Файл: Формирование гражданской идентичности учащихся в рамках новых фгос на уроках гуманитарного цикла.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тезисы Калинина Е.К., учитель русского языка и литературы, и Улитина Е.В., учитель истории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 города Няндома»
«Формирование гражданской идентичности учащихся в рамках новых ФГОС на уроках гуманитарного цикла»
С 2009 года мы посещали школу по правам человека, которую организует и проводит Архангельская региональная общественная организация «Возрождение российской культуры» при участии ЦГО АО ИОО. На этих занятиях педагогов не только знакомят с новыми направлениями школьного образования, образовательными технологиями, но и учат на практике применять активные формы и методы обучения и воспитания.
Это обусловлено современными требованиями: перспектива, развертывающаяся перед сферой образования в условиях новых научных представлений о личности и ее взаимоотношениях с миром, может быть определена только «как перспектива бесконечного развития человека». В рекомендациях Министерства образования РФ также прописаны перспективы работы школы: «создание в образовательных учреждениях такого механизма разработки, утверждения и использования образовательных программ, которые бы обеспечил» наряду с другими, комфортные условия социализации личности».
Дать знания, развить навыки и умения не самоцель. Гораздо важнее не просто пробудить интерес к познанию, но и воспитать в ребенке личность - человека сочувствующего, неравнодушного, готового и способного прийти на помощь. В докладе председателя Международной комиссии по образованию для ХХI века Жака Делора говорится о четырех «столпах образования»: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, учиться жить».
Формирование гражданской идентичности является ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России.
Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения
системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.
Ключевые задачи, решение которых основано на гражданском воспитании и формировании гражданской идентичности включают обеспечение безопасности российского государства и общества, сохранение государственной независимости России; преодоление мировоззренческого кризиса, преодоление кризиса доверия к государственной власти и возрождение уважения к государству, обществу, семье; отечественному историческому и культурному наследию.
Система образования, которая формируется в России, должна обеспечить условия для гармонизации общечеловеческой, гражданской этнической идентичности в процессе становления человека. Как достичь этого? В современной школе успешность формирования гражданской идентичности личности во многом зависит, на наш взгляд, от интегрированного изучения истории России, краеведения, обществознания, русского языка и литературы. Причем объединяющим элементом не может не стать художественная литература, так как она призвана сыграть особую роль в формировании творчески развитой, активной и толерантной личности, обладающей гражданской идентичностью. Вместе с писателем «следуя за героем», учащиеся осваивают мир в эстетической и мировоззренческой сущности. Художественное слово и исторический пример способствует более действенному формированию взглядов у детей.
Жизненный опыт учащихся, даже старшеклассников, очень невелик. Им еще очень трудно самостоятельно выработать правильную точку зрения на мир и людей. Вот прочему интеграция уроков гуманитарного цикла помогает создать условия для воспитания разносторонней личности. В данной статье мы хотим привести примеры применения такой интеграции в урочной деятельности.
Гуманитарный проект уроков по истории, литературе, обществознанию и краеведению «Отражение николаевской эпохи в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
План проведения проекта:
-
Выбор темы -
Мозговой штурм - выбор тем индивидуальных исследований учащихся -
Уроки:
-
Произведение Н.В.Гоголя и «Николаевская эпоха» (литература и история); -
Чиновничество в комедии и в реальной жизни (литература и история) -
Хлестаков. Личность в обществе (литература, обществознание) -
Жизнь города N (литература и краеведение).
Семинар-исследование «Отражение Николаевской эпохи в произведении Н.В.Гоголя «Ревизор»
Внеклассное мероприятие «Бал у ревизора».
Урок №1: «Отражение Николаевской эпохи в произведении Н.В.Гоголя «Ревизор»
УРОК - РАССУЖДЕНИЕ
Основная содержательная линия:
-
Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» - отражение российской действительности или клевета на нее? -
Что дало основание критикам утверждать, что «критик пригвоздил к столбу николаевский режим»?
-
Время правления Николая I – это апогей самодержавия», тормозивший развитие России или вынужденные мероприятия государства для концентрации сил по созданию базы для проведения либеральных реформ 60-70-х годов XIX века?
Урок №2
Тема : Чиновничество в комедии и в реальной жизни.
Тип урока: обобщение собранного материала
Основные содержательные линии:
-
Чиновники в комедии Гоголя «Ревизор»; -
Бюрократический аппарат России и причины его возникновения и развития; -
Ответ на вопрос «все ли чиновники были таковы, как в комедии Гоголя?»
Урок №3: «Хлестаков. Личность в обществе»
Форма урока: урок - карусель
Основные содержательные линии:
-
«Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди – обстоятельства»
К.Маркс
Цели урока: познакомить учащихся с научными представлениями об уникальности человеческой личности, показать влияние социальных и природных условий на ее формирование, научит уважительно и терпеливо относиться к любой личности – даже той, которая иначе мыслит, живет и проявляет себя в обществе.
Урок №4: «Жизнь города N»
Форма урока: комбинированный урок - путешествие, урок – сомнение с элементами дискуссии.
Основные содержательные линии:
-
Город N- типичный облик российских городов первой половины XIX века -
Наш город – это отражение произведения Гоголя; -
Наш город – это противоречие гоголевскому городу N
Урок №5: «Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» - отражение российской действительности или клевета на нее?»
Форма урока: повторительно-обобщающий урок в форме мини конференции, защиты творческих проектов
Основные содержательные линии:
-
Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» - отражение российской действительности или клевета на нее?
-
Почему Н.В.Гоголь, по его собственному утверждению, огорчался, когда зрителям было лишь смешно во время просмотра спектакля? -
Время правления Николая I – это «апогей самодержавия», тормозивший развитие России или вынужденные мероприятия государства для концентрации сил по созданию базы для проведения либеральных реформ второй половины XIX века?
-
Бессмертие комедии Гоголя «Ревизор» - миф или реальность?
Второй пример – это интегрированный урок в 11 классе « Личность. Общество. Власть»
Форма урока: урок - рассуждение
Основная содержательная линия: «Человек не должен жаловаться на времена; из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его» Т.Карлейль
Цели урока: познакомить учащихся с научными представлениями об уникальности человеческой личности, показать влияние социальных, исторических и природных условий на ее формирование, научит уважительно и терпеливо относиться к любой личности – даже той, которая иначе мыслит, живет и проявляет себя в обществе.
Задачи урока:
-
Развитие творческого стиля мышления у школьников; -
Развитие коммуникативных навыков работы у учащихся, умение работать в команде; -
Научить детей кратко и четко выражать свои мысли, умению слушать и слышать друг друга; -
Развитие навыков самостоятельной работы у школьников.
В 70-е годы «железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов. Это порой объяснялось даже не содержанием самих работ, а политической оценкой их авторов, которые негативно высказывались о тех или иных действиях советского руководства.
Деятели культуры и ученые, которые не принимали «правила игры» и выступали с собственными оценками, суждениями, сомнениями, чаще всего оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей.
Учащимся предлагаются следующие задания:
Назвать наиболее ярких представителей диссидентского движения.
Сделать сообщения о Сахарове, Окуджаве, Высоцком, Солженицыне.
Вопросы для размышления:
-
На чьей стороне ваши симпатии в споре диссидентов и власти в 1960-1980-е гг.? Почему?
Д/З Как вы думаете, какую позицию вы выбрали бы, доводись вам жить в те годы:
- лояльность власти;
- активное сотрудничество с нею;
- пассивное сопротивление;
-активная борьба с существующем строем;
- безразличие ко всему?
В заключение урока необходимо вернуться к главному вопросу: «Человек не должен жаловаться на времена; из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его»
Т.Карлейль
Учащимся предлагают заполнить карточки, где можно кратко выразить свое отношение к теме и уроку в целом.
П | → | ПОЗИЦИЯ «Мы считаем, что…» |
О | → | ОБОСНОВАНИЕ «Потому, что…» |
П | → | ПРИМЕР «Мы можем подтвердить свои слова…» |
С | → | СДЕДСТВИЕ, ВЫВОД «В связи с этим мы пришли к выводу…», «Из всего выше сказанного следует…» |
Третий пример интегрированного урока по обществознанию, литературе и краеведению «Спешите делать добро».
Цель: Формирование у учащихся доброты и милосердия.
Задачи:
-
выявить правильные и ошибочные представления о доброте и добрых делах вообще; -
помочь учащимся стать нравственно совершеннее, помочь сделать свой нравственный выбор; -
содействовать становлению личности, способной самостоятельно выбирать собственную позицию и отдавать себе отчет в том, какую жизнь он предпочитает; -
воспитывать чуткость к окружающим, способность откликаться на прекрасное, доброе.
Ход мероприятия.
-
Вступительное слово учителя.
Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились. Так ли это? Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера. Делать добро людям – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей. И я вам предлагаю тему для разговора о доброте, которая всегда согревает душу того, кто ее сотворил.
-
Осознание темы занятия – игра в ассоциации.
Оборудование – мягкая игрушка.
Доброта – это… ( Какие ассоциации вызывает у вас этот предмет?Что такое доброта?
Как они связаны?)