Файл: Семинар 3. Физическая культура в средние века и эпоху возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Семинар №3. Физическая культура в средние века и эпоху возрождения




  1. Дайте характеристику физической культуры в средние века и ее отличий от физической культуры рабовладельческого общества.

Ответ- Развитие физической культуры в средние века необходимо рассматривать в соответствии с особенностями феодального строя. К ним относят следующее.

1. Основой новых государственных образований являлось натуральное хозяйство.

2. Феодальное общество делилось на два основных класса – феодалов и крестьян, ремесленников-горожан.

3. Господствующими сословиями при феодализме являлись светские феодалы (рыцари) и духовенство.

4. В этот период в жизни общества огромную роль играла католическая церковь. Она занимала ведущее положение в области воспитания и образования.

2. Заполните таблицу сравнительной характеристики физического воспитания народных масс и господствующего класса.

Особенности физического воспитания народных масс

Особенности физического воспитания господствующего класса

физическое воспитание народных масс носило стихийный характер и сводилось к выполнению трудовых операций, к народным и подвижным играм, бегу, борьбе, прыжкам и другим простейшим видам физических упражнений.
В XI - XIV вв. в средневековой Европе происходит рост городов и ремёсел. В целях защиты от феодалов в городах, особенно в Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии, появляются фехтовальные и стрелковые «братства».
В период позднего феодализма (XV- XVIIвв.) происходит укрепление городской буржуазии. Стрелковые и фехтовальные братства превращаются в аристократические клубы
В то же время народные массы были задавлены нуждой и не имели возможности целенаправленно заниматься физическими упражнениями.

Феодальное общество было более прогрессивным по сравнению с рабовладельческим обществом, поскольку крепостной крестьянин или ремесленник имели свои орудия труда, могли присваивать себе излишки результатов труда.



3. Определите взаимосвязь между целями, содержанием и организацией физического воспитания фео
далов-рыцарей

цели физического воспитания феодалов-рыцарей

содержание физического воспитания феодалов-рыцарей

организация физического воспитания феодалов-рыцарей

Военно-физическая подготовка рыцарей носила выраженный классовый характер. Смысл жизни рыцаря состоял в служении своему господину (сюзерену), в занятии военным делом и ведении праздного образа жизни. Много времени рыцари проводили в походах, в подавлении народных восстаний. Все воспитание рыцарей сводилось к овладению семью «рыцарскими доблестями»: верности церкви, своему сюзерену, личной храбрости, соблюдению правил поединков, святости данного слова, великодушию по отношению к побежденным и более слабым, благородному отношению к аристократическим дамам.

Система физического воспитания рыцарей включала прохождение им определенных периодов подготовки. До 7 лет будущий рыцарь воспитывался в доме своего отца, который обучал его главному боевому искусству – верховой езде. Для этого во дворе дома строился деревянный макет крупа лошади (как прообраза будущего гимнастического снаряда «конь»), на котором и отрабатывались премудрости верховой езды. После достижения 7-летнего возраста, отец отдавал своего сына в дом сюзерена. С  7 до 14 лет будущий рыцарь выполнял роль пажа при даме знатного феодала, учился светским манерам. В 14 лет он становился оруженосцем при рыцаре, который обучал его воинскому искусству, семи основным умениям: верховой езде, преодолению водных препятствий, охоте, стрельбе из лука, владению приемами боя, развлекательным, хорошим манерам и танцам. В 21 год юного феодала посвящали в рыцари и он мог с гордостью произнести рыцарский девиз: «жизнь королю, сердце даме, честь себе».

Основной формой военно-физической подготовки рыцарей были турниры (бухурды, жут, тьост) – парные и групповые, а также игры: военные, спортивные, подвижные. Среди видов спорта рыцарей наиболее популярными были следующие: фехтование, верховая езда, борьба, метание (молота, копья), стрельба из лука, охота.

4. Заполните таблицу сравнительной характеристики физического воспитания у народов Азии, Америки и Африки.

физическое воспитание у народов Азии

физическое воспитание у народов Америки

физическое воспитание у народов Африки

физическое воспитание отличалось своеобразием социально-экономического уклада, культурных традиций и обычаев. Феодальные отношения здесь развивались медленнее, чем в Европе, а древние обычаи сохранялись прочнее.

В Америке XII – XV вв. существовали развитые индейские государства инков, ацтеков, майя, которые имели государственные и семейные формы физического воспитания. В существовавших школах молодежь обучали  стрельбе из лука, метанию пращи, борьбе (карате), владению мечом и шитом. У правителей инков и ацтеков были бегуны-курьеры на длинные дистанции. Среди бедных слоев были популярны межплеменные игры, священные церемонии, атлетические состязания. Вторжение колонизаторов уничтожило культуру индейских народов, затормозив на столетия развитие физической культуры в данном регионе мира.

Отличие африканской физической культуры от других регионов заключалось в том, что  воспитание детей осуществлялось в семье, домах охотников и вождей племен. Среди африканских племен были распространены соревновательные формы физического воспитания: метание палки в цель, лазание по столбу на результат, ритуальные пляски, акробатические упражнения под звуки тамтама, состязания в силе, быстроте, ловкости, храбрости.


5. Проанализируйте точку зрения гуманистов на физическое воспитание человека.

Общее во взглядах гуманистов

1.    Человек познаваем. Необходимо изучать и учитывать в процессе физического воспитания его анатомо-физиологические, психологические особенности.

2.    Игровой метод – ведущий в физическом воспитании.

3.    Возвращение к идеалу гармонично развитого человека. Возвращение античного опыта физического воспитания.

4.    Физическому воспитанию способствуют естественные силы природы.

5.    Существует неразрывная связь и взаимообусловленность духовного и физического воспитания.

6.    Учёт возрастных особенностей в процессе физического воспитания.