Файл: История создания органов дознания в системе гпн фпс мчс россии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 625
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Материал на самостоятельную подготовку
Журнал «Теория и практика современной науки» №8 (50) 2019 г.
АВТОРЫ: Антропова М.А., к.ю.н. преподаватель кафедра ПБ ОЗ Дорохова О.В. старший преподаватель кафедра ГН и У в ЧС Воронежский институт ГПС МЧС России – филиал Ивановской пожарно-спасательной академии МЧС России
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ ГПН ФПС МЧС РОССИИ
В связи с тем, что пожары в конце XIX - начале XX века были серьезным бедствием и наносили огромный ущерб, были разработаны отдельные правила организации пожарного дела. О системе правового обеспечения пожарной безопасности (и надзорной деятельности) можно говорить только с приходом к власти Советов после революции 1917 г. 17 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров издал декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Для борьбы с пожарами был созданцентральный орган пожарной охраны – Пожарный совет РСФСР, в задачи которого входили объединение, направление и развитие мероприятий по борьбе с огнем. Постановления, изданные Пожарным Советом, были обязательны для исполнения всеми правительственными, общественными и частными учреждениями и организациями. Именно с этого времени отмечалась необходимость проведения противопожарных мероприятий, профилактической работы. В декрете также указывалось на необходимость создания в стране учебных заведений, которые должны обеспечивать подготовку специалистов в области пожарной безопасности. С 1918 г. был узаконен государственный контроль по выполнению организациями мер пожарной безопасности, что послужило основой создания Государственного пожарного надзора. Первая пожарно-профилактическая акция широкого масштаба в стране была проведена в 1921 г. – специальными комиссиями, в состав которых вошли и пожарные, были обследованы все общественные здания, промышленные объекты и склады. Первая всероссийская пожарная конференция состоялась в марте 1923 г. в Москве, на которой особое внимание обращалось на улучшение профилактических мероприятий на промышленных объектах, транспорте, в сельской местности. И сегодня основой предупреждения пожаров является организация обеспечения пожарной безопасности. История органов ГПН начинается в первой половине прошлого века. В сложной общественно-политической и экономической ситуации требовалось принятие неотложных мер по улучшению состояния пожарной охраны. 12 июля 1920 г. СНК принял Постановление «О сосредоточении пожарного дела в НКВД», в соответствии с которым в составе Главного управления коммунального хозяйства НКВД был создан Центральный пожарный отдел (ЦПО). В центре и на местах эти органы руководили борьбой с пожарами, осуществляли функции Госпожнадзора и т.п. Для предупреждения массового возникновения пожаров и организации борьбы с ними 23 апреля 1921 г. было принято Постановление Совета труда и обороны «О мерах борьбы с пожарами».
Таким образом, в начале 20-х годов XX в. начинает формироваться нормативно-правовая основа взаимодействия между органами пожарной охраны и РКМ, а в 30-е годы она приобретает более конкретные формы. 4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров утверждает новое «Положение о противовоздушной обороне Союза ССР», согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны СССР, 28 августа 1939 года - Совет Народных Комиссаров СССР принимает постановление «Об организации населения для защиты от воздушного нападения на СССР», сыгравшее важную роль в деле совершенствования МПВО.
В целях сосредоточения усилий наркомата обороны по организации вооруженной защиты государства, а также, учитывая местный (территориальный) характер мероприятий местной противовоздушной обороны (МПВО), ЦК ВКБ (б) и СНК СССР, 7 октября 1940 года было принято решение о передаче МПВО в ведение Народного Комиссариата внутренних дел.
С 1960 г. по 1992 г. уголовно-процессуальная деятельность по делам о пожарах осуществлялось органами пожарной охраны крайне редко. И, как правило, ограничивалась предварительной проверкой сообщений по пожарам, с последующей передачей материалов, без возбуждения уголовного дела в ОВД. Этому в значительной степени способствовали: требования нормативных актов МВД об информировании по пожарам и незамедлительной передачи материалов без возбуждения уголовного дела в следственные органы, «осторожность» начальников органов пожарной охраны в осуществлении уголовно-процессуальных функций, а также слабая правовая подготовленность сотрудников государственного пожарного надзора. С 1992 г. начался период последовательного расширения компетенции органов пожарной охраны в уголовном процессе.
В январе 2002 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Указ Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 года № 1309).
С 2002 года ГПС МВД РФ преобразована в ГПС МЧС РФ. В 2010 году произведено преобразование органов государственного пожарного надзора (ОГПН) в органы надзорной деятельности (ОНД), в которых в настоящее время также продолжают действовать органы дознания и накапливать опыт уголовно-процессуальной деятельности.
На органы дознания ГПН ФПС МЧС России возложена особая роль в системе предварительного расследования. В процессе осуществления процессуальной деятельности они выполняют такие правоохранительные функции как обеспечение общественной безопасности, охрана материальных ценностей, жизни и здоровья населения, охрана имущественных интересов. Органы дознания ГПН ФПС МЧС России осуществляют производство предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168 УК РФ «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности», ч. 1 ст. 219 УК РФ «Нарушение требований пожарной безопасности», ч.1 и ч. 2 ст. 261 УК РФ «Уничтожение или повреждение лесных насаждений». Данные преступления связаны с неосторожным обращение с огнем, а также с умышленным нарушением требований пожарной безопасности.
Таким образом, сегодня органы дознания ГПН ФПС укомплектованы современным портативным оборудованием, позволяющим проводить необходимые действия на месте пожара, с учетом уже созданных и создаваемых необходимых условий для комфортной и качественной работы органов дознания ГПН ФПС увеличивается эффективность работы этих органов. Постепенно улучшается качество проведения дознания по делам о пожарах, увеличивается количество уголовных дел, доведенных дознавателями ГПН ФПС до суда.
Использованные источники:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ (по состоянию на 01 июня 2019 г.).
2. Лукичев Б.А. Уголовно-процессуальная деятельность органов государственного пожарного надзора и пути ее совершенствования [Текст]: монография / Б.А. Лукичев. – Екатеринбург, 2007. – 263 с.