Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНПРОСВЯЩЕНИЯ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра теории и методики начального образования
Э.Н. Успенский: сказки для детей
Реферат
по дисциплине «Детская литература»
Выполнила:
Марьянина Дарья Дмитриевна
(гр. ПБSZ – 11), заочная форма обучения
________________________________
Преподаватель:
Бардакова В.В.
________________________________
Волгоград
2022
Содержание
Ведение…………………………………………………………………3
1.Биография Эдуарда Николаевича Успенского…………………….3
2.Творчество автора……………………………………………………4
3.Дядя Федор и другие…………………………………………………7
4.Как появился Чебурашка……………………………………………8
Заключение…………………………………………………………….11
Список литературы……………………………………………………12
Введение
Эдуард Николаевич Успенский - гениальный человек. Талантливый писатель выдумал дивных и забавных героев, на каких воспитывается уже не одно поколение. «Папа» крокодила Гены и Чебурашки представляется обожаемым писателем детворы во всем мире: действительно, все книжки Эдуарда Успенского переведены на разные языки.
-
Биография Эдуарда Николаевича Успенского
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в Московской области. Закончив школу, Успенский зачислился в Московский авиационный институт. Уже в студенческие годы начинает заниматься писательским творчеством, печатается с 1960. Свой творческий путь начинал как юморист, сочинил и выпустил немного юмористических книг. По собственному признанию, в детскую литературу попал случайно. Его детские стихотворения начали печатать, как юмористические, в "Литературной газете", они звучали в радиопередаче "С добрым утром!
Широкое признание Эдуард Николаевич получил как автор детских книжек: "Крокодил Гена и его друзья" (1966), "Вниз по волшебной реке" (1972) и др. Огромную популярность приобретают его пьесы "Чебурашка и его друзья" (1970); "Отпуск крокодила Гены" (1974) и др. Образы выдуманных им Чебурашки, крокодила Гены и других героев обожают ребята нескольких поколений. В 1976 вышел сборник стихов "Все в порядке". В 1980-1990-х публикует серию замечательных детских книжек: "Каникулы в Простоквашино", "Дядя Федор, пес и кот", "Колобок идет по следу", "Разноцветная семейка", "Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)" и другие.
Эдуард Успенский выступал как автор сценариев мультипликационных фильмов, которые любимы не одним поколением зрителей. Его герои поживают в мультфильмах вот уже несколько десятилетий.
Не меньший успех выпал и на долю похождений друзей из Простоквашино - Дяди Федора, Шарика, кота Матроскина. И они также обрели свое экранное воплощение. Кроме того, Эдуард Успенский писал для известной детской передачи "Радионяня", для телепередачи "АБВГДейка", "В нашу гавань заходили корабли".
Творения писателя переведены более чем на 25 языков. В последние годы в созданном им издательстве "Самовар" печатаются его новые книги.
-
Творчество автора.
Дать жизнь современной сказке сможет и весёлая инженерная мысль.
Не примиряет ли она так называемых физиков с так называемыми лириками?
Гномы нынешнего дня - гарантийные человечки из одноимённой повести-сказки Эдуарда успенского. Кажется, что только её следует поставить во главу угла получившихся сказочных вымыслов данного писателя. Инженера по образованию.
Крошечные герои появляются как необходимое достояние устройств обыкновенной современной квартиры. Они разумно мыслят и владеют техникой. Доброта и разум обеспечивают им конечную победу, они остроумные, изобретательные и находчивые. Чем-то напоминают друзей Незнайки, выдуманных Н. Носовым. Схожесть мотивов не понижает уникальности сюжета сказки Эдуарда Николаевича, так как он построен на другой основе.
Детская игра постоянно остается сутью сказок Успенского. Игра, где все возможно: и "неизвестно кто" - Чебурашка; и кот, который научился говорить как человек, да ещё и бывший мореход, в тельняшке; и старейший часовой мастер - гарантийный человечек Иван Иванович Буре.
Так же нужно и воспринимать и сказочные нравы Эдуарда Успенского. В сказке "Дядя Федор, пес и кот" (1974) появляется почтальон Печкин, персонаж, как детский образец бюрократизма.
Впрочем, в конце повествования Печкин, обретя подарок, моментально переродился. Он стал добрым и полюбил животных. Неподходящая по обыкновенным художественным аспектам такая перековка бюрократа закономерна по законам игры. Нельзя не заметить тут схожести с популярной Чуковской истории о злодее Бармалее, который, побывав в брюхе Крокодила, преображается в добрейшего и чадолюбивого человека.
Анекдот. Данный жанр также сгодился сказкам Успенского. Анекдотична введенная в повесть о друзьях крокодила история мальчишки, какой отыскивает для себя достойного друга, такого же лентяя и неряху - как он. Когда подходящая кандидатура найдена, выясняется, что это - он сам! Также узнаваемым анекдотом воспользовался Успенский, изобразив диалог почтальона с дрессированным галчонком Хватайкой. Разговор, когда в последний момент находчивый и остроумный галчонок и вымотанный почтальон поменялись ролями.
Немало нежданный частей включают в себя сказки Эдуарда Николаевича. Кроме обширно употребленного в них инженерного смысла, здесь обретают местечко и самые жизненные вопросы. По-другому сказать, "оживленная" литература в том виде, в каком она может быть преподнесена детскому сознанию.
Забавно и по-детски описана фигура начальника, от какого зависит выпуск кирпичей для стройки товарищам крокодила и Чебурашки. У начальника правило: все делать наполовину. "Если я, - объясняет он, - все буду делать до конца и всем все разрешать, то про меня скажут, что я слишком добрый и каждый у меня делает что хочет, А если я ничего не буду делать и никому ничего не разрешать, то про меня скажут, что я бездельник и всем только мешаю. А так про меня никто ничего плохого не скажет".
И, в абсолютном согласовании со своей системой, наш герой позволяет предоставить друзьям половину необходимого и для транспортировки - половину машины. А когда понял, что половина машины не поедет, он подает машину на половину дороги.
Здорово вступает в русло детской сказки и довольно "взрослый" по смыслу случай с корреспондентом, который готовит репортаж о стройке друзей. Записанные журналистом цифры показались ему скучными, и он "слегка подправил" их, приумножив все данные в десять раз.
"- Врунишка он! - негодующе характеризует его мальчишка-двоечник. - Мы с такими встречались!
Правда и честность. Вот чего хотят персонажи сказки, вот что нужно нам и детям.
Все начинается с детства. И если современная сказка наглядно раскрывает детям - пусть в форме шуточной, условной - бессмысленность и дикость войны
, то это никак нельзя считать профанацией самой большой проблемы наших дней.
Когда же двигателем содержания делается настоящий ребенок, превосходство его характера в сказочном повествовании Успенского приобретает неподражаемую ясность.
Активный самостоятельный ребенок - дядя Федор, состязающийся в находках и вымыслах с осмысленным котом Матроскиным, Девочка Галя, играющая внушительную роль в благороднейшем плане крокодила и Чебурашки - передружить всех, страдающих от одиночества. пытливая Таня, твердо пытающаяся отгадать загадку гарантийных человечков, - девочка, чей характер как бы раздваивается: одна половинка - добрая и деликатная, другая - озорная и неуемная.
Ни один из этих образов не мог бы появиться без пристальных любовных наблюдений над настоящими детьми, не мог бы вызвать заинтересованности маленьких читателей. Стремление малыша к самостоятельности, намеренное его не только воспринимать потребные истины, но и вносить в них свое, детское, своеобразие; не только и не столько поддаваться общепринятому, но и находить подопечных для каких сам он, ребенок, заделывался бы авторитетом, - все это приводит маленького читателя в многоцветное общество крокодила Гены и Чебурашки, пса Шарика и кота Матроскина, гарантийных человечков и самоуверенных лейтенантов мышиной кавалерии Мышкина и Подмышкина.
Очень занимательно сказывается это положение в повести Успенского "Меховой интернат, или Девочка-учительница" (1984).
Говоря об этой своей книге, он заметил:
"В моей новой книге добры все. Если постоянно говорить детям о негативных сторонах жизни, им покажется, что мир вообще странный, плохой. А я хочу подарить им ощущение веселого и хорошего мира!
Ребятам необходима доброта..."
Нет, не побуждают ребенка сказки Успенского смотреть на мир сквозь розовые очки. Они побуждают устремлять все доступное им в русло доброты.
В сказочном телевизионном мультфильме по сценарию Успенского "Следствие ведут Колобки" герой работает на детской площадке, где располагается НПДД - неотложный пункт добрых дел...
Спешите делать добро! Здесь призыв обращен и к детям.
И за веселую, занимательную, изобретательную художественную пропаганду деятельного добра мы можем условно простить Успенскому некоторые приметные излишества в его сказочном повествовании. Первую очередь те, где он бессознательно утрачивает свойственное ему чувство интересов ребенка. Излишества эти, как ни странно, полярно противоположны. С одной стороны, это сатирические тирады, относящиеся скорее воспитания взрослых, чем детей; с другой стороны - популярная несдержанность в шутках, плетущихся, что называется, в хвосте детства.
Одолеть данные погрешности - а на них не раз указывали Успенскому его редакторы - писателю необходимо. Во имя интересов ребят, для которых он работает.
-
Дядя Федор и другие
Эдуард Успенский и представить не мог, что слава о нем, как о детском писателе будет мировой!
В 1960-70 годах вышли книги «Вниз по волшебной реке» и «Крокодил Гена и его друзья». Вместе с Романом Качановым автор создал пьесы «Чебурашка и его друзья», «Наследство Бахрама», «Отпуск крокодила Гены». Сначала «Крокодила Гену» запретили. Редакторам не понравилось, что крокодил пытался отыскать друзей по объявлению. Настаивали, что в СССР друзей ищут в трудовом коллективе. Чебурашку обвинили в отсутствии чего-то пионерского.
Вскоре мир узнал о Дяде Федоре: в 1974 году издалась книга Успенского о маленьком мальчике, который дружил с Шариком и Матроскиным. Мультфильмы, снятые по мотивам данной книги, по сей день являются достоянием отечественной мультипликации. Несмотря на то, что имя Успенского стало известно всем, бывало, что автору не хватало средств на необходимый минимум. Зная положение писателя, издательства отказывались брать книги в работу.
Причем, эти интересные мультфильмы, заполненные прекрасными высказываниями, обожают как дети, так и взрослые. Кстати, изначально в роли Дяди Федора был лесник, который жил вместе с котом и собакой. По совету детского писателя Бориса Заходера Успенский переписал всю книгу. По итогу образ мальчика вышел «немного взрослый» и самостоятельный.
Прототип Матроскина – Анатолий Тараскин, приятель Успенского из киножурнала «Фитиль». Писатель известил ему, что кот будет во всем схож с Тараскиным: умный, трудолюбивый, хозяйственный. Только позже фамилию кота Тараскин поменяли на Матроскин. Знал бы он тогда, что Матроскин будет таким известным героем! Анимационный кот из Простоквашино стал брендом этикеток молочных продуктов.
В 1980-90 годах читатели получили «порцию удовольствия» от Успенского в виде новых книг. «Каникулы в Простоквашино», «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка» мигом стали популярными среди поклонников творчества Эдуарда Николаевича. В 1994 году Успенский все-таки проявил свои инженерские способности, написав занимательный учебник по радиотехнике – «Лекции профессора Чайникова».
4. Как появился Чебурашка
Вот как об этом повествует автор: «У Чебурашки не было прототипа. История его появления состоит как бы из двух этапов. Однажды мне предложили написать сценарий к документальному фильму про Одесский порт. Я смотрел отснятые материалы, вдруг мое внимание привлек следующий эпизод: на экране показывали склад, куда привезли тропические фрукты, и на одной из банановых связок испуганно притаился хамелеончик. Сцена эта запомнилась. сложился, когда я увидел на улице маленькую девочку в шубе, купленную ей явно на вырост. двигалась неуклюже и все время шлепалась на землю.