Файл: Ознакомление с индивидуальным планом производственной практики 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Фигуры Попельрейтора», «Перечеркнутые изображения» (диагностика восприятия, внимания);

«10 слов Лурия», «10 картинок» (диагностика памяти);

«4-лишний», «Сравни предметы», «Последовательные картинки», «Закономерности» (диагностика мышления), «Ориентационный тест школьной зрелости» (диагностика осведомленности), диагностические вопросы, выявляющие уровень сформированности школьной мотивации.

Оно показало, что:

Уровень готовности

Количество детей

Процентное соотношение (%)

Высокий

9

16

Выше среднего

5

9

Средний

28

50

Ниже среднего

10

18

Низкий

4

7


Из таблицы видно, что 42 дошкольника (75%) готовы к обучению в школе.

14 детей (25%) нуждаются в специально организованных занятиях по подготовке к школьному обучению.

Дети с ниже среднего и низким уровнем готовности к обучению в школе рассматривались на ПМП консилиуме детского сада, для них были подобраны специальные формы и методы коррекционно-развивающей работы. Психологом проводились индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия, дополнительные индивидуальные занятия с адаптацией материала – воспитателями и специалистами.

3. Диагностика эмоциональных и личностных особенностей детей. Всего обследовано 58 детей.

Используемые методики: проективные методики «Дом. Дерево. Человек», «Лесенка», «Цветовой тест Люшера», наблюдение, анкетирование воспитателей.

Диагностировались такие особенности, как тревожность, агрессивность, самооценка, особенности саморегуляции, проблемы в общении. Показатель считался выявленным, если прослеживался в большинстве используемых методик и подтверждался наблюдением воспитателей и педагога-психолога.

Результаты проведенного исследования :

Уровень

выраженности

Тревожность

Агрессия

Проблемы в общении

Чувство неполноценности

Незащищенность

Высокий

21-36%

7-12%

9-16%

7-12%

5-8%

Средний

11-19%

9-16%

10-17%

2-3%

9-16%

Низкий

26- 45%

42-72%

39-67%

49-85%

44-76%





  • Дети с выраженными проблемами в эмоционально-личностном развитии: тревожностью, агрессивностью, проблемами в межличностном взаимодействии взяты под контроль психологом, воспитателями и специалистами.

Взаимодействие в работе психолга и педгога

Организовывались групповые консультации, составленные на основе диагностических исследований. Были рассмотрены возможности педагога в развитии познавательных процессов у детей коррекционных групп, коррекции поведения и негативных эмоционально-личностных особенностей.

Всего проведено 9 групповых консультаций.

Была проведена групповая консультация на тему «Трудные дети».

Проводились индивидуальные консультации по проблемам детей, выявленным как в результате психодиагностического обследования, так и в результате собственной деятельности педагогов. Всего проведено 54 консультаций. Анализируя проблематику обращения педагогов за психологической помощью, можно сказать, что частота обращений по поводу трудностей поведения, эмоционального благополучия чаще, чем по поводу обучения ребенка у педагогов.

Для воспитателей были подготовлены письменные рекомендации и буклеты: «Агрессивность», «Тревожность», «Гиперактивность».

Агрессивность

  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

  2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

  3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

  4. Снижение напряжения ситуации.

  5. Обсуждение проступка.

  6. Сохранение положительной репутации ребенка.

  7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Тревожность

  1. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям.

  2. Повышать самооценку тревожного ребенка

  3. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо

  4. Не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления.

  5. Осторожно и дозировано использовать критику

  6. По возможности объяснятьновый материал на знакомых примерах.

  7. Чаще обращаться к ребенку по имени.

  8. Хвалить ребенка даже за незначительный успех.

Гиперактивность

  1. Говорить сдержанно, спокойно, мягко, медленно.

  2. Избегать повторения слов «нет» и «нельзя»

  3. Не давать многословных инструкций, после 10-ти слов ребенок вас просто не услышит.

  4. Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

  5. Если дается ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком.

  6. Направлять энергию ребенка в полезное русло (вымыть доску, полить цветы).

  7. Давать задания в соответствии с возможностями ребенка.

  8. Предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения.

  9. Большие задания разбивать на последовательные части. контролируя каждое.

  10. Использовать на занятиях элементы игры и соревнования.

  11. В совместной деятельности учить ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.

  12. Создавать ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.

Взаимодействие в работе психолга и родителей


Полноценное развитие межличностных отношений как основы формирования толерантности у детей дошкольного возраста происходит в условиях одновременного влияния двух институтов - ДОУ и семьи. Мною были составлены рекомендации:

  1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: "Ты самый любимый", "Я тебя люблю любого", "Какое счастье, что ты у нас есть".

  2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам", "Ты очень многое можешь".

  3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

  4. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется салиться на корточки.

  5. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорически сказать слово "нельзя", попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.

  6. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

  7. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение.

  8. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами.

  9. Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.

  10. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя что-то беспокоит", " Я вижу, что тебя кто-то огорчил", " Расскажи мне, что с тобой".

  11. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему "спокойной ночи". Произносите слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.

  12. Старайтесь адекватно реагировать на поступки детей.



Заключение


Моя практика проходила в МБДОУ "Детский сад № 151" за время прохождения которой я познакомилась как с организацией работы ДОУ в целом, педагогическим коллективом, особенностями работы психолога.

Деятельность ДОУ направлена на гармоничное воспитание детей в тесном сотрудничестве с родителями. Коллектив дружный и сообща решает поставленные задачи и возникающие проблемы. В ходе практики я ознакомилась с направлениями работы ДОУ, видами планирования и контроля в ДОУ. Я участвовала в подготовке и проведении педагогического совета.

Педагог-психолог имеет большой опыт работы в ДОУ и высокий уровень профессионализма в решении поставленных задач. Анализируя деятельность педагога-психолога, я изучила: должностные и функциональные обязанности педагога-психолога; основные направления, методы и формы работы; планы работы; особенности ведения документации; различные диагностические методики, используемые в практике психолога ДОУ, в том числе по изучению психологической готовности детей к школе; особенности обработки и интерпретации результатов исследований, написанию к ним заключений. Кроме того, в течение всей практики принимала участие в плановой работе психолога, выполняла функции психолога по разным направлениям деятельности.

Во время прохождения практики я наблюдала за детьми прикрепленной группы, выявляла их проблемы. По результатам наблюдения был составлена психологическая характеристика на ребенка.

При проведении занятия, по необходимости, использовала индивидуальный подход к обучаемым, например, в виде ответов на возникшие у них вопросы, проговаривание наиболее сложного материала, адекватно оценивала детей и давала время подготовиться к вопросу, если возникли затруднения. Важным направлением деятельности психолога ДОУ являются проведение психологической диагностики готовности детей к школе. На основе изученных материалов, в процессе прохождения практики, мною приобретены практические навыки психологического тестирования. Так, в соответствии с планом практики я самостоятельно провела индивидуальную диагностику психологической готовности детей подготовительной группы к школе.

В ходе практики мне оказывала помощь психолог ДОУ как советами, так и с подбором материала для практических занятий, а также помогала мне с составлением диагностических результатов и составлении характеристик на детей.


Таким образом, при прохождении производственной практики я сформировала представление о своей будущей профессиональной деятельности, специальности. Научилась правильно ставить цель исследования, выдвигать гипотезу, правильно подбирать экспериментальный материал; сопоставлять и обобщать результаты исследований, правильно обрабатывать полученные данные.

В то же время, в ходе практики я столкнулась и с проблемами. Так, сначала мне не хватало опыта, я боялась, что дети плохо пойдут на контакт и т.п., но с каждым днем я чувствовала себя все увереннее. Например, если сама процедура проведения психодиагностики и обработка показателей, как правило не представляют особой сложности, т.к. все необходимые сведения можно найти в руководстве, которое имеет каждая психодиагностическая методика. Но были трудности, которые связаны с анализом и интерпретацией результатов, так как они обеспечиваются широкими знаниями смежных областей психологии.

В целом у меня остались очень хорошие впечатления о практике. Практика дает очень много знаний, нужно только правильно настроиться и серьезно отнестись к своей работе.