Файл: Формирование гражданской идентичности учащихся в рамках новых фгос на уроках гуманитарного цикла.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тезисы Калинина Е.К., учитель русского языка и литературы, и Улитина Е.В., учитель истории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 города Няндома»
«Формирование гражданской идентичности учащихся в рамках новых ФГОС на уроках гуманитарного цикла»

С 2009 года мы посещали школу по правам человека, которую организует и проводит Архангельская региональная общественная организация «Возрождение российской культуры» при участии ЦГО АО ИОО. На этих занятиях педагогов не только знакомят с новыми направлениями школьного образования, образовательными технологиями, но и учат на практике применять активные формы и методы обучения и воспитания.

Это обусловлено современными требованиями: перспектива, развертывающаяся перед сферой образования в условиях новых научных представлений о личности и ее взаимоотношениях с миром, может быть определена только «как перспектива бесконечного развития человека». В рекомендациях Министерства образования РФ также прописаны перспективы работы школы: «создание в образовательных учреждениях такого механизма разработки, утверждения и использования образовательных программ, которые бы обеспечил» наряду с другими, комфортные условия социализации личности».

Дать знания, развить навыки и умения не самоцель. Гораздо важнее не просто пробудить интерес к познанию, но и воспитать в ребенке личность - человека сочувствующего, неравнодушного, готового и способного прийти на помощь. В докладе председателя Международной комиссии по образованию для ХХI века Жака Делора говорится о четырех «столпах образования»: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, учиться жить».

Формирование гражданской идентичности является ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России.

Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения
системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.

Ключевые задачи, решение которых основано на гражданском воспитании и формировании гражданской идентичности включают обеспечение безопасности российского государства и общества, сохранение государственной независимости России; преодоление мировоззренческого кризиса, преодоление кризиса доверия к государственной власти и возрождение уважения к государству, обществу, семье; отечественному историческому и культурному наследию.

Система образования, которая формируется в России, должна обеспечить условия для гармонизации общечеловеческой, гражданской этнической идентичности в процессе становления человека. Как достичь этого? В современной школе успешность формирования гражданской идентичности личности во многом зависит, на наш взгляд, от интегрированного изучения истории России, краеведения, обществознания, русского языка и литературы. Причем объединяющим элементом не может не стать художественная литература, так как она призвана сыграть особую роль в формировании творчески развитой, активной и толерантной личности, обладающей гражданской идентичностью. Вместе с писателем «следуя за героем», учащиеся осваивают мир в эстетической и мировоззренческой сущности. Художественное слово и исторический пример способствует более действенному формированию взглядов у детей.

Жизненный опыт учащихся, даже старшеклассников, очень невелик. Им еще очень трудно самостоятельно выработать правильную точку зрения на мир и людей. Вот прочему интеграция уроков гуманитарного цикла помогает создать условия для воспитания разносторонней личности. В данной статье мы хотим привести примеры применения такой интеграции в урочной деятельности.

Гуманитарный проект уроков по истории, литературе, обществознанию и краеведению «Отражение николаевской эпохи в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».


План проведения проекта:


  1. Выбор темы

  2. Мозговой штурм - выбор тем индивидуальных исследований учащихся

  3. Уроки:

  • Произведение Н.В.Гоголя и «Николаевская эпоха» (литература и история);

  • Чиновничество в комедии и в реальной жизни (литература и история)

  • Хлестаков. Личность в обществе (литература, обществознание)

  • Жизнь города N (литература и краеведение).


  • Семинар-исследование «Отражение Николаевской эпохи в произведении Н.В.Гоголя «Ревизор»

  • Внеклассное мероприятие «Бал у ревизора».

    Урок №1: «Отражение Николаевской эпохи в произведении Н.В.Гоголя «Ревизор»

    УРОК - РАССУЖДЕНИЕ

    Основная содержательная линия:

    • Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» - отражение российской действительности или клевета на нее?

    • Что дало основание критикам утверждать, что «критик пригвоздил к столбу николаевский режим»?

    • Время правления Николая I – это апогей самодержавия», тормозивший развитие России или вынужденные мероприятия государства для концентрации сил по созданию базы для проведения либеральных реформ 60-70-х годов XIX века?

    Урок №2

    Тема : Чиновничество в комедии и в реальной жизни.

    Тип урока: обобщение собранного материала

    Основные содержательные линии:

    • Чиновники в комедии Гоголя «Ревизор»;

    • Бюрократический аппарат России и причины его возникновения и развития;

    • Ответ на вопрос «все ли чиновники были таковы, как в комедии Гоголя?»

    Урок №3: «Хлестаков. Личность в обществе»

    Форма урока: урок - карусель

    Основные содержательные линии:

    • «Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди – обстоятельства»

    К.Маркс

    Цели урока: познакомить учащихся с научными представлениями об уникальности человеческой личности, показать влияние социальных и природных условий на ее формирование, научит уважительно и терпеливо относиться к любой личности – даже той, которая иначе мыслит, живет и проявляет себя в обществе.

    Урок №4: «Жизнь города N»

    Форма урока: комбинированный урок - путешествие, урок – сомнение с элементами дискуссии.

    Основные содержательные линии:

    • Город N- типичный облик российских городов первой половины XIX века

    • Наш город – это отражение произведения Гоголя;

    • Наш город – это противоречие гоголевскому городу N

    Урок №5: «Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» - отражение российской действительности или клевета на нее?»

    Форма урока: повторительно-обобщающий урок в форме мини конференции, защиты творческих проектов

    Основные содержательные линии:

    • Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» - отражение российской действительности или клевета на нее?

    • Почему Н.В.Гоголь, по его собственному утверждению, огорчался, когда зрителям было лишь смешно во время просмотра спектакля?

    • Время правления Николая I – это «апогей самодержавия», тормозивший развитие России или вынужденные мероприятия государства для концентрации сил по созданию базы для проведения либеральных реформ второй половины XIX века?


    • Бессмертие комедии Гоголя «Ревизор» - миф или реальность?


    Второй пример – это интегрированный урок в 11 классе « Личность. Общество. Власть»

    Форма урока: урок - рассуждение

    Основная содержательная линия: «Человек не должен жаловаться на времена; из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его» Т.Карлейль
    Цели урока: познакомить учащихся с научными представлениями об уникальности человеческой личности, показать влияние социальных, исторических и природных условий на ее формирование, научит уважительно и терпеливо относиться к любой личности – даже той, которая иначе мыслит, живет и проявляет себя в обществе.
    Задачи урока:

    • Развитие творческого стиля мышления у школьников;

    • Развитие коммуникативных навыков работы у учащихся, умение работать в команде;

    • Научить детей кратко и четко выражать свои мысли, умению слушать и слышать друг друга;

    • Развитие навыков самостоятельной работы у школьников.


    В 70-е годы «железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов. Это порой объяснялось даже не содержанием самих работ, а политической оценкой их авторов, которые негативно высказывались о тех или иных действиях советского руководства.

    Деятели культуры и ученые, которые не принимали «правила игры» и выступали с собственными оценками, суждениями, сомнениями, чаще всего оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей.

    Учащимся предлагаются следующие задания:

    Назвать наиболее ярких представителей диссидентского движения.

    Сделать сообщения о Сахарове, Окуджаве, Высоцком, Солженицыне.

    Вопросы для размышления:

    • На чьей стороне ваши симпатии в споре диссидентов и власти в 1960-1980-е гг.? Почему?


    Д/З Как вы думаете, какую позицию вы выбрали бы, доводись вам жить в те годы:

    - лояльность власти;

    - активное сотрудничество с нею;

    - пассивное сопротивление;

    -активная борьба с существующем строем;

    - безразличие ко всему?

    В заключение урока необходимо вернуться к главному вопросу: «Человек не должен жаловаться на времена; из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его»
    Т.Карлейль

    Учащимся предлагают заполнить карточки, где можно кратко выразить свое отношение к теме и уроку в целом.

    П



    ПОЗИЦИЯ «Мы считаем, что…»

    О



    ОБОСНОВАНИЕ «Потому, что…»

    П



    ПРИМЕР «Мы можем подтвердить свои слова…»

    С



    СДЕДСТВИЕ, ВЫВОД «В связи с этим мы пришли к выводу…»,

    «Из всего выше сказанного следует…»


    Третий пример интегрированного урока по обществознанию, литературе и краеведению «Спешите делать добро».

    Цель: Формирование у учащихся доброты и милосердия.
    Задачи:

    • выявить правильные и ошибочные представления о доброте и добрых делах вообще;

    • помочь учащимся стать нравственно совершеннее, помочь сделать свой нравственный выбор;

    • содействовать становлению личности, способной самостоятельно выбирать собственную позицию и отдавать себе отчет в том, какую жизнь он предпочитает;

    • воспитывать чуткость к окружающим, способность откликаться на прекрасное, доброе.

    Ход мероприятия.


    1. Вступительное слово учителя.

    Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились. Так ли это? Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера. Делать добро людям – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей. И я вам предлагаю тему для разговора о доброте, которая всегда согревает душу того, кто ее сотворил.

    1. Осознание темы занятия – игра в ассоциации.

    Оборудование – мягкая игрушка.

    Доброта – это… ( Какие ассоциации вызывает у вас этот предмет?Что такое доброта?

    Как они связаны?)