Файл: Рабочая программа дополнительного учебного предмета Психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочая программа дополнительного учебного предмета «Психология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов социально-экономического профиля:
38.02.04 «Коммерция (по отраслям)».
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Калужской области «Ермолинский техникум».
Разработчик: Карцева Н.А. – преподаватель ГБПОУ КО «ЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ
-
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины -
Структура и содержание учебной дисциплины -
Условия реализации учебной дисциплины -
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
-
ПАСПОРТРАБОЧЕЙПРОГРАММЫУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
«Психология общения»
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программыподготовкиспециалистовсреднегозвенавсоответствиисФедеральнымгосударственнымобразовательнымстандартом(далееФГОС)дляспециальностиСПО:38.02.04 Коммерция(по отраслям)
.
-
Местоучебнойдисциплинывструктурепрограммыподготовкиспециалистовсреднегозвена:
Учебнаядисциплинавходитвсоставобщеобразовательногоучебногоциклаи относится к дополнительным учебным предметам
-
Цели и задачи учебной дисциплины-требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
−взаимосвязь общения и деятельности;
−цели, функции, виды и уровни общения;
−роли и ролевые ожидания в общении;
−виды социальных взаимодействий;
−механизмы взаимопонимания в общении;
− техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
−этические принципы общения;
−источники, виды и способы разрешения конфликтов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
-
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; -
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
-
СТРУКТУРАИСОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
-
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
-
Вид учебной работы | Объем часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 39 |
В том числе: | |
Практические занятия | 14 |
Промежуточная аттестация в форме зачета |
-
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержаниеучебногоматериала,лабораторныеработыипрактическиезанятия,самостоятельнаяработаобучающихся | Объемчасов | Уровеньосвоения |
1 | 2 | | 4 |
Раздел1.Введениевпсихологиюобщения | | | |
Тема 1.1. Психология как наука. Методы психологии. | Определениепонятия«психологии».Предмет,принципы,психологии.Характеристикасвязипсихологиисдругиминауками.Методыпсихологии ( наблюдение, беседа, тестирование,эксперимент,анализдокументов,анализпродуктовдеятельности,социометрия). | 1 | 1 |
Раздел2.Закономерностивнутреннейпсихологическойдеятельностиличности | | | |
Тема 2.1.Психическиеявлениячеловека. Представление о личности в психологии | Определениепонятия«Психика».Сознание,бессознательное.Описаниеосновныхпсихическихявлений: психические процессы; психические свойства, психические состояния, психические образования. Понятияиндивида,личности,индивидуальности.Охарактеризоватьструктуруличности:психологическая,мировоззренческая,социально-психологическаястороны.Характеристиканаправленийпсихологии:бихевиоризм,психоанализ,гуманистическаяпсихология,когнитивная психология. | 1 | 2 |
Тема2. 2. Психологические свойства и эмоциональные состояния личности | Определение понятий: темперамент, характер, способности, направленность. Характеристика типов темперамента. Описание структуры характера. Классификация характера. Виды способностей. Направленность личности. Определениеихарактеристикапонятий:воля,эмоции,настроение,чувства,стресс,аффект,фрустрация. | 2 | 2 |
Практическое занятие:«Психические явления личности». | 2 | | |
Раздел3.Психологияобщения | | | |
Тема 3.1. Понятие общения. Функции, структура общения | Определение понятия«Общение». Описание функций общения. Коммуникативнаяструктураобщения(коммуникативная,интерактивная,перцептивнаястороныобщения). | 1 | 2 |
Тема3.2. Стили общения. Ролевые позиции в общении | Характеристикастилейобщения(светское,духовное,деловое,примитивное,манипулятивное,формально-ролевое,гуманистическое). Характеристикавидоввзаимоотношенийлюдей.Характеристикаролевыхпозицийвобщении (родитель, взрослый, ребенок). | 1 | 2 |
Тема 3.3.Средстваобщения. Кинесические Средства общения | Вербальные и невербальные средства общения. Значение вербальных и невербальных средств общения. Описаниеневербальныхсредствобщения.Характеристикакинесическихсредств(мимика,жесты,визуальныйконтакт,позыижесты,походка). | 1 | 2 |
Тема 3.4. Интерпретация поз и жестов | Описаниежестовоткрытостиизакрытости,жестовнеуверенности,психологическогодискомфорта,жестыготовности,лжи,рассерженности,жестыоценочногоотношения. | 1 2 | 2 |
Практическое занятие: «Интерпретация поз и жестов». |
Раздел4.Восприятиеипониманиелюдьмидруг друга в процессе общения | | | |
Тема 4.1.Механизмывосприятиялюдей. Стереотипы в общении | Определениепонятия«Социальноевосприятие».Характеристикамеханизмовформированияпервого впечатления (эффект первичности, эффект новизны, эффект ореола, проекция). Казуальная атрибуция. Стереотипы и их виды (антропологические, национальные и социальные: социально-статусные,эксперссивно-эстетические,вербально-поведенческиестереотипы).Характеристикавизуализации—способ защиты от ошибок социального восприятия. Механизмы восприятия хорошо знакомых людей). | 1 | 2 |
Тема 4.2. Самоподача в процессе общения | Определение понятия «Самоподача». Виды самоподачи. Самоподачи превосходства, привлекательности, отношения. | 1 | 2 |
Раздел5.Технологии эффективной коммуникации | | | |
Тема5.1. Конструктивное общение. Техники конструктивного общения. Психологические приемы расположения к себе | Описание техник конструктивного общения. Характеристика приемов по избеганию ошибок поведения. Описание психологических приемов расположения к себе (прием «Имя собственное», прием «Зеркало отношений», прием «Комплименты»). Виды комплиментов. | 1 | 2 |
Практическое занятие: «Техники конструктивного общения». | 2 | |
Тема 5.2.Процессслушания. Виды слушания | Видыслушания(активное,пассивное,эмпатическое),иххарактеристика.Описаниеприемовактивногослушанияиэмпатическогослушания.Ошибкислушания.Правилаэффективногослушания. | 1 | 2 | |
Практическое занятие: «Приемы и правила активного слушания». | 2 | | ||
Тема 5.3.Барьерыв общении | Определение понятия «Барьеры общения». Виды барьеров (вербальные и невербальные барьеры, индивидуально- типологигеские особенности людей как барьер общения, барьеры избегания, Барьеры авторитета, барьеры непонимания, внутренние барьеры). Способы преодоления барьеров. | 1 | 2 | |
Тема5.4. Управление эмоциями и чувствами. Способы снятия Эмоциональной напряженности | Правила управления своими эмоциями. Воздействие на эмоциональные переживания партнера по общению. Способы снятия эмоциональной напряженности (рационализация гнева, визуализациягнева,релаксациягнева).Конструктивноевыражениенегативныхэмоций. | 2 | 2 | |
Практическоезанятие:«Разрядкаотрицательныхэмоцийитехникисамоуспокоения». | 2 | | ||
Раздел6.Конструктивноепреодолениеконфликтов | | | ||
Тема6.1. Природа и роль конфликтов | Понятие конфликта. Структура конфликта. Стадии конфликта. Предпосылки конфликтных ситуаций. Классификация конфликтов. | 1 | 2 | |
Тема6.2.Способыиправиларазрешения конфликтов. | Способыпредупрежденияконфликтов.Правилаповедениявусловияхконфликта.Типытрудных людей. Рекомендации по разрешению конфликтов. | 1 | 2 | |
Практическоезанятие:«Поведениевконфликтныхситуациях.Решениепсихологическихзадач». | 2 | | ||
Раздел7.Деловоеобщение | | | ||
Тема7.1. Деловая беседа как основная форма делового общения | Понятие, цель делового общения. Виды делового общения. Деловая беседа. Этапы деловой беседы. Установление контакта. Ориентация в ситуации. Обсуждение вопросов. Принятие решения. Выход из контакта. | 1 | 2 | |
Тема7.2.Техника и тактика аргументирования. Правила конструктивной критики | Понятиеаргументации.Видыаргументации.Методическиеитактическиеприемыаргументации. Методыаргументации.Манипуляции.Определениепонятия«Конструктивнаякритика».Правилаконструктивнойкритики. | 2 | 2 | |
Практическое занятие:«Аргументация и критика в деловом общении». | 2 | | ||
Тема7.3. Психологические особенности публичного выступления | Этапы публичного выступления. Подготовка публичного выступления. Типичные ошибки публичных выступлений. Описание приемов удержания внимания слушателей. | 2 | 2 | |
Тема7.4. Этика делового общения. | Современные взгляды на место этики в деловом общении. Общиеэтическиепринципы.Характерделовогообщения.Правиладеловогоэтикета. | 1 | 2 | |
Тема7.5. Самопрезентация в деловом общении. | Правила подготовки к интервью. Поведение на собеседовании. Структура резюме. Требования резюме. Виды деловых писем. Правила составления деловых писем. | 1 1 | 2 | |
Практическое занятие: «Психология делового общения». | ||||
| Всего: | 39 | |
Дляхарактеристикиуровняосвоенияучебногоматериалаиспользуютсяследующиеобозначения:
-
–ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); -
–репродуктивный(выполнениедеятельностипообразцу,инструкцииилиподруководством); -
–продуктивный(планированиеисамостоятельноевыполнениедеятельности,решениепроблемныхзадач).
3.УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
-
Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализацияучебнойдисциплинытребуетналичияучебногокабинетасоциально-экономическихдисциплин.
Оборудованиеучебногокабинета:рабочиеместастудентов,рабочееместопреподавателя,комплектучебно-методическихматериалов.
Технические средства обучения: телекоммуникация, компьютеры, проектор, программное обеспечение общего назначения.
-
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
-
Аминов И. И. Психология делового общения. Учебник для студентовобразовательныхучрежденийсреднегопрофессиональногообразования.-М.:ЮНИТИ,2017. -
Психологияобщения:учебникдлястуд.Учрежденийсред.проф.образования/А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия»,2019.—368с. -
СальниковаН.Л.Профессиональнаяэтикаипсихологияделовогообщения.Учебникдлястудентовобразовательныхучрежденийсреднегопрофессиональногообразования.-М.:Академия,2018. -
Лавриненко В. Н. Психологияи этика делового общения. Учебникдлястудентов образовательных учреждений среднего профессиональногообразования.- М.:ЮНИТИ,2017.
Дополнительные источники:
-
Ефимова Н.С. Психология общения. Учебник для студентов образовательных учреждений среднегопрофессиональногообразования.-М.:ИНФРА-М,2019. -
ЕфимоваН.С.Психологияобщения.Практикумпопсихологии:учеб.пособие.М.:ИД«ФОРУМ»:ИНФРА-М.2018 -
СтоляренкоЛ.Д.Психологияделовогообщенияиуправления.Учебникдлястудентовобразовательныхучрежденийсреднегопрофессиональногообразования.
- Ростов-на-Дону, 2013.
-
ЕфимоваН.С.Основыобщейпсихологии.Учебникдлястудентовобразовательныхучрежденийсреднегопрофессиональногообразования.-М.:ИНФРА-М,2019. -
БороздинаГ.В.Психологияделовогообщения.-М.:ИНФРА-М,2016 -
Соснин В. А. Социальная психология. Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.-М.:ИНФРА-М,2020.
Интернет-ресурсы:
http: //Электронный журнал«Психологическая наука и образование». psyedu.ruhttp://Газета«Школьныйпсихолог».psy.1september.ru
4.КОНТРОЛЬИОЦЕНКАРЕЗУЛЬТАТОВОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольиоценкарезультатовосвоенияучебнойдисциплиныосуществляетсяпреподавателемвпроцессепроведенияпрактическихзанятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки Результатов обучения |
Обучающийся должен знать: | |
−цели, функции, виды и уровни общения; | Оценка устных ответов студентов. Оценка работы с учебной и справочной литературой. Контроль Знаний в виде оценки кроссвордов. |
−роли и ролевые ожидания в общении; | Оценкаустныхиписьменныхответовстудентов,наблюдениезавыполнениемпрактическихработ. |
−виды социальных взаимодействий; | Оценка устных и письменных ответов студентов, контроль и оценка выполнения практических работ. |
−механизмы взаимопонимания в общении; | Оценка устных и письменных ответов студентов. Оценка работы с учебной и справочной литературой. |
−техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; | Оценка устных и письменных ответов студентов, контроль и оценка выполнения практических работ, наблюдение за работой в микрогруппах. |
−этические принципы общения; | Оценка устных и письменных ответов студентов,оценказащитырефератовдокладов,контрольиоценкавыполненияпрактическихработ. |
−источники, виды и способы разрешения конфликтов. | Оценка устных и письменных ответов студентов,контрольиоценкавыполненияпрактическихработ,контрользнанийввидерешенияпроблемныхзадач. |
Обучающийся должен уметь: | |
| Оценка выполнения практических работ, письменных и устных ответов студентов, оценка результатов тестирования, контроль умений в виде Решения проблемных задач. |
| Оценка выполнения практических работ, письменных и устных ответов студентов, оценка результатов тестирования, контроль умений в виде решения проблемных задач. |