Файл: Семинар 3. Физическая культура в средние века и эпоху возрождения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семинар №3. Физическая культура в средние века и эпоху возрождения
-
Дайте характеристику физической культуры в средние века и ее отличий от физической культуры рабовладельческого общества.
Ответ- Развитие физической культуры в средние века необходимо рассматривать в соответствии с особенностями феодального строя. К ним относят следующее.
1. Основой новых государственных образований являлось натуральное хозяйство.
2. Феодальное общество делилось на два основных класса – феодалов и крестьян, ремесленников-горожан.
3. Господствующими сословиями при феодализме являлись светские феодалы (рыцари) и духовенство.
4. В этот период в жизни общества огромную роль играла католическая церковь. Она занимала ведущее положение в области воспитания и образования.
2. Заполните таблицу сравнительной характеристики физического воспитания народных масс и господствующего класса.
Особенности физического воспитания народных масс | Особенности физического воспитания господствующего класса |
физическое воспитание народных масс носило стихийный характер и сводилось к выполнению трудовых операций, к народным и подвижным играм, бегу, борьбе, прыжкам и другим простейшим видам физических упражнений. В XI - XIV вв. в средневековой Европе происходит рост городов и ремёсел. В целях защиты от феодалов в городах, особенно в Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии, появляются фехтовальные и стрелковые «братства». В период позднего феодализма (XV- XVIIвв.) происходит укрепление городской буржуазии. Стрелковые и фехтовальные братства превращаются в аристократические клубы В то же время народные массы были задавлены нуждой и не имели возможности целенаправленно заниматься физическими упражнениями. | Феодальное общество было более прогрессивным по сравнению с рабовладельческим обществом, поскольку крепостной крестьянин или ремесленник имели свои орудия труда, могли присваивать себе излишки результатов труда. |
3. Определите взаимосвязь между целями, содержанием и организацией физического воспитания фео
далов-рыцарей
цели физического воспитания феодалов-рыцарей | содержание физического воспитания феодалов-рыцарей | организация физического воспитания феодалов-рыцарей |
Военно-физическая подготовка рыцарей носила выраженный классовый характер. Смысл жизни рыцаря состоял в служении своему господину (сюзерену), в занятии военным делом и ведении праздного образа жизни. Много времени рыцари проводили в походах, в подавлении народных восстаний. Все воспитание рыцарей сводилось к овладению семью «рыцарскими доблестями»: верности церкви, своему сюзерену, личной храбрости, соблюдению правил поединков, святости данного слова, великодушию по отношению к побежденным и более слабым, благородному отношению к аристократическим дамам. | Система физического воспитания рыцарей включала прохождение им определенных периодов подготовки. До 7 лет будущий рыцарь воспитывался в доме своего отца, который обучал его главному боевому искусству – верховой езде. Для этого во дворе дома строился деревянный макет крупа лошади (как прообраза будущего гимнастического снаряда «конь»), на котором и отрабатывались премудрости верховой езды. После достижения 7-летнего возраста, отец отдавал своего сына в дом сюзерена. С 7 до 14 лет будущий рыцарь выполнял роль пажа при даме знатного феодала, учился светским манерам. В 14 лет он становился оруженосцем при рыцаре, который обучал его воинскому искусству, семи основным умениям: верховой езде, преодолению водных препятствий, охоте, стрельбе из лука, владению приемами боя, развлекательным, хорошим манерам и танцам. В 21 год юного феодала посвящали в рыцари и он мог с гордостью произнести рыцарский девиз: «жизнь королю, сердце даме, честь себе». | Основной формой военно-физической подготовки рыцарей были турниры (бухурды, жут, тьост) – парные и групповые, а также игры: военные, спортивные, подвижные. Среди видов спорта рыцарей наиболее популярными были следующие: фехтование, верховая езда, борьба, метание (молота, копья), стрельба из лука, охота. |
4. Заполните таблицу сравнительной характеристики физического воспитания у народов Азии, Америки и Африки.
физическое воспитание у народов Азии | физическое воспитание у народов Америки | физическое воспитание у народов Африки |
физическое воспитание отличалось своеобразием социально-экономического уклада, культурных традиций и обычаев. Феодальные отношения здесь развивались медленнее, чем в Европе, а древние обычаи сохранялись прочнее. | В Америке XII – XV вв. существовали развитые индейские государства инков, ацтеков, майя, которые имели государственные и семейные формы физического воспитания. В существовавших школах молодежь обучали стрельбе из лука, метанию пращи, борьбе (карате), владению мечом и шитом. У правителей инков и ацтеков были бегуны-курьеры на длинные дистанции. Среди бедных слоев были популярны межплеменные игры, священные церемонии, атлетические состязания. Вторжение колонизаторов уничтожило культуру индейских народов, затормозив на столетия развитие физической культуры в данном регионе мира. | Отличие африканской физической культуры от других регионов заключалось в том, что воспитание детей осуществлялось в семье, домах охотников и вождей племен. Среди африканских племен были распространены соревновательные формы физического воспитания: метание палки в цель, лазание по столбу на результат, ритуальные пляски, акробатические упражнения под звуки тамтама, состязания в силе, быстроте, ловкости, храбрости. |
5. Проанализируйте точку зрения гуманистов на физическое воспитание человека.
Общее во взглядах гуманистов
1. Человек познаваем. Необходимо изучать и учитывать в процессе физического воспитания его анатомо-физиологические, психологические особенности.
2. Игровой метод – ведущий в физическом воспитании.
3. Возвращение к идеалу гармонично развитого человека. Возвращение античного опыта физического воспитания.
4. Физическому воспитанию способствуют естественные силы природы.
5. Существует неразрывная связь и взаимообусловленность духовного и физического воспитания.
6. Учёт возрастных особенностей в процессе физического воспитания.