коррекционной группы на 2021 уч.год. Воспитателям и специалистам были даны рекомендации по развитию познавательных процессов у детей с уровнем психического развития ниже среднего.

1.3. В возрастной группе 5-6 лет обследовано 60 детей.

Используемые методики:

«Разрезные картинки» (диагностика зрительного синтеза, пространственной ориентации);

«Перечеркнутые изображения» (диагностика восприятия, внимания); «10 картинок» (диагностика зрительной памяти);

«4-лишний», «Сравни предметы», «Аналогии», «Сочини рассказ по картинке» (диагностика мышления);

«Пройди по дорожке» (сформированность мелкой моторики).

В результате проведенного психодиагностического обследования дети по уровню развития познавательных способностей были разделены на 5 групп.

Уровень развития

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Высокий

13

22

Выше среднего

7

12

Средний

23

38

Ниже среднего

6

10

Низкий

11

18



Таким образом, 43 ребенка (72%) имеет соответствующий возрасту уровень развития. 17 детей (28%) имеют уровень развития ниже средневозрастных показателей.

  • Дети, уровень развития которых ниже среднего уровня были рассмотрены направлены на консилиум детского сада.

  • 2.Диагностика готовности к обучению в школе детей 6-7 лет.

Диагностику прошли 56 детей (индивидуальная и групповая).

Используемые методики: тест Керна-Йирасека (диагностика уровня развития моторики, произвольности);