Файл: Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и во внеклассной работе с использованием икт по теме Великая Отечественная война.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Улитина Елена Владимировна, учитель истории МБОУ СШ №3 города Няндома Архангельской области
Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и во внеклассной работе с использованием ИКТ по теме «Великая Отечественная война»
« …едва есть ли высшее наслаждение, как наслаждение творить»
Н.В. Гоголь
Психологи различают два типа мышления:
- конвергентное (закрытое, нетворческое);
- дивергентное ( открытое, творческое ). Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия…
На самом же деле каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное мышление «затухает». Подавляющее число старшеклассников конформны, боятся самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разжеванной и разложенной строго «по полочкам» информации. Неопределенность условия и вариативность решения творческой проблемы их пугает. Причин, почему это происходит можно выделить несколько. Например, традиционная система образования больше внимания уделяет объяснению учителем готового материала своим ученикам. Учащиеся не решаются заниматься творчеством в виду большой загруженности (школьные задания, кружки, спортивные секции) и отсутствием свободного времени. Отсутствия навыков и умений, которые необходимо применять в творческом процессе и другие причины.
Надо ли развивать творческие способности учащихся? Конечно надо! Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше, требует от человека не шаблонных
, привычных действий, освященных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Подвижности требует и современное производство, где постоянно появляются новые профессии и на убыль идут те, где нужен тяжелый, однообразный, исполнительный труд. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
В своей практике я стараюсь развивать творческие способности ребят на уроках, во внеклассной деятельности, в исследовательской работе по предмету и на элективных курсах.
На уроках, особенно в пятых и шестых классах, я использую такой прием – опережающее домашнее задание. За две недели до назначенного урока класс делится на группы по интересам, получает тему и разрабатывает «урок» в различной форме. Например, урок – игра «Исторические новости», «Путешествие в Средневековье», «Вокруг света» и т.п. Или урок – лекция (Например, «Ислам – самая молодая мировая религия», «Рим во времена Нерона», «Каролингское возрождение», «Жизнь и быт феодалов» и т.д.) Заранее обговариваются все требования к уроку (доступно, грамотно в полном объеме раскрыть новый учебный материал своим одноклассникам, проверить, закрепить с ними полученные знания) и критерии оценочной деятельности (оригинальность замысла, участие всех членов группы, грамотная речь, ограниченность по времени, оформление) Одна и та же тема учащимися может быть представлена по-разному. Например, тема «Жизнь и быт феодалов» в 6А классе ребята представили в виде урока – игры «Путешествие в средневековье», где раскрыли новую тему через театрализованное действие, а закрепление изученного материала провели среди одноклассников в виде викторины. В 6В классе этот же урок проходил в форме телевизионных новостей «Вести истории». Ребята представили и «телерепортаж с мест событий», «интервью с рыцарем», «новинки моды», даже рекламную паузу они творчески переработали в стиле средневековья. Изученный материал был закреплен в виде игры «О, счастливчик!» Такие уроки – это открытие талантов, это возможность учителю посмотреть на ученика другими глазами, использовать «изюминки» самому учителю в последствии на своих уроках. Ученику подобные уроки дают возможность самому сконструировать урок и проявить свое творческое «я», побывать в «шкуре» учителя и посмотреть на себя, как на ученика, со стороны.
Наконец такие уроки зрелищны, активны со стороны ребят и стимулируют их к изучению не только школьного учебника, но и поиску дополнительного материала. Однако подобные уроки я провожу раз – два в год, потому, что они требуют очень много времени и подготовки.
Творческие способности ребят на уроках истории можно раскрыть с помощью домашнего задания. Например, подготовить сообщения, реферат об исторических личностях, сражениях или других исторических событиях. Даже само сообщение учащиеся могут подготовить с разной точки зрения и позиции. К примеру, рассказать о крестовых походах от имени одного из его участников или, наоборот, от имени жителя Палестины или Константинополя. Подобрать и оформить выставку на определенную историческую тему. Так в прошлом году учащиеся 7А класса оформили стенд в кабинете истории на тему: «Старинные русские меры». В этом учебном году учащиеся 7В класса оформили выставку на тему: «Северный русский народный костюм конца XIX – начала ХХ века». Учащиеся девятых классов готовят выставку материалов о Великой Отечественной войне.
Стараюсь, чтобы домашнее задание носило разноуровневый характер, где третий, продвинутый уровень, часто творческого характера.
В качестве творческого задания учащимся можно предложить написать сочинение по исторической тематике. Так в этом учебном году девятиклассники еще в начале третьей четверти получили задание написать сочинение на тему: «Великая Отечественная война в истории моей семьи». Лучшие работы будут использованы на уроках истории и обществознания, на классных часах. Возможно материал, представленный учащимися, может быть настолько интересен и богат, что можно будет его доработать и предложить ученику участвовать в районной научно-практической конференции школьников «Юность. Наука. Культура».
Развитию творческих способностей учащихся будет способствовать составление различных схем и опорных конспектов по изучаемому или пройденному уже материалу. Например, я предлагаю учащимся составить схему управления государством в разное время в разных странах, в которых учащиеся должны отразить форму государства, законодательные, исполнительные, судебные высшие органы власти и местные органы управления. Наиболее удачные варианты схем мы переносим с ребятами в тетрадь, а я в последствии использую на своих уроках в других классах. Для подготовки проверочных работ по предмету я прошу учащихся составить свой опорный конспект, который бы мог сжато и наиболее полно раскрыть изученный материал (на это можно выделить немного времени на уроке или дать в качестве творческого домашнего задания). С лучшими работами знакомится весь класс.
Ребятам, особенно учащимся 5-8-х классов нравятся такие творческие задания, как составить проверочную работу для одноклассников в виде тестовых заданий, кроссвордов, викторин, сочинений «двоечника», «поймай ошибку», игровых форм («Счастливый случай», «Хочу все знать», «О, счастливчик!», «Своя игра» и т. п. Бывает, что всех желающих не успеваю выслушать в отведенное им на уроке время, тогда использую помощь более сильных учащихся по истории, которые после уроков могут послушать своего одноклассника и ответить на его вопросы.
В младшем и среднем звене ребята любят рисовать, поэтому уместно использовать такое творческое задание как нарисовать рисунок или комиксы на тему урока. Во избежании большого объема домашнего задания для ребят, я стараюсь использовать межпредметные связи. Уже несколько лет подряд вместе с О.М. Смирновой, учителем рисования в нашей школе, мы поводим совместные уроки. Наиболее интересно прошли два урока «Куликовская битва в произведениях Ильи Глазунова» и «Средневековая торговля». Урок «Куликовская битва в произведениях Ильи Глазунова» начался с рассказа Ольги Михайловны об этом выдающемся русском художнике и серии его работ «Задонщина». Урок – «облака» можно еще так назвать этот урок, так как репродукция, которая является главным оформлением на доске – это «Поле Куликово», картина, где две трети полотна занимают облака: белые, серые, темные - грозные. Учитель спрашивает ребят: «Как вы думаете, о чем поведают нам эти облака сегодня на уроке?»…Затем я постепенно перехожу к изучению этой исторической темы, использую иллюстрации работ
И. Глазунова «Задонщина». Творческим заданием для ребят становится изобразить на альбомных листах, которые вырезаны в форме облаков, что же они «увидели и услышали» от своего «облака», о чем оно им «поведало» сегодня на уроке. Урок «Средневековая ярмарка» готовился заранее. Класс разделили на группы и определили тему («Развитие торговли в Европе», «Средневековый купец», «На ярмарке»), к которой учащиеся должны были составить комиксы и использовать их в качестве наглядного пособия при сообщении нового материала.
В старшем звене я использую более сложные творческие задания. Такие как написание рефератов, при написании которых учащиеся должны будут искать материал в дополнительной по истории литературе, на компьютерных дисках и в Интернете, исследовать материалы по краеведению. Например, изучив с учащимися 10-х классов тему «Петр Первый и его время», я предлагаю им темы для написания рефератов:
-Процесс «европеизации России»: достижения, проблемы, противоречия;
-«Революция сверху» в России: проблемы, споры, дискуссии;
-Раскол русской культуры: «Москва» и «Петербург»;
-Петр Великий – царь – реформатор: цена преобразований;
-Наш край в начале XVIII века.
При изучении исторических документов, в исследовательской , дискуссионной и игровой деятельности можно предложить следующие творческие задания учащимся:
-
Свободная классификация любых источников и быстрое выявление их полезности в познании истории; -
Использование метода сопоставления анализа источников для решения проблем; -
Выявление возможных альтернативных ситуаций исторического развития по источникам; -
Прогнозирование тенденций и динамики развития, явления, процесса, вероятных последствий исторического события; -
Сопоставительная оценка разноплановых источников для построения и проверки версий исторического процесса; -
Построение системы своей аргументации на основе источников; -
Защита своего мнения с помощью источников и участие в полемике с привлечением аргументов; -
Реконструкция исторических ситуаций с помощью источников; -
Выработка собственных критериев оценки комплекса источников с целью анализа исторического процесса.
Например, учащиеся 9А класса, изучая тему «Образование антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны», были разбиты на группы и каждая группа выполняла творческое задание по предложенным историческим источникам. Представляю часть таких заданий:
Позиции американских сторонников оказания помощи воюющим против Германии державам и «изоляционистов».
Из послания президента Ф.Д. Рузвельта Конгрессу США (6 января 1941 г.)
«Мы оказываем повсюду самую решительную поддержку тем народам, которые борются против агрессии и тем самым не дают войне распространиться на наше полушарие… Сейчас перед нами стоит неотложная необходимость быстрого и всестороннего увеличения производства вооружений…Я прошу Конгресс предоставить мне полномочия и денежные фонды, необходимые для организации производства дополнительных количеств всевозможных видов вооружений и боеприпасов, чтобы передать их тем народам, которые уже сражаются с агрессивными державами. Сейчас мы можем играть наиболее полезную роль, если мы станем их и своим собственным арсеналом. Им не нужна людская сила. Им нужно оружие защиты, стоимость которого равняется миллиардам долларов».